Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
детей инвалидов………………………………………………………
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей
ребенка-инвалида………………………………..
2.2. Общие технологии социальной
работы с семьями,
детей-инвалидов………………………………………
2.3. Специфика разработки
индивидуальных программ реабилитации
для детей-инвалидов (на примере Управления
социальной защиты населения администрации
города Трехгорного)…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер.
По данным Министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2010 года, численность детей-инвалидов в России составляет 549 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами – 73 545 человек. [16]
Факт рождения в семье ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Эмоциональный стресс отражается на супружеских отношениях (по статистике около 58% таких семей распадаются).
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. [17, c.11]
Сегодня в России предпринимаются
различные меры на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях по решению
проблем семей с детьми-
Объект исследования – проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Предмет исследования – социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
Методы исследования: изучение и анализ научной и учебной литературы, статистических данных, нормативных правовых источников с письменной фиксацией необходимых сведений.
Структура курсовой работы отражает последовательность и состоит из:
- введения;
- основной части, которая содержит 2 главы;
- заключения;
- списка источников и литературы.
В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты
Во второй главе рассматриваются технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Инвалид - лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной
защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная
или частичная утрата лицом способности
или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться,
общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства
функций организма и ограничения жизнедеятельности
лицам, признанным инвалидами, устанавливается
группа инвалидности, а лицам в возрасте
до 18 лет устанавливается категория "ребенок
- инвалид". [7]
В случае детей-инвалидов, основное бремя заботы о ребенке ложится на членов семьи, что существенным образом сказывается на всех сферах их
жизнедеятельности, ведет к снижению качества жизни.
Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой,
которой соответствует присущая
только для нее атмосфера
отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени
влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее
психическое состояние самих родителей.
Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов
взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого
ребенка как личности.
Большинство работ сфокусировано на изучении того, как имеющиеся особенности семейных отношений влияют на развитие ребенка с отклонениями в развитии, и, сравнительно немного работ рассматривают обратное влияние: как рождение ребенка с отклонениями в развитии сказывается на семейном функционировании.
Исследование
Анализ результатов
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны.
Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношения обшества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. [22, c. 9]
Нарушения в развитии и недостатки в здоровье ребенка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый социальный климат в семье. Понятие внутрисемейного климата характеризует разнообразные стороны жизни семьи, включая и принципы семейного воспитания. В этой связи представляют интерес работы А.И. Захарова, в которых наряду со специальными проблемами, касающимися специфики возникновения неврозов у детей, рассматриваются особенности личностей их родителей (слабость, ригидность, «закрытость» «конфликтность», эмоциональная нестабильность), социально-психологическая структура семей, особенности воспитания. Автор предлагает свой подход к классификации типов неправильного воспитания. Приведем некоторые из них.
В отличие от семей, воспитывающих детей с невротическими расстройствами, принципы семейного воспитания при шизофрении имеют в большей мере переучивающий характер (О. Бах, В.М. Воловик, В.Л. Гайда, А.П. Коцюбинский). Они не затрагивают процессуальной основы заболевания и направлены на устранение ситуаций, являющихся источником эмоционального напряжения в семье. Задачи реабилитации больных направлены на достижение взаимопонимания между ее членами, создание в семье атмосферы, благоприятствующей лечению и социальному восстановлению больного.
Социально-психологическое исследование семей, воспитывающих детей и подростков с детским церебральным параличом, было проведено И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой. В задачи исследования входило изучение влияния болезни ребенка на характер семейных отношений, а также воздействия семейных отношений на стиль воспитания больного ребенка в семье и формирование его личности.
Результаты обследования семей, в которых воспитывались дети с тяжелым неврологическим заболеванием в возрасте от 7 до 16 лет, показали, что преобладающим стилем воспитания являлась гиперопека. Известно, что такой стиль воспитания приводит к психопатическому
развитию личности больного ребенка и формирует в нем эгоцентрические установки. Почти все родители, использующие этот стиль воспитания, снизили свою трудовую и социальную активность. Небольшую часть (12%) составили семьи, в которых имело место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении с ним. Знаменательно, что авторы публикации указывают на зависимость используемого родителями типа семейного воспитания от их психологических особенностей.
Следует также отметить исследование В.С. Чавес, направленное на изучение семейного воспитания детей и подростков с детским церебральным параличом. Показано, что ведущим стилем семейного воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция. Это проявляется в преобладании повышенной заботы о здоровье ребенка, удовлетворении всех его потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания также способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости, снижает волевую и социальную активность ребенка. Анализ результатов свидетельствует о высоком уровне эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), проявившихся у родителей. Одновременно автор подчеркивает значение выявленной фиксированное матерей на физической и психической беспомощности их детей. [22, c. 17]
В своих трудах Холостова
Е.И. рассматривала Идеологию
Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов