Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
Объем и структура реабилитационных
услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной
программе реабилитации (ИПР), разрабатываемой
бюро медико-социальной экспертизы, должны
определяться с учетом комплекса
медицинских, личностно-психологических,
социально-педагогических факторов. При
этом необходимо учитывать анатомо-
Формирование индивидуальной
программы реабилитации ребенка-инвалида
имеет свои особенности по сравнению
с ИПР для взрослых инвалидов.
Значение имеет ряд факторов. Прежде
всего, это возраст – термин «дети-инвалиды»
в настоящее время охватывает
детей и подростков в возрасте
до 18 лет. В этот период происходит физическое
и психическое развитие ребенка,
формирование его личности, социализация
и интеграция в общество. В то
же время детский возраст
– младенческий возраст – до 1 года,
– ранний возраст – 1−2 года,
– дошкольный возраст – 3−6 лет,
– младший школьный возраст – 7−10 лет,
– средний школьный или подростковый возраст – 11 −14 лет,
– старший подростковый возраст или ранняя юность – 15−18 лет.
Для каждого возрастного периода характерны определенные качественные характеристики психического развития и ведущие виды деятельности. [10]
Специфика детского возраста
и основных видов деятельности ребенка
накладывает отпечаток на структуру
основных мероприятий ИПР. В связи
с этим до окончания обучения ребенка
в школе целесообразно
Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образование предусматривает
обеспечение готовности к самоопределению
и самореализации в основных сферах
жизнедеятельности. В процессе образования
развиваются способности к
Коррекционное обучение предполагает
усвоение социального опыта специальными
методами, учитывающими недостатки психического
и физического развития ребенка.
Коррекционное развитие предполагает
преодоление недостатков
Под специальным образованием
понимают обучение детей со специальными
нуждами. Оно направлено на развитие
индивидуальных возможностей ребенка
для достижения максимальной адаптации
и социальной реабилитации. Система
специального образования включает
сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных
и реабилитационно-
Кроме того, ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной задачей является определение возможности обучения в массовой школе, а также определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3 группы:
1. С легкой степенью
нарушений в обучении (в том
числе дети с задержкой
2. С умеренными нарушениями
в обучении (дети с умеренными
нарушениями зрения, слуха, речи,
физическими отклонениями) – их
рекомендуется интегрировать
3. С тяжелыми нарушениями
в обучении (умственно отсталые
дети, с выраженными нарушениями
зрения и слуха) – их обучение
рекомендуется осуществлять в
специальном учебном заведении,
В плане профессиональной
реабилитации основной акцент в ИПР
делается на профориентацию – формирование
профессиональных планов. В процессе
профессионального подбора для
подростка-инвалида в отличие от
взрослого формируются
При определении условий труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:
– условия труда должны соответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием
– психические и физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида
– труд детей-инвалидов должен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов, скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели. [10]
Особое внимание следует
уделить психологической
Основные формы
а) психологическая поддержка
и психологическое
б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. [10]
Родители – основные участники
реабилитации, особенно если ребенок
по тем или иным причинам не посещает
никакого учебно-воспитательного
Таким образом, мы изучили технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. К изучаемой проблеме в своих работах обращаются И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой, В.С. Чавес , Е.И. Холостова, А.И. Захаров .
Численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин; ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Таким образом, в последние
годы наметилась тенденция улучшения
социальной поддержки семей с
детьми с ограниченными физическими
и умственными возможностями. Этому
способствовал ряд
Особое внимание уделяется
социальному обслуживанию детей-инвалидов,
развитию социально-реабилитационных
услуг. На данный момент в Челябинске
насчитывается 26 специализированных реабилитационных
центров, всего в России их около
2000 (вместе с отделениями реабилитации
в учреждениях социального
Но всё это мало отражается
на решении внутренних психологических
проблем родителей ребёнка-
Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.
Кроме того, хочется отметить,
что основная цель ранней социально-реабилитационной
работы связана с обеспечением социального,
эмоционального, интеллектуального
и физического развития ребёнка,
имеющего нарушения, и достижением
максимального успеха в раскрытии
потенциала ребёнка для обучения.
Другая важная цель — предупреждение
вторичных дефектов у детей с
нарушениями развития. Третья цель
состоит в том, чтобы адаптировать
семьи, имеющие детей с задержками
развития так, чтобы эти семьи
могли удовлетворить
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. [28, c. 347]
Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов