Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 85.41 Кб (Скачать файл)

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (п. 3 ст. 16 ФЗ от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ»). [7]

Таким образом, дети-инвалиды имеют право на бесплатное социальное обслуживание.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Инвалидность безусловно признается такой  ситуацией (ст. 3 ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения в РФ»). [7]

В   числе   основных   международных   документов, защищающих    и   гарантирующих   права   этой   категории    детей, можно   назвать   следующие: «Всеобщая    Декларация     прав    человека», «Декларация    о   правах   инвалидов», «Декларация   о   правах   умственно   отсталых   лиц», «Конвенция   о   правах   ребенка», «Стандартные   правила   обеспечения   равных    возможностей    для    инвалидов».  

Для   детей–инвалидов, согласно   «Конвенции   о   правах   ребенка», предусматривается   приоритетное   удовлетворение   особых   потребностей   такого   ребенка   в   области   образования, профессиональной   подготовки, медицинского   обслуживания, восстановления   здоровья, подготовки   к   трудовой   деятельности, а   так   же   обеспечивается     соответствующая   помощь   такому   ребенку   и   его   семье (статья  23). [4]

Таким образом, нами были рассмотрены  теории социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и  выявлены проблемы данных семей.

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,   ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

2.1. Принципы  и направления социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

Воспитание ребенка-инвалида - одна из самых сложных и трудных  задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами».

Относительно реабилитации детей  с ограниченными возможностями, по единодушному мнению специалистов в этой области, Акатова, Дивициной, Зозули, Курбатова, Холостовой, данный процесс необходимо начинать с семьи. Так как роль семьи в реабилитации детей-инвалидов просто трудно переоценить. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов работают социально-реабилитационные центры, деятельность которых способствует сокращению числа детей-инвалидов, поступающие в детские дома-интернаты. Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений, является его многопрофильность. Спектр реабилитационных услуг, предоставляемые центрами, весьма широк.

Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в  отделении дневного пребывания с  использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в центре; амбулаторное обслуживание семей с получением консультаций специалистов.

В рамках развивающегося в  России института социальной работы осуществляется напряженный поиск  оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов  помощи и поддержки семьи и  детей. Социальная работа в целом  и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на конец 2009 года,  около 5000 учреждений социального  обслуживания семьи и детей, в  числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и  другие. Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости  от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

В целях выявления перспективных  социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра  социальных услуг и улучшение  их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи  с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами). [14, с. 115]

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи  как социального института в  целом и каждой конкретной семьи  в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов  или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений  между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса  семьи и могут быть присущи  равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники  в настоящее время могут оказывать  помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта  или распада, заниматься же профилактикой  семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии  большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем  это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в  нашей стране, когда задачи обеспечения  собственно социальной защиты семьи  и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования  и стабилизации семейных отношений  выйдут на первое место.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими. Технологии коррекции  семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так  и профессионализмом самих социальных работников. [27, с. 223]

Главное, что должен учитывать  социальный работник, — это то, что  его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий  спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и  их семьям. Не только малый вес ребенка  при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать  причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью  своевременного обеспечения семьи  специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. В  первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель — обеспечение  социального, эмоционального, интеллектуального  и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третья цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. [28, c. 350]

Социальный работник должен относиться к родителям как к  партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую  потребностям и стилям жизни данной семьи.

Система реабилитации предусматривает  значительный набор услуг, оказываемых  не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы  таким образом, чтобы оказать  помощь индивидуальному и семейному  развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в  естественном окружении, т. е. не в изолированном  учреждении, а по месту жительства, в семье. [25, c. 351]

Программа реабилитации —  это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и  специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются  мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая  поддержка семьи; помощь семье в  организации отдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка. [28, c.352]

Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные  дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в  программу реабилитации будут входить  организация благоприятного окружения  ребенка (включая обстановку, специальное  оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.[28, c. 353]

После начала выполнения программы  осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией  между специалистом-куратором и  родителями ребенка. При необходимости  куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и  семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в  трудностях, возникающих при выполнении программы. [28, c. 353]

Партнерство — это такой  стиль отношений, который подразумевает  полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. [28, c. 355]

Успех любого партнерства  основан на соблюдении принципа взаимного  уважения участников взаимодействия и  принципа равноправия партнеров. Поэтому  социальному работнику желательно консультироваться у родителей  так же часто, как они консультируются  у него. Это важно: во-первых, родителям  предоставляется возможность высказаться  не только о проблемах, но об успехах  и достижениях ребенка, во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать  и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, в-третьих, тем самым проявляется  уважение к родителям и создается  атмосфера доверия — залог  успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии. [28, c. 355]

 Для того чтобы преодолевать  трудности оказания помощи семье  ребенка-инвалида, специалистам необходимо  использовать ресурсы полученные  при работе в команде; организации  консилиума, группы поддержки для  самих специалистов, где специалисты  делятся успехами или обсуждают  неудачи, находя совместное решение  проблем; использовании публикаций  по вопросам социальной работы  и видеотеки для подкрепления  знаний специалистов и для  рекомендации родителям.

 

2.2. Общие технологии  социальной работы с семьями,  воспитывающими детей-инвалидов

Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени  находит отражение в социально-экономических  технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

Медицинская реабилитация включает в  себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др.

По мнению Чернецкой одной из технологий медико - социальной работы является оккупационная терапия.

Оккупационная терапия - терапия повседневными занятиями. Оккупационные терапевты работают в команде со специалистами по социальной работе, врачами, педагогами, психологами. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. [29, с. 268]

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов