Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
Так же в Е.И. Холостова
рассматривала специальные
В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида или обеспечить уход взрослому инвалиду. [26, c. 18]
Одним из основополагающих принципов Евдокия Ивановна выделяла принцип «изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида», ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объективными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожилых людей, переживающих возрастные изменения, то исследованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких показателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохранении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях. В домах-интернатах консервируется социально-психологический комплекс госпитализма, медленнее происходит восстановление функций и компенсация нарушений, более быстрыми темпами угасают интеллектуальные и физические способности.
Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида («калеки») в его собственных глазах и глазах окружающих. Исследования последних пяти лет в нашей стране, более длительные зарубежные исследования и кросс-культурные программы выявили определенную привязанность семьи к имиджу и психологии "особенной", трудность расставания с тем ореолом "мученичества", которым считают себя окруженными члены ряда семей, в которых проживают инвалиды. [26, c. 47]
Эта парадоксальная привязанность
нередко блокирует социально-
В социально-средовом реабилитационном воздействии основная роль принадлежит семье, которая рассматривается как микросоциальная реабилитационная среда. Воспитание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способствует формированию установки на труд, расширению социального опыта (покупки, оплата, доставка и т. д.). Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение навыкам самостоятельного проживания, овладение навыками хозяйственно-бытового труда, умение принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных
рыночных отношениях. [26, c. 92]
Семья, занимающаяся воспитанием ребенка инвалида, находится в достаточно уязвимом социально-психологическом положении. Рождение ребенка с патологией является огромным стрессом для членов как «ядерной», так и расширенной семьи. Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, сталкиваются с рядом проблем.
Проблемы внутри семьи. Воспитание
ребенка-инвалида затрудняет функционирование
семьи и ставит ее членов перед
необходимостью противостоять неблагоприятным
изменениям. Данная ситуация может
характеризоваться как
Выделяется пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов (Торнбал).
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство , в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети – инвалиды.
Статья 9 ФЗ «О социальной защите
инвалидов в РФ» рассматривает
социальную адаптацию как одну из
целей реабилитации инвалида. В данном
случае закон предполагает создание
таких условий, при которых ребенок-инвалид
будет подготовлен к
Воспитание и обучение детей-инвалидов
Ст. 43 Конституции РФ закрепила
право каждого на образование. В
развитие этого положения ФЗ «Об
образовании» от 10.07.92г. № 3266-1 (с изменениями
от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря
2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта,
25 июня, 25 июля 2002 г.) гарантирует гражданам
возможность получения
Для обучения детей-инвалидов необходимы:
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» возлагает следующие обязанности на:
Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации
Дети-инвалиды, в зависимости от характера своего заболевания, в той или иной степени нуждаются в различных приспособлениях для облегчения их жизнедеятельности (общения с окружающими, передвижения, совершения каких-либо действий и др.). Согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» индивидуальная программа реабилитации инвалида должна предусматривать виды и формы технических и иных средств, облегчающих быт инвалида. [7]
Беспрепятственный доступ к информации
Государство обязывает органы социальной защиты населения оказывать инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечения тифлосредствами (ст. 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). [7]
Инвалидам и, при необходимости, их семьям и защитникам их интересов следует на всех этапах предоставлять доступ ко всей информации, касающейся диагноза, прав и имеющихся услуг и программ. Такую информацию следует представлять в форме, доступной для инвалидов. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93. № 5487-1.
Беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры
Инвалиды должны иметь
свободный доступ к объектам социальной
инфраструктуры: жилым, общественным и
производственным зданиям, местам отдыха,
спортивным сооружениям, культурно-зрелищным
и другим учреждениям; для беспрепятственного
пользования общественным транспортом
и транспортными
Однако, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Аналогичные мероприятия должны предпринимать предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, они обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропорта и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Бесплатное социальное обслуживание детей-инвалидов
В соответствии со ст. 5 ФЗ от
2.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
инвалиды (в том числе дети-инвалиды),
нуждающиеся в постоянной или
временной посторонней помощи в
связи с частичной или полной
утратой возможности
Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов