Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
Пожалуй, в российской практике многое
из того, чем владеет оккупационный
терапевт в странах Запада, имеется
в арсенале медика, инструктора ЛФК,
дефектолога, а с недавнего времени
и социального работника, поскольку
терапия социальным окружением входит
в сферу его компетенции. Часто
социальный работник выступает в
роли координатора услуг, необходимых
ребенку, взрослому или всей семье,
добиваясь согласованной
Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного мыслей о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация
является самостоятельным направлением
реабилитационной деятельности, направленным
на преодоление страха перед действительностью,
изживание социально-
Обязательной является и профессиональная реабилитация; работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. [11, с. 232]
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Технологии социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей
координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
Адаптационное обучение инвалида и его семьи
Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог осуществляют адаптационное обучение инвалида. С адаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида.
Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий (лекций) в течение 7-10 дней.
Программа обучения включает вопросы;
-об особенностях течения
-о возникающих в результате
нарушения здоровья
-видах и формах социально-
Проблемы осуществления
На этапе первичного освидетельствования
ребенка - инвалида в бюро медико-социальной
экспертизы специалист по социальной
работе по согласованию с клиницистом-экспертом
выявляет тип дефекта и связанные
с ним ограничения
В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технологических составляющих.
Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует семью, имеющую ребенка - инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.
Осуществление социально-бытовой реабилитации детей - инвалидов предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Важной составляющей социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. [26, с. 51]
Образовательная реабилитация детей - инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов. Блокада этого доступа для лиц с ограниченными возможностями практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высокого социального статуса.
Вообще социокультурная
Социокультурная деятельность выступает
важнейшим социализирующим
В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
Социальная реабилитация включает
в себя работу с семьями, где воспитываются
дети, социальный патронаж, организацию
юридических консультаций, лектория
для родителей, досуга детей, работу
летнего реабилитационного
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности. Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Социальная реабилитация имеют целью уменьшить проявления социальной недостаточности.
В процессе реабилитации на разных уровнях
затрагиваются различные
На микроуровне социальной реабилитации
ребенок-инвалид
На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждения.
На макроуровне целью
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни. [11, с. 236]
Управление социальной защиты населения администрации города Трехгорного является отраслевым (функциональным) органом управления, входящим в структуру администрации города Трехгорного, созданным для решения вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
На 2011 год в Управлении социальной защиты населения администрации города Трехгорного состоит 286 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В пределах компетенции Отдел:
Управление социальной защиты населения администрации города
Трехгорного также оказывает такие услуги как:
Проблема детской инвалидности
в стране является одной из самых
актуальных. В структуре заболеваний,
которые приводят к детской инвалидности,
преобладают
Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности инвалида исвязанный с ними реабилитационный потенциал. [25, с. 144]
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов