Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 85.41 Кб (Скачать файл)

Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационный  терапевт в странах Запада, имеется  в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога, а с недавнего времени  и социального работника, поскольку  терапия социальным окружением входит в сферу его компетенции. Часто  социальный работник выступает в  роли координатора услуг, необходимых  ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального  окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки  всей семьи. [29, с. 269]

Весь цикл лечебно-восстановительных  мероприятий сопровождает психологическая  реабилитация, содействуя преодолению  в сознании больного мыслей о бесполезности  реабилитации.

Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личностной позиции. [26, с. 51] Разнообразны виды психологической реабилитации: консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика.

Обязательной является и профессиональная реабилитация; работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных  учреждениях, консультации по направлению  в учебные заведения, работа со службой  занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. [11, с. 232]

Система реабилитации предусматривает  значительный набор услуг, оказываемых  не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы  таким образом, чтобы оказать  помощь индивидуальному и семейному  развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности  должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном  учреждении, а по месту жительства, в семье.

Технологии социальной реабилитации можно определить как способы  осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального  расчленения на процедуры и операции с их последующей

координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов  их выполнения.

Адаптационное обучение инвалида и  его семьи

Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог осуществляют адаптационное обучение инвалида. С  адаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида.

Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий (лекций) в течение 7-10 дней.

Программа обучения включает вопросы;

-об особенностях течения заболевания,  мероприятиях по изменению образа  жизни, диеты, величины физических  и психических нагрузок;

-о возникающих в результате  нарушения здоровья ограничениях  жизнедеятельности, связанных с  ними социально-психологических,  физиологических и экономических  проблемах;

-видах и формах социально-бытовой  помощи инвалиду, методах ухода  за ним, видах технических средств  реабилитации и особенностях  их эксплуатации; видах реабилитационных  учреждений, их местоположении и  спектре оказываемых ими услуг,  и т. д.

Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.  Организация социально-бытовой реабилитации связана рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

На этапе первичного освидетельствования  ребенка - инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом-экспертом  выявляет тип дефекта и связанные  с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях  и вспомогательных устройствах  для осуществления относительно независимого существования в быту. На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.

В ходе осуществления технологии социально-бытовой  реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в  индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сам процесс социально-бытовой  реабилитации инвалидов должен предусматривать  ряд последовательных смысловых  технологических составляющих.

Осуществление социально-бытовой  реабилитации должно начинаться с социально-бытовой  ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует семью, имеющую ребенка - инвалида в его  возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу  его способностей к осуществлению  жизнедеятельности, показывает необходимость  приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой  реабилитации детей - инвалидов предусматривает  обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой  реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. [26, с. 51]

Образовательная реабилитация детей - инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов. Блокада этого доступа для лиц с ограниченными возможностями практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высокого социального статуса.

Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет  блокированную у инвалидов потребность  в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает  важнейшим социализирующим фактором, учит людей общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

В качестве элемента социокультурной  реабилитации можно рассматривать  спортивную реабилитацию инвалидов, в  которой особенно сильны механизмы  соперничества, действующие также  зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия  занятия спортом и участие  в специальных соревнованиях  для инвалидов повышают степень  координации движений, развивают  общение, воспитывают командные  навыки.

Социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются  дети, социальный патронаж, организацию  юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных  или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения  здоровья со стойким расстройством  функций организма, изменения социального  статуса, девиантного поведения  личности. Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Социальная реабилитация имеют целью уменьшить проявления социальной недостаточности.

В процессе реабилитации на разных уровнях  затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.

На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается  во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных  навыков и помощь в осознании  своей субъективности.

На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и  профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты  образования, социальной работы, медицинские  учреждения.

На макроуровне целью осуществления  социальной политики государством выступает  интеграция детей-инвалидов в общество.

Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни. [11, с. 236]

 

 

2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)

 

Управление социальной защиты населения администрации города Трехгорного является отраслевым (функциональным) органом управления, входящим в структуру администрации города Трехгорного, созданным для решения вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.

На 2011 год в Управлении социальной защиты населения администрации  города Трехгорного состоит 286 семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В пределах компетенции Отдел:

  • осуществляет взаимодействие с МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
  • организует работу по направлению в областные реабилитационные учреждения детей с ограниченными возможностями;
  • оказывает методическую и практическую помощь в деятельности МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за деятельностью МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
  • взаимодействует с общественными организациями детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов, женщин, функционирующим на территории города Трёхгорного.

Управление социальной защиты населения администрации города

Трехгорного также оказывает  такие услуги как: 

  • ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • организация предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года;
  • предоставление ежемесячной денежной выплаты на частичное возмещение расходов, связанных с проездом детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, нуждающихся в постоянной посторонней помощи при передвижении, в общеобразовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение и обратно в пределах города Трехгорного.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых  актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди  причин, способствующих возникновению  инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической  обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для  здорового образа жизни, высокий  уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные  условия труда женщин, недостаточный  уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений. [10]

Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с  врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с  умственной отсталостью.

Осуществление всех направлений  социальной реабилитации происходит в  рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать  физические и психофизиологические особенности инвалида исвязанный с  ними реабилитационный потенциал. [25, с. 144]

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида —  разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей  инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов