Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение методик составления индивидуальных программ реабилитаций лиц с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", " социальная реабилитация" , " медицинская реабилитация"
2. Изучить категорий инвалидов.
3.Рассмотреть требования составления индивидуальной программы
4. Выяснить проблему реализации индивидуальных программ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………………...8
1.1. Инвалиды как социально уязвимая категория населения…………………..………………………………………………………8
1.2. Сущностная характеристика концепции независимой жизни инвалидов
………………..…………………………………………………………………...23
1.3. Проблема реабилитации инвалидов………………………………………31
Глава2. Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации.………………………………………………………40
2.1.Нормативно правовая база социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями………………………… …………………….40
2.2. Требования и разработка составления индивидуальных программ …………………………………………………………………………………….44
2.3. Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями ……………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………...56
Литература………………………………
«Инвалид, – говорится
в Законе «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», – лицо,
которое имеет нарушение
«Ограничение
В зависимости от принадлежности
к той или иной группе решаются
вопросы трудоустройства и
Если такой инвалид
живет в семье, многие проблемы решаются
относительно просто. Если он одинок, потребуются
специальные работники, которые
находили бы таких инвалидов, выявляли
их способности, помогали получать заказы,
заключать договора, приобретать
необходимые материалы и
Таким образом, инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: по возрасту; по степени трудоспособности и по характеру заболевания.22
По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории: находящихся в домах- интернатах; проживающих в семьях. Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками. Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.
Дома-интернаты общего типа
предназначены для медико-
В домах - интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста( от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.
Следствием различной
степени нарушений функции
Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.23
Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида. В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.
В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 418% молодых инвалидов).24
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.25
Для создания положительной
терапевтической среды
1.2.Сущностная
характеристика концепции
На протяжении всей
истории, российское
В последние десятилетия
российское общество столкнулось с
обострением проблем в
Первый этап был ориентирован
исключительно на решение материальных
проблем инвалидов (пособия, выплаты
и т.д.). Действующие государственные
программы в отношении
На втором этапе развития социальной политики государством была сделана попытка, создать условия для тех инвалидов, которые хотели, и были способны трудиться. Были созданы трудовые артели и кооперативы инвалидов. Вместе с тем такая направленность социальной политики по-прежнему делала упор на материальную поддержку инвалидов. Правда различие (и достаточно существенное) было в том, что в данном случае была предпринята попытка отказа от поощрения иждивенческих настроений у инвалидов. Им были созданы условия для трудоустройства и возможности самим, зарабатывать средства на жизнь (в дополнение к выплачиваемой пенсии). Но следует учитывать, что приработок был небольшим. Инвалид, как правило, обеспечивался малоквалифицированной, монотонной работой, которая устраивала далеко ни всех.
С ростом культуры общества,
с развитием социальных наук, появляется
понимание того, что необходимо удовлетворять
не только материальные потребности
инвалидов, но и социальные, появляется
понимание необходимости
К недостаткам реализации
этого нового этапа развития социальной
политики в России можно отнести
организационную зависимость
Между тем, в конце двадцатого столетия, российское общество столкнулись с тем, что среди инвалидов увеличилось количество людей со средним и высшим образованием. Появляются новые технические средства, позволяющие инвалидам активно участвовать в труде, в общественной жизни. Изменилось само содержание труда в обществе. Трудовые процессы стали наукоемкими, требующими глубоких знаний. В тоже время они не создают непреодолимых препятствий для участия в них людей с ограниченными физическими возможностями. Эта новая ситуация требует пересмотра ряда законодательных положений в сфере труда, нового подхода к оценке возможности участия инвалидов в производстве и бизнесе. Вместе с тем, социальная политика не вполне конструктивно реагирует на это, и либо просто уходит, либо избегает этих проблем.
Как следствие этого, высокообразованная
молодежь, имеющая ограниченные физические
возможности, мало вовлекается в
производственную деятельность, в деятельность
общественных организаций. Молодые
инвалиды страдают от изоляции, низкой
самооценки и сталкиваются с препятствиями,
которые мешают им учиться, работать,
создавать семью и иметь
Информация о работе Технология социальной работы и реализация индивидуальной программы реабилитации