Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Задачи семейной политики. Научно-теоретические основы и характеристика социальной работы с семьёй, принципы взаимодействия семьи и государства. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих  мальчиков на примере МОУ СОШ  №9 г. Выкса.

Содержание

Введение

1. Научно-теоретические  основы социальной работы с  семьёй

1.1 Характеристика  социальной работы с семьей

1.2 Основы государственной  семейной политики

1.2.1 Цели и задачи  семейной политики

1.2.2 Принципы взаимодействия  семьи и государства

1.3 Деятельность  системы учереждений по обслуживанию  семей

2. Формы и методы  социальной работы с неполными  семьями, воспитывающих мальчиков  на примере МОУ СОШ №9 г.  Выкса

2.1 Особенности  работы социального работника  с неполными семьями, воспитывающими  мальчиков

2.2 Анализ исследовательской  работы, проводимой в МОУ СОШ  №9 г. Выкса

2.3 Практические  рекомендации для повышения эффективности  социально-педагогической помощи  неполным семьям, воспитывающим  мальчиков

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает  в нем. На развитие человека оказывает  влияние множество различных  факторов, как биологических, так  и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который  выполняет функцию обеспечения  безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия  растет число малых семей, состоящих  из одного родителя, чаще всего матери - неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с  одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок  нуждается в доме, где есть и  отец, и мать», - пишет известный  социолог И. Кон [13, с. 17]. При этом статистические данные показывают, что в России каждый седьмой ребёнок, не достигший  восемнадцатилетнего возраста, растет в семье с одним родителем, как правило, с матерью [16, с. 12].

При воспитании мальчика перед овдовевшей или разведенной  женщиной, незамужней матерью стоят  неодинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь  независимо оттого, что основа, по существу, одна - воспитанием ребенка в семье  занимается только один человек. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. Это  способствует появлению нарушений  в поведении и психике ребенка. Поэтому здесь необходимо оказать  одинокой матери помощь в воспитании будущего мужчины. Это и обусловливает  актуальность данной темы.

Объектом исследования является процесс воспитания мальчиков  в неполных семьях.

Предмет исследования: технология социальной работы с неполными  семьями, воспитывающими мальчиков.

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи исследования:

Изучить научно - теоретические  основы работы с семьёй.

Изучить формы и  методы работы с неполной семьёй на примере проводимого исследования в МОУ СОШ № 9 г.Выкса.

Разработать программу  социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.

Разработать рекомендации матерям-одиночкам по воспитанию мальчиков  в неполных семьях.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме; анализ документов.

База исследования: МОУ СОШ №9 г. Выкса

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной  школы.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

Положения, выносимые  на защиту.

1. Существующие  проблемы в функционировании  семьи,на современном этапе, обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин (деформация взаимоотношений в подсистемах семьи, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Задача социального работника, педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

2. Воспитание ребенка  в неполной семье - это воспитание, которое осуществляется в трудных  условиях. Поэтому чрезвычайно разумно  поступает мать, одна воспитывающая  сына, когда осмысливает, понимает  ситуацию и ищет правильные  пути для определения препятствий,  чтобы избежать опасности. Ребенок  всегда глубоко страдает, если  рушится домашний очаг. Разделение  семьи или развод, даже когда  все происходит в высшей степени  вежливо и учтиво, неизменно вызывает  у детей психический надлом  и сильные переживания. Ребенок  ощущает отсутствие отца, даже  если не выражает открыто свои  чувства. Кроме того, он воспринимает  уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти  чувства многие годы. Необходимо  помочь ребенку в формировании  важных качеств, которые будут  способствовать проявлению мальчика  как мужчины. Это непростая  задача. Здесь нужна социально-педагогическая  помощь семье, которую может  оказать социальный педагог.

Социальный педагог  призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным  развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и  поддержку, способствуя адекватному  развитию мальчиков.

3. На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:

1. В воспитании  мальчиков необходимо учитывать  следующее:

-залогом эффективного  воспитания является атмосфера  любви и доброжелательности в  семье;

-при общении  с ребенком важно умело сочетать  уважения к его личности с  высокой требовательностью;

-нужно уметь  понять и принять своего ребенка  таким, каков он есть, и способствовать  развитию в нем лучшего;

-воспитательные  воздействия нужно строить с  учетом возрастных, половых и  индивидуальных особенностей детей  и с опорой на положительное в ребенке.

2. Нужно внимательно  относиться к мнению и суждениям  ребенка, старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять  ребенка, а убедить его, учить  рассуждать и анализировать вместе  с ним возможные последствия  его действий.

3. В основе семейных  конфликтов с детьми, как правило,  лежит несоответствие родительских  отношений и требований желаниям  и возможностям ребенка. Необходимо  уделить особое внимание обоснованности  запретов для ребенка и возможно  дать ему немного больше свободы  и самостоятельности.

Главное в общении  матери с сыном является поддержка  его стремления к предстоящей  роли мужчины. Необходимо помнить и  использовать важное преимущество семейного  воспитания - мать имеет возможность  хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально  индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное  протекание процесса становления мальчика мужчиной.

1. Научно-теоретические  основы социальной работы с  семьёй

1.1 Характеристика  социальной работы с семьей

Современная семья  сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие. Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей - это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

- наличие у специалиста  собственных представлений о  содержании поддержки семьи как  клиента и о представлениях  клиента о содержании этой  поддержки, также о форме ее  оказания;

- дифференциация  семей на типы соответственно  деформированности семейных структур;

- разработка программы  (соответственно выделяемым в  ходе дифференциации типам семей)  социальных воздействий на семью  коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение семьей-системой  в контакт с целью реализации  программы социальных действий;

- отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной  деятельности с семьей и внесение  необходимых изменений.

Диагностирование  межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет  и диагностических методик. Для  определения наличия в семье  конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

Для изучения положения  личности в семье и семьи-системы  предполагаются две схемы (см. Приложение А).

В литературе приводятся различные подходы к определению  типов семей. В своей работе, на основе полученных в ходе проведенной  диагностики и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные  и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи  на основе дальнейшего анализа делились на педагогически - грамотные и позитивно - ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи  на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности  с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества,специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

- Конфликтная семья  с конфронтирующим типом отношений. 

По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных  семей. Семьи с таким типом  отношений отличаются от семей, в  которых противоречия носят случайный  характер тем, что предыдущий неразрешенный  конфликт порождает еще большее  недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

- Педагогически  несостоятельная семья.

В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с  нежеланием что-либо исправить или  изменить. Родители сознательно или  непроизвольно настраивают ребенка  против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся  постепенно на школу в целом, на любые  внешние воздействия по отношению  к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как  родители провоцируют неуважение к  общественным требованиям. Протест  против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все  это порождает в личности подростка  отрицательные качества, из которых  самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

- Аморальная семья. 

В этих семьях супруги  вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и  с нормами морали и правилами  нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, которые еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого  обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни  с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного  взаимодействия. У детей из таких  семей часто отмечаются расхождения  между потребностью в симпатиях  со стороны окружающих и неумением  их завоевать. Дети из таких семей  становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков