Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.
Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
Задачи семейной политики. Научно-теоретические основы и характеристика социальной работы с семьёй, принципы взаимодействия семьи и государства. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса.
Содержание
Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность
системы учереждений по
2. Формы и методы
социальной работы с неполными
семьями, воспитывающих
2.1 Особенности
работы социального работника
с неполными семьями,
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические
рекомендации для повышения
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.
Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.
Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери - неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок нуждается в доме, где есть и отец, и мать», - пишет известный социолог И. Кон [13, с. 17]. При этом статистические данные показывают, что в России каждый седьмой ребёнок, не достигший восемнадцатилетнего возраста, растет в семье с одним родителем, как правило, с матерью [16, с. 12].
При воспитании мальчика перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят неодинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо оттого, что основа, по существу, одна - воспитанием ребенка в семье занимается только один человек. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. Это способствует появлению нарушений в поведении и психике ребенка. Поэтому здесь необходимо оказать одинокой матери помощь в воспитании будущего мужчины. Это и обусловливает актуальность данной темы.
Объектом исследования является процесс воспитания мальчиков в неполных семьях.
Предмет исследования: технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.
Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить научно - теоретические основы работы с семьёй.
Изучить формы и
методы работы с неполной семьёй на
примере проводимого
Разработать программу социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.
Разработать рекомендации матерям-одиночкам по воспитанию мальчиков в неполных семьях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме; анализ документов.
База исследования: МОУ СОШ №9 г. Выкса
Практическая значимость
исследования состоит в разработке
программы социально-
Структура: работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.
Положения, выносимые на защиту.
1. Существующие проблемы в функционировании семьи,на современном этапе, обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин (деформация взаимоотношений в подсистемах семьи, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Задача социального работника, педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
2. Воспитание ребенка
в неполной семье - это воспитание,
которое осуществляется в
Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социальным и эмоциональным развитием этой категории детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя адекватному развитию мальчиков.
3. На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:
1. В воспитании
мальчиков необходимо
-залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;
-при общении
с ребенком важно умело
-нужно уметь
понять и принять своего
-воспитательные
воздействия нужно строить с
учетом возрастных, половых и
индивидуальных особенностей
2. Нужно внимательно
относиться к мнению и
3. В основе семейных
конфликтов с детьми, как правило,
лежит несоответствие
Главное в общении
матери с сыном является поддержка
его стремления к предстоящей
роли мужчины. Необходимо помнить и
использовать важное преимущество семейного
воспитания - мать имеет возможность
хорошо изучить внутренний мир своего
ребенка, его потребности интересы
и на основе этого максимально
индивидуализировать процесс
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие. Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей - это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:
- наличие у специалиста
собственных представлений о
содержании поддержки семьи
- дифференциация
семей на типы соответственно
деформированности семейных
- разработка программы
(соответственно выделяемым в
ходе дифференциации типам
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
- отслеживание
результатов коррекционно-
Диагностирование
межсемейных отношений
Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются две схемы (см. Приложение А).
В литературе приводятся
различные подходы к
Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически - грамотные и позитивно - ориентированные на воспитание детей.
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества,специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
- Конфликтная семья
с конфронтирующим типом
По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.
- Педагогически несостоятельная семья.
В этих семьях низкая
педагогическая культура сочетается с
нежеланием что-либо исправить или
изменить. Родители сознательно или
непроизвольно настраивают
- Аморальная семья.
В этих семьях супруги
вступают в противоречия уже не только
в отношениях друг с другом, но и
с нормами морали и правилами
нравственного поведения в
Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков