Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.
Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Беседа 1.
Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями программы.
В ходе этой беседы предполагается установка контакта с матерями. Так как большинство матерей так или иначе считают что самостоятельно могут справиться с сложившимися проблемами.
Беседа 2.
Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей мужского пола, а также экскурсии в музеи военной техники и боевой славы.
Предлагаемые вопросы беседы:
-Изменилось ли
поведение Вашего сына после
мероприятия посвященного
-Как Вы оцениваете
изменения положительно или
-Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
-Считаете ли
данное мероприятие,
-Какие изменения
Вы заметили после проведения
экскурсии Вашего ребенка в
музей военной техники и
-Как Вы способствуете
развитию у Вашего сына
-Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?
Беседа 3.
Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации такого мероприятия как туристических походов с мужчинами.
Предположительные вопросы беседы:
-Как Ваш ребенок оценивает поход?
-Восхищается ли
Ваш сын участвовавшим
-Как Ваш сын
оценивает мужество
Беседа 4:
Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков во время посещения спортивных секций, а также оценить реализацию программы в целом.
Предполагаемые вопросы беседы:
-Изменилось ли
поведение Вашего сына во
-Как Вы оцениваете
изменения положительно или
-Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
-Считаете ли выбранные спортивные секции жестокими? Если да,то почему?
-Нравиться ли Вашему ребенку ощущать себя в мужской роли?
-Как Вы оцениваете
проведенные мероприятия с
-Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?
-Довольны ли Вы поведением Вашего сына сейчас? Если нет, то почему?
-Хотели бы в
дальнейшем участвовать в
После реализации
вышеупомянутой программы, предлогается
проведение повторного среза с использованием
теста-опросника родительского
На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:
1. В воспитании
мальчиков необходимо
-залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;
-при общении
с ребенком важно умело
-нужно уметь
понять и принять своего
-воспитательные
воздействия нужно строить с
учетом возрастных, половых и
индивидуальных особенностей
2. Нужно внимательно
относиться к мнению и
3. В основе семейных
конфликтов с детьми, как правило,
лежит несоответствие
Главное в общении
матери с сыном является поддержка
его стремления к предстоящей
роли мужчины. Необходимо помнить и
использовать важное преимущество семейного
воспитания - мать имеет возможность
хорошо изучить внутренний мир своего
ребенка, его потребности интересы
и на основе этого максимально
индивидуализировать процесс
Заключение
Существующие проблемы в функционировании семьи, на современном этапе, обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин (деформация взаимоотношений в подсистемах семьи, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Задача социального работника, педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
В современных условиях
семейная политика должна рассматриваться
как составная часть социальной
политики, как целенаправленная деятельность
государства и других институтов,
ориентированная на обеспечение
социальной безопасности семьи, её благополучия,
укрепление и развитие этого важнейшего
социального института, создание необходимых
условий для его
Таким образом ослабляется представление о главной функции семьи - рождение и воспитание детей, будущего поколения. Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем в такой семье является мать. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей с матерью-одиночкой, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В таком случае матери необходима помощь со стороны социальных работников и педагогов.
Список используемых источников
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М., 1993.
2.Антонов А.И.
Микросоциология семьи.
3.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1995.
4.Боздарев К.К. Единственный ребенок. - М., 1988.
5.Бреслав Г.М.
Эмоциональные особенности
6.Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М., 1999.
7.Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. - М., 2000.
8.Ган М.П., Черепанова Э.М. Я сама: В помощь неполной семье. - М., 2002.
9.Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - м., 1995.
10.Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М., 1992.
11.Демидов А.М. Семья с одним родителем. - М., 1987.
12.Ковалев С.В. Писхология современной семьи. - М., 1988.
13.Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2003. №4. С. 17 - 20.
14.Кочубей Б.Н. Мужчина и ребенок. - М., 1990.
15.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики. - М., 1989.
16.Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. - М., 1994.
17.Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002.
18.Психология семейных
отношений с основами
19. Рогов Е.И.
Настольная книга
20.Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е.И. Холостова. - М., 2002.
21.Фирсов М. В.,
Студенова Е. Г. Теория
22.Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М., 2000.
23.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.
Приложение А
Изучение социальной истории личности
1. Личность.
2.1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное положение, адрес).
2.2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти - если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).
2.3.Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы, работы, причины переходов с рабочих мест).
2.4.Индивидуальные
особенности личности (здоровье
и физическое состояние,
2.5.Взаимопонимание
внутри семьи, его место в
ней; соседские и общинные
2. Заботы, потребности, проблемы.
2.1.Причины, приведшие
к необходимости
2.2. История развития
потребности, проблемы и
2.3. Способность к выполнению жизненных ролей.
2.4. Основные потребности
(общечеловеческие и
2.5. Ожидания личности
по содержанию оказываемой
3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.
3.1. Что ожидает
личность в качестве
3.2. Реалистичны ли эти ожидания.
3.3. Наличие внутренних
ресурсов у личности к
3.4. Негативные факторы влияния на ожидания личности.
3.5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.
Приложение Б
Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман (КРС)
Тест "Кинетический
рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и
С.Кауфмана дает информацию о субъективной
семейной ситуации ребенка. Он помогает
выявить взаимоотношения в
Используя тест КРС,
следует иметь в виду, что каждый
рисунок является творческой деятельностью,
не только отражающей восприятие своей
семьи, но и позволяющей ребенку
анализировать, переосмыслять семейные
отношения. Поэтому рисунок семьи
не только отражает настоящее и прошлое,
но также направлен на будущее: при
рисовании ребенок
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом".
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
2) где работают или учатся члены семьи;
3) как в семье
распределяются домашние
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
В системе количественной
оценки КРС учитываются формальные
и содержательные аспекты рисунка.
Формальными особенностями
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры
рисунка семьи (сравнение
2) анализ особенностей
рисунка отдельных членов
Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.
Ребенок не всегда
рисует всех членов семьи. Обычно он не
рисует тех, с которыми находится
в конфликтных отношениях. Расположение
членов семьи на рисунке часто
показывает их взаимоотношения. Так, например,
важным показателем психологической
близости является расстояние между
отдельными членами семьи. Иногда между
отдельными членами семьи рисуются
разные объекты, которые служат как
бы перегородкой между ними. Так, довольно
часто можно увидеть рисунок,
в котором отец сидит, спрятавшись
за газетой, или около телевизора,
отделяющего его от остальной
семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как
бы поглощающей все ее внимание.
Общая деятельность членов семьи
обычно свидетельствует о хороших,
благополучных семейных отношениях.
Часто общая деятельность соединяет
несколько членов семьи. Это может
свидетельствовать о наличии
внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети
изображают все фигуры очень маленькими
и располагают их на нижней части
листа. Это уже может
Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков