Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.
Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей семейного воспитания в неполных семьях, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Выкса. В исследовании приняли участие 2 специалиста (социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 10 семей, в которых матери воспитывают сыновей одни. Две семьи воспитывают по 2 мальчика. Таким образом, в исследовании участвовали 12 мальчиков. Родители этих детей находятся в разводе. У всех мальчиков наблюдается склонность к общению в кругу девочек. Эти мальчики занимаются в свободное от учебы время в кружках дополнительного образования ("Рукодельница" и т.п.). Со слов матерей, мальчики не хотят общаться с мальчиками своего возраста и старше. Этих мальчиков не интересуют телевизионные передачи, в которых можно было бы познакомиться с военной и автомобильной техникой. Они не любят смотреть криминальные сериалы и фильмы. Основными увлечениями данных ребят являются женские журналы и телевизионные передачи, в которых можно познакомиться с косметикой или пронаблюдать за развитием современной моды.
Для выявления особенностей
взаимоотношений в семьях и семейного
воспитания, были выбраны и проведены
такие методики, как тест «Кинетический
рисунок семьи», разработанный Р.
Бернсом и С. Кауфманом, тест-опросник
родительского отношения к
Для получения информации о субъективной семейной ситуации исследуемых учащихся был использован тест «Кинетический рисунок семьи». Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них (см. приложение Б).
Используя тест КРС,
следует иметь в виду, что каждый
рисунок является творческой деятельностью,
не только отражающей восприятие своей
семьи, но и позволяющей ребенку
анализировать, переосмыслять семейные
отношения. Поэтому рисунок семьи
не только отражает настоящее и прошлое,
но также направлен на будущее: при
рисовании ребенок
Анализ процесса
рисования дает богатую информацию
не только о семейных отношениях ребенка,
но и вообще о стиле его работы.
Чаще всего свой рисунок дети начинают
с изображения того члена семьи,
к кому они действительно хорошо
относятся. Могут возникать паузы
перед тем, как ребенок начнет
рисовать одну из фигур. Это в отдельных
случаях может
Для теста КРС
разработана система
В последствии проведения данного теста были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:
-благоприятная семейная ситуация - 25% (3 чел.);
-тревожность в семье - 25% (3 чел.);
-конфликтность в семье - 25% (3 чел.);
-чувство неполноценности - 50% (6 чел.);
-враждебность в семейной ситуации - 16,7% (2 чел.).
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений
Тест «Кинетический
рисунок семьи» позволил выявить, насколько
благополучно складываются взаимоотношения
в семьях детей. Данные результаты подтверждают,
что взаимоотношения между
Для выявления отношения
матери к сыну была проведена диагностика
с использованием теста-опросника
родительского отношения к
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
В ходе проведения
теста было выявлено, что наиболее
часто используются такие типы родительского
отношения, как «симбиоз» - 58,3% и «авторитарная
гиперсоциализация» - 25%. Реже используется
матерями тип отношения «маленький
неудачник» - 16,7%. Кроме того, был
выявлен такой тип
Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения.
Далее, для того, чтобы определить тип семейного воспитания матери в отношении сына и характер его нарушений был использован опросник «Анализ семейного воспитания». В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная);
2) гипопротекция (недостаточная).
2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных;
1) потворствование
(стремление родителей к
2) игнорирование
потребностей ребенка (
3. Уровень требовательности
к ребенку в семье. Они
1) чрезмерность
требований-обязанностей
2) недостаточность
требований-обязанностей
3) чрезмерность
требований-запретов формирует
4) недостаточность
требований-запретов
5) чрезмерность
санкций - чрезмерное реагирование
даже на незначительные
6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая
гиперпротекция. Ребенок находится
в центре внимания семьи, которая
стремится к максимальному
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Результаты представлены на рис. 3
Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания
социальный неполная семья мальчик
Результаты по данной
методике показывают, что у 25% матерей
из исследуемых семей явно выраженные
нарушения типов семейного
2.3 Практические
рекомендации для повышения
На основе полученных
данных можно выделить ряд причин,
мешающих становлению мужских черт
характера в поведении
- ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;
- отсутствие мужского
влияния на формирование
- недостаток проявления родительской любви.
На основе выделенных причин была разработана программа по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.
Предложенная программа
предназначена для работы социального
педагога с неполными семьями, где
воспитанием мальчиков
Целью программы является максимальная помощь матерям в коррекции своего отношения в поведении с сыном.
Задачи:
1. Обеспечить общение
мальчиков, воспитывающихся
2. Помочь мальчикам
скорректировать свое
3. Объединить усилие
социального педагога, педагога-психолога,
классного руководителя по
В рамках программы предложены следующие мероприятия:
1. Беседы с матерями.
Целью таких бесед является способствование формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечение знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.
В данной беседе принимают участие: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители.
2. Субботник с привлечением мужчин.
Цель: Познакомить
мальчиков с проявлением
Участники: Классные руководители, родители мужского пола, учителя мужского пола.
3.Экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы.
Целью экскурсий является формирование у мальчиков желания к проявлению мужественности.
Участники: Классные руководители, родители мужского пола, учителя мужского пола.
4.Туристические походы.
Цель: Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения.
Участники: Классные руководители, родители мужского пола,учителя мужского пола.
5.Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал и т.п.)
Цель: Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта.
Участники: Тренеры спортивных секций, родители мужского пола.
Программа осуществляется
с помощью форм и методов, направленных
на работу с учащимися и их родителями.
Формы и методы деятельности социального
педагога могут быть различны и зависят
от целей и задач каждого
Формы работы: родительские собрания; диагностика; индивидуальные и групповые консультации; экскурсии; туристические походы.
Методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.
К реализации программы приглашаются родители мужского пола из полных семей. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.
К предполагаемым
результатам программы
-формирование умений
и навыков практического
-воспитание необходимых
для жизни в современном
-формирование умений
и навыков воспитания
В ходе реализации программы предлагается четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.
Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков