Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ исследовательской  работы, проводимой в МОУ СОШ  №9 г. Выкса

Исследовательская работа, целью которой было выявление  особенностей семейного воспитания в неполных семьях, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №9» г.Выкса. В исследовании приняли участие 2 специалиста (социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 10 семей, в которых матери воспитывают сыновей одни. Две семьи воспитывают по 2 мальчика. Таким образом, в исследовании участвовали 12 мальчиков. Родители этих детей находятся в разводе. У всех мальчиков наблюдается склонность к общению в кругу девочек. Эти мальчики занимаются в свободное от учебы время в кружках дополнительного образования ("Рукодельница" и т.п.). Со слов матерей, мальчики не хотят общаться с мальчиками своего возраста и старше. Этих мальчиков не интересуют телевизионные передачи, в которых можно было бы познакомиться с военной и автомобильной техникой. Они не любят смотреть криминальные сериалы и фильмы. Основными увлечениями данных ребят являются женские журналы и телевизионные передачи, в которых можно познакомиться с косметикой или пронаблюдать за развитием современной моды.

Для выявления особенностей взаимоотношений в семьях и семейного  воспитания, были выбраны и проведены  такие методики, как тест «Кинетический  рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом, тест-опросник родительского отношения к детям  представленный А.Я. Варга и В.В. Столиным, а также опросник «Анализ семейного  воспитания».

Для получения информации о субъективной семейной ситуации исследуемых  учащихся был использован тест «Кинетический рисунок семьи». Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них (см. приложение Б).

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей  семьи, но и позволяющей ребенку  анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи  не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при  рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы  перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных  случаях может свидетельствовать  об эмоционально неоднозначном или  даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше  не вступать в разговор.

Для теста КРС  разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в  семье, 4) чувство неполноценности  в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

В последствии проведения данного теста были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:

-благоприятная  семейная ситуация - 25% (3 чел.);

-тревожность в  семье - 25% (3 чел.);

-конфликтность  в семье - 25% (3 чел.);

-чувство неполноценности  - 50% (6 чел.);

-враждебность в  семейной ситуации - 16,7% (2 чел.).

Полученные данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений

Тест «Кинетический  рисунок семьи» позволил выявить, насколько  благополучно складываются взаимоотношения  в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью  и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения  между матерью и отсутствующим  отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и  его отцом.

Для выявления отношения  матери к сыну была проведена диагностика  с использованием теста-опросника  родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Данная методика представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними (см. приложение В).

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В ходе проведения теста было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского  отношения, как «симбиоз» - 58,3% и «авторитарная  гиперсоциализация» - 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» - 16,7%. Кроме того, был  выявлен такой тип родительского  отношения к детям как «отвержение» - 16,7%. Такой тип родительских отношений  как «кооперация» выявлен не был.

Полученные результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения.

Далее, для того, чтобы определить тип семейного воспитания матери в отношении сына и характер его нарушений был использован опросник «Анализ семейного воспитания». В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции  - сколько сил, времени уделяют  родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная);

2) гипопротекция  (недостаточная).

2. Степень удовлетворения  потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных;

1) потворствование  (стремление родителей к максимальному  и некритическому удовлетворению  любых потребностей ребенка);

2) игнорирование  потребностей ребенка (недостаточное  стремление родителей к удовлетворению  потребностей ребенка).

3. Уровень требовательности  к ребенку в семье. Они выступают  в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность  требований-обязанностей представляет  риск психотравматизма;

2) недостаточность  требований-обязанностей приводит  к трудности привлечения ребенка  к какому-либо делу;

3) чрезмерность  требований-запретов формирует реакцию  эмансипации или предопределяет  развитие черт сенситивной и  тревожно-мнительной акцентуации;

4) недостаточность  требований-запретов стимулирует  развитие гипертимного, неустойчивого  типа характера;

5) чрезмерность  санкций - чрезмерное реагирование  даже на незначительные нарушения  поведения;

6) минимальность  санкций - упование на поощрение,  сомнение в результативности  любых наказаний.

4. Неустойчивость  стиля воспитания - резкая смена  стиля, приемов воспитания, формирующая  упрямство

Устойчивые сочетания  различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного  воспитания. Классификация типов  нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая  гиперпротекция. Ребенок находится  в центре внимания семьи, которая  стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная  ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких  требований к ребенку с недостатком  внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется  развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого  и конформного типов.

Результаты представлены на рис. 3

Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания

социальный неполная семья мальчик

Результаты по данной методике показывают, что у 25% матерей  из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также  способствует то, что матери одной  очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.

2.3 Практические  рекомендации для повышения эффективности  социально-педагогической помощи  неполным семьям, воспитывающим  мальчиков

На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:

- ошибки в семейном  воспитании матери-одиночки;

- отсутствие мужского  влияния на формирование характера  мальчиков из неполных семей;

- недостаток проявления  родительской любви.

На основе выделенных причин была разработана программа  по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.

Предложенная программа  предназначена для работы социального  педагога с неполными семьями, где  воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам  мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в  повседневной жизни, решать встающие перед  ними каждодневные задачи. Программа  предполагает возрастной период мальчиков 7 - 12 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью  их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Целью программы  является максимальная помощь матерям  в коррекции своего отношения  в поведении с сыном.

Задачи:

1. Обеспечить общение  мальчиков, воспитывающихся одними  матерями для передачи мужского  опыта.

2. Помочь мальчикам  скорректировать свое поведение.

3. Объединить усилие  социального педагога, педагога-психолога,  классного руководителя по работе  с неполными семьями, воспитывающими  мальчиков.

В рамках программы  предложены следующие мероприятия:

1. Беседы с матерями.

Целью таких бесед  является способствование формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечение  знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.

В данной беседе принимают  участие: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители.

2. Субботник с  привлечением мужчин.

Цель: Познакомить  мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность  понять, что должен делать мужчина.

Участники: Классные руководители, родители мужского пола, учителя мужского пола.

3.Экскурсии для  мальчиков в музей военной  техники и боевой славы.

Целью экскурсий  является формирование у мальчиков  желания к проявлению мужественности.

Участники: Классные руководители, родители мужского пола, учителя мужского пола.

4.Туристические  походы.

Цель: Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения.

Участники: Классные руководители, родители мужского пола,учителя мужского пола.

5.Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал и т.п.)

Цель: Сформировать у мальчиков тягу к мужским  видам спорта.

Участники: Тренеры  спортивных секций, родители мужского пола.

Программа осуществляется с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального  педагога могут быть различны и зависят  от целей и задач каждого конкретного  мероприятия.

Формы работы: родительские собрания; диагностика; индивидуальные и групповые консультации; экскурсии; туристические походы.

Методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.

К реализации программы  приглашаются родители мужского пола из полных семей. Также необходимы материалы  для проведения субботников и  туристических походов.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического  просвещения относятся:

-формирование умений  и навыков практического применения  знаний по самовоспитанию и  применению социальных мужских  ролей у мальчиков из неполных  семей;

-воспитание необходимых  для жизни в современном социуме  мужских качеств личности (мужественность);

-формирование умений  и навыков воспитания мальчиков  у матерей из неполных семей.

В ходе реализации программы предлагается четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков