Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.
Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Считается, что
ребенок наиболее детализирует, дольше
всего рисует и разукрашивает
фигуру его самого любимого члена
семьи. И наоборот, если он отрицательно
относится к кому-либо, то рисует
этого человека неполно, без деталей,
иногда даже без основных частей тела.
Когда отношения ребенка
Анализ процесса
рисования дает богатую информацию
не только о семейных отношениях ребенка,
но и вообще о стиле его работы.
Когда дети, особенно среднего школьного
возраста и старше, отговариваются
тем, что они не умеют рисовать,
это вполне нормально и понятно.
Успокойте их, скажите, что тут
не столько важно красиво
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС
разработана система
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
1. Благоприятная семейная ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи -0,2
2. Преобладание людей на рисунке -0,1
3. Изображение всех членов семьи -0,2
4. Отсутствие изолированных членов семьи-0,2
5. Отсутствие штриховки -0,1
6. Хорошее качество линии -0,1
7. Отсутствие показателей враждебности-0,2
8. Адекватное распределение людей на листе-0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей
2. Тревожность
1. Штриховка -0,1,2,3
2. Линия основания - пол-0,1
3. Линия над рисунком -0,1
4. Линия с сильным нажимом -0,1
5. Стирание -0,1,2
6. Преувеличенное внимание к деталям-0,1
7. Преобладание вещей -0,1
8. Двойные или прерывистые линии -0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей -0,1
10. Другие возможные признаки
3. Конфликтность в семье
1. Барьеры между фигурами-0,2
2. Стирание отдельных фигур 0,1;2
3. Отсутствие основных
частей тела у некоторых фигур-
4. Выделение отдельных фигур -0,2
5. Изоляция отдельных фигур -0,2
6. Неадекватная величина отдельных фигур-0,2
7. Несоответствие
вербального описания и
8. Преобладание вещей -0,1
9. Отсутствие на
рисунке некоторых членов
10. Член семьи, стоящий за спиной -0,1
11. Другие возможные признаки
4. Чувство Неполноценности в семейной ситуации
1. Автор рисунка
непропорционально маленький -
2. Расположение фигур на нижней части листа -0,2
3. Линия слабая, прерывистая -0,1
4. Изоляция автора от других -0,2
5. Маленькие фигуры -0,1
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора-0,1
7. Отсутствие автора -0,2
8. Автор стоит спиной-0,1
9. Другие возможные признаки
Враждебность в семейной ситуации
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа -0,2
2. Агрессивная позиция фигуры -0,1
3. Зачеркнутая фигура -0,2
4. Деформированная фигура-0,2
5. Обратный профиль -0,1
6. Руки раскинуты в стороны-0,1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые-0,1
8. Другие возможные признаки
Бланк регистрации результатов оценки КРС:
Фамилия, имя ребенка
______________________________
Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________
Сумма баллов по симптомокомплексам:
Анализ результатов:
______________________________
______________________________
Приложение В
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Тест-опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный
на выявление родительского
Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал:
"Принятие-отвержение".
Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к
"Кооперация"
- социально желательный образ
родительского отношения.
"Симбиоз" - шкала
отражает межличностную
"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
"Маленький неудачник"
- отражает особенности
Текст опросника
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется, что
поведение моего ребенка
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку "липнет" все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
При принятии семейных
решений следует учитывать
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребенка.
Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребенка.
Мой ребенок часто раздражает меня.
Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети благодарят потом.
Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребенка.
Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная
"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
1 шкала: "принятие-отвержение"
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 0 0 0 0 00 0,63 3,79 12,02
"сырой балл" 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентильный ранг 31 53,7 68,35 77, 84,17 8,60 9,5
"сырой балл" 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100
"сырой балл" 27 28 29 30 31 32
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100
2 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19
3 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
4 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
5 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0
Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков