Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Считается, что  ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает  фигуру его самого любимого члена  семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку  в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились  эффективные связи. В аналогичных  случаях можно наблюдать и  перерисовку. В рисунках можно наблюдать  несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного  возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут  не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что  многочисленные отговорки, а также  манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения  того члена семьи, к которому они  действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях  может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение  к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС  разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная  семейная ситуация;

2) тревожность; 

3) конфликтность  в семье; 

4) чувство неполноценности; 

5) враждебность  в семейной ситуации.

Симтомокомплексы  Кинетического рисунка семьи 

1. Благоприятная  семейная ситуация 

1. Общая деятельность  всех членов семьи -0,2

2. Преобладание  людей на рисунке -0,1

3. Изображение всех  членов семьи -0,2

4. Отсутствие изолированных  членов семьи-0,2

5. Отсутствие штриховки  -0,1

6. Хорошее качество  линии -0,1

7. Отсутствие показателей  враждебности-0,2

8. Адекватное распределение  людей на листе-0,1

9. Подчеркивание  отдельных деталей 

2. Тревожность 

1. Штриховка -0,1,2,3

2. Линия основания  - пол-0,1

3. Линия над рисунком -0,1

4. Линия с сильным  нажимом -0,1

5. Стирание -0,1,2

6. Преувеличенное  внимание к деталям-0,1

7. Преобладание  вещей -0,1

8. Двойные или  прерывистые линии -0,1

9. Подчеркивание  отдельных деталей -0,1

10. Другие возможные  признаки 

3. Конфликтность  в семье 

1. Барьеры между  фигурами-0,2

2. Стирание отдельных  фигур 0,1;2

3. Отсутствие основных  частей тела у некоторых фигур-0,2

4. Выделение отдельных  фигур -0,2

5. Изоляция отдельных  фигур -0,2

6. Неадекватная  величина отдельных фигур-0,2

7. Несоответствие  вербального описания и рисунка  -0,1

8. Преобладание  вещей -0,1

9. Отсутствие на  рисунке некоторых членов семьи-0,2

10. Член семьи,  стоящий за спиной -0,1

11. Другие возможные  признаки 

4. Чувство Неполноценности  в семейной ситуации 

1. Автор рисунка  непропорционально маленький -0,2

2. Расположение  фигур на нижней части листа  -0,2

3. Линия слабая, прерывистая -0,1

4. Изоляция автора  от других -0,2

5. Маленькие фигуры -0,1

6. Неподвижная по  сравнению с другими фигура  автора-0,1

7. Отсутствие автора -0,2

8. Автор стоит  спиной-0,1

9. Другие возможные  признаки 

Враждебность в  семейной ситуации

1. Одна фигура  на другом листе или на другой  стороне листа -0,2

2. Агрессивная позиция  фигуры -0,1

3. Зачеркнутая фигура -0,2

4. Деформированная  фигура-0,2

5. Обратный профиль  -0,1

6. Руки раскинуты  в стороны-0,1

7. Пальцы длинные,  подчеркнутые-0,1

8. Другие возможные  признаки 

Бланк регистрации  результатов оценки КРС:

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________

Сумма баллов по симптомокомплексам:Благоприятная семейная ситуация;Тревожность; Конфликтность в семье; Чувство неполноценности в семейной ситуации; Враждебность в семейной ситуации.

Анализ результатов:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Приложение В

Опросник родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского отношения  у лиц, обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания детей  и общения с ними. Родительское отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания  характера личности ребенка, его  поступков.

Структура опросника

Опросник состоит  из 5 шкал:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребенок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.  На другом полюсе шкалы; родитель  воспринимает своего ребенка  плохим, неприспособленным, неудачливым.  Ему кажется, что ребенок не  добьется успеха в жизни из-за  низких способностей, небольшого  ума, дурных наклонностей. По большей  части родитель испытывает к  ребенку злость, досаду, раздражение,  обиду. Он не доверяет ребенку  и не уважает его. 

"Кооперация" - социально желательный образ  родительского отношения. Содержательно  эта шкала раскрывается так:  родитель заинтересован в делах  и планах ребенка, старается  во всем помочь ребенку, сочувствует  ему. Родитель высоко оценивает  интеллектуальные и творческие  способности ребенка, испытывает  чувство гордости за него. Он  поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

"Симбиоз" - шкала  отражает межличностную дистанцию  в общении с ребенком. При высоких  баллах по этой шкале можно  считать, что родитель стремится  к сим биотическим отношениям  с ребенком. Содержательно эта  тенденция описывается так - родитель  ощущает себя с ребенком единым  целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок  ему кажется маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться  в силу обстоятельств, так как  по своей воле родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности  никогда. 

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия  и понимания ребенка родителем.  При высоких значениях по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя имеются стремления  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется  не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим  долгом знать все, что думает мой  ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что  поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его  травмируют.

Я испытываю к  ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто  неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет  себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает  в себя все дурное как "губка".

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при  всем старании.

Ребенка следует  держать в жестких рамках, тогда  из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам  в дом.

Я принимаю участие  в своем ребенке.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне  немного стыдно, что мой ребенок  не такой умный и способный, как  мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они  кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое свободное  время.

Я часто жалею  о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю  себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а  не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

В конфликте с  ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к  ребенку дружеские чувства.

Основная причина  капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство  и лень.

Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск с  ребенком.

Самое главное, чтобы  у ребенка было спокойное и  беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения  своего ребенка.

Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения  своего ребенка.

Мой ребенок часто  раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный  характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается  ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- социальная желательность, 

- симбиоз, 

- гиперсоциализация, 

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы  проводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим  шкалам = 160

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Процентильный ранг 0 0 0 0 00 0,63 3,79 12,02

"сырой балл" 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Процентильный ранг 31 53,7 68,35 77, 84,17 8,60 9,5

"сырой балл" 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100

"сырой балл" 27 28 29 30 31 32

Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100

2 шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19

3 шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7

Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65

4 шкала

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6

Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

5 шкала 

"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7

Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0


Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков