Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях.

Содержание работы

Введение
1. Научно-теоретические основы социальной работы с семьёй
1.1 Характеристика социальной работы с семьей
1.2 Основы государственной семейной политики
1.2.1 Цели и задачи семейной политики
1.2.2 Принципы взаимодействия семьи и государства
1.3 Деятельность системы учереждений по обслуживанию семей
2. Формы и методы социальной работы с неполными семьями, воспитывающих мальчиков на примере МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.1 Особенности работы социального работника с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.2 Анализ исследовательской работы, проводимой в МОУ СОШ №9 г. Выкса
2.3 Практические рекомендации для повышения эффективности социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Технология социальной работы с неполными семьями.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

При организации  работы с семьей важен следующий  принцип: любая система стремится  к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Существующие проблемы в функционировании семьи, на современном  этапе, обуславливают необходимость  оказания ей помощи со стороны общества. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин (деформация взаимоотношений в подсистемах семьи, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Задача социального работника, педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

1.2 Основы государственной  семейной политики

Семья является важнейшим  общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека,так и для социального,экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала  важнейшим элементом глобального  развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни  и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов -- укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей  вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей  функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией  семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Преодоление сложившихся  в обществе негативных тенденций  потребовало от государства новых  подходов к решению многочисленных проблем социально - семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление  семейной политики, нацеленной непосредственно  на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

1.2.1 Цели и задачи  семейной политики

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое  в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения.

В Концепции государственной  семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых  условий для выполнения семьей  экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной  и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с  личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства  и детства.

Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:

1. Обеспечение социальной  безопасности семьи на основе  фамилистической экспертизы принимаемых  государственных решений, прежде  всего федеральных и региональных  программ, с точки зрения возможных  последствий их воздействия на  жизнедеятельность семьи;

2. Создание необходимых  условий для выполнения семьей  ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной,  жизнеохранительной и др.;

3. Содействие адаптации  семей различных типов к происходящим  социально-экономическим переменам,  создание необходимых условий  для саморазвития семей, стимулирования  их жизненного потенциала, экономической  самостоятельности;

4. Формирование  полноценной системы социальных  услуг, направленной на оказание  семьям широкого спектра помощи  в процессе их функционирования;

5. Решение проблем  укрепления и развития института  российской семьи, связанных с  возрождением ее исконных традиций  и устоев;

6. Предоставление  гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих  от них причин не могут самостоятельно  выйти на общественно приемлемый  уровень достатка и социального  благополучия.

Эти интегральные задачи распадаются на множество  более частных задач, направленных на решение самых различных проблем  функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

В соответствии с  основными функциями семьи и  сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной  семейной политики:

1. развитие законодательной  базы государственной семейной  политики;

2. демографическая  политика в отношении семьи;

3. экономическая  политика государства в отношении  семьи в условиях перехода  к рыночным отношениям;

4. социокультурная  политика в отношении семьи;

5. развитие социального  обслуживания семьи;

6. государственная  поддержка семей, находящихся  в особых обстоятельствах;

7. региональная  семейная политика;

8. взаимодействие  государства и неправительственных  организаций --субъектов семейной политики;

9. разработка механизмов  реализации социальной политики  в отношении семьи на среднесрочный  период.

Эти ключевые направления  социальной политики в отношении  семьи нуждаются в фундаментальном  научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

1.2.2 Принципы взаимодействия  семьи и государства

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике. В  условиях патерналистской системы, государство стремилось подменить  семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. На смену идеологии  всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология  суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.

Развивая новую  концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения  семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного  и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного  и другого потенциала. Переход  семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение  прав и взаимной ответственности  между семьей и государством. В  то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием  нашей страны, находилась и находится  в состоянии объекта. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти  на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную  роль. Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности.

Так, на первых этапах проведения реформ государство резко  сократило уровень своей поддержки  социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное  выживание. При этом семья и население  оказались не подготовленными к  переходу к новым экономическим  отношениям, выживанию в условиях кризиса.

Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно  как проблема самой семьи, как  процесс только ее приспособления к  происходящим негативным переменам.

Негативное воздействие  дезадаптации на жизнедеятельность  семей, их крайне бедственное положение  усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы  и во многом разрушены системы  дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную  сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать  семейные обязанности с трудовой занятостью.

Нельзя не согласиться  с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а  взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к  повышению внутренних ресурсов семьи  для самообеспечения, поддержания  здоровья и личностного развития ее членов".

Государство как  партнер семьи призвано активно  участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Важнейшим принципом  идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе  социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно  разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для  нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.

Что касается социальной защиты, то она направлена не на все  семьи, а на определенную социально  уязвимую их часть. Кроме того, это  система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи  на уровне принятых в обществе минимальных  стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах.

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного  аспекта", превращение семей в  движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных  решений с точки зрения воздействия  на жизнедеятельность семьи и  регулирование социальной напряженности  в обществе на основе развития партнерских  отношений семьи и государства.

1.3 Деятельность  системы учреждений по обслуживанию  семей

Предполагается, что  потребность в социальном обеспечении  испытывают все семьи, по крайней  мере, изредка, и многие из этих услуг  могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это  одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых  преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют различные  центры социальной помощи семьям и  детям, отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального  обслуживания и другие учреждений социального  обслуживания семей и детей, вниманием  которых охвачено минимум четыре группы семей:

1.Многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые,  семьи несовершеннолетних родителей;

Малообеспеченные  семьи, имеющие неизлечимо больных  людей;

3.Семьи с неблагоприятным  психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными  отношениями, с педагогической  несостоятельностью родителей и  жестким обращением с детьми;

4. Семьи, имеющие  в составе лиц, ведущих аморальный  криминогенный образ жизни, осужденных  или вернувшихся из мест лишения  свободы. 

Их основными  задачами являются:

1.Выявление причин  и факторов социального неблагополучия  конкретных семей и их потребности  в социальной помощи.

2.Определение и  предоставление конкретных видов  и форм социально-экономических,  психолого-социальных, социально-педагогических  и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3.Поддержка семей  в решении проблем их самообеспечения,  реализации собственных возможностей  по преодолению сложных жизненных  ситуаций.

Информация о работе Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков