Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель диссертационного исследовании - раскрыть теоретико-методологические основы и содержание процесса разрешения конфликтов в земельной сфере на уровне региона.
Исходя из целевой установки исследования, автор ставит следующие задачи исследования:
- исследовать теоретические основы развития земельных отношений в процессе трансформации российского общества;
- выявить основные формы проявления земельных конфликтов в процессе социологического исследования
- показать эффективность метода экспертного опроса при изучении конфликтных ситуаций в сфере земельных отношений
- раскрыть механизмы социального управления конфликтными отношениями в регионе с помощью опроса экспертов
Итак, экспертный опрос
наряду с массовым представляет собой
важнейшее подразделение
Функции экспертного метода в социологическом исследовании не сводятся лишь к получению первичной социологической информации. Как показывает теоретический анализ и практические результаты, эксперты могут использоваться практически на каждом этапе организации и проведения социологического исследования.
Экспертный опрос (очный и заочный, одноразовый и итеративный) имеет ряд принципиальных отличий от традиционно применяемого в социологии опроса массового. Эти два подразделения опросного метода при включении в исследование служат для решения различных задач, что должно находить отражение в содержании программы, инструментарии (формулировке обращения, вопросов, инструкций, кодировке ответов), способе отбора респондентов, определении надежности полученной информации, методе ее количественной обработки и анализа. Несоблюдение правил включения двух различных модификаций опроса в структуру исследования может привести к получению разнохарактерной информации, неприводимой к одному основанию.
Для изучения социальной эффективности разрешения конфликтов в сфере земельных отношений в Республике Мордовия использовался метод экспертных оценок. Был проведен опрос 50 экспертов, специалистов в сфере землеустройства, земельного кадастра, сельского хозяйства, государственного и муниципального управления. Применение метода экспертных оценок оправдано отсутствием достаточного статистического материала земельной службы, а также необходимостью качественного анализа процессов управления и внешних условий функционирования системы управления и конфликтов в земельных отношениях.
Результаты исследования приведены в приложении А.
Так как в исследовании был применен метод экспертного опроса, то главными критериями отбора экспертов являются их компетентность и авторитетность, поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивается не столько количественными, сколько качественными показателями. Компетентность экспертов несомненно отвечает целям исследования. Большинство экспертов (36 человек) работают в государственных и муниципальных учреждениях, и их деятельность непосредственно связана с земельными отношениями. Девять опрашиваемых — работники частных землеустроительных предприятий, деятельность которых связана не только с приемом документов и завершающей стадией регулирования земельных отношений, но и непосредственным общением с участниками земельных отношений. Оставшиеся 5 человек являются индивидуальными предпринимателями и имеют возможность проследить всю сложную цепочку взаимоотношений между субъектами земельных отношений.
Таким образом, данный выбор экспертов отвечает всем поставленным задачам исследования, так как дает возможность оценить конфликты на всех уровнях и между всеми участниками земельных отношений на территории республике.
Стаж работы 33,5% респондентов составляет свыше 10 лет, от 3 до 5 лет – 33,5%, от 6 до 10 лет - 26%., от 1 до 2 лет – 7%.
По вопросу о важных условиях рационального использования земель мнения экспертов распределились так:
Отсюда следует вывод, что рациональное использование земельных ресурсов, которое служит залогом сохранения природных свойств земли и развития ее качественных характеристик путем проведения улучшений, зависит от многих факторов. Однако большинство специалистов в системе мер по его обеспечению главную роль отводят земельному контролю.
Анализ экспертных оценок позволил сформулировать ряд причин возникновения конфликтов в сфере земельных отношений.
73%
опрошенных специалистов
По вопросу о причинах конфликтов мнения экспертов распределились так:
Отсюда следует вывод, что наиболее частыми спорами в земельных отношениях являются споры по поводу нарушения границ землепользования, происшедшего при отводе земельных участков а так же споры о разделе земельного участка между собственниками. Именно на два этих вида конфликтов приходится почти половина всех споров, происходящих в Республике Мордовия.
Споры по поводу нарушения границ землепользования, происшедшего при отводе земельных участков представляют из себя следующие: например, отводя участок в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав.
Однако эксперты выделяют актуальный именно для Саранска вид земельного спора, это земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами. Такие споры часто встречаются в жизни. Они, как правило, имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками или соответчиками в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей.
Действующее земельное законодательство не удовлетворяет около 60% опрошенных, что так же может выступать причиной конфликтов. По мнению 50% респондентов необходимы его доработки на федеральном уровне управления, 8% опрошенных специалистов видят недостатки в региональном законодательстве. 26% экспертов полностью удовлетворяет действующее законодательство в сфере управления земельными отношениями.
Итак, земельное законодательство требует совершенствования, как считают специалисты. Положительные тенденции в этом направлении уже существуют. Положительные перемены в сфере земельно-имущественных отношений ожидаются от реализации действующей упрощенной процедуры регистрации прав на некоторые объекты недвижимого имущества. Однако много вопросов земельного управления еще остается без достаточного законодательного регулирования.
В ходе проводимой административной
реформы была затронута и структура
органов земельного управления, были
изменены их задачи и функции. Результаты
проведенного исследования показали не
однозначное отношение
В развитие предыдущей темы интересна позиция экспертов относительно роли главного на сегодняшний день органа земельного управления, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 50% экспертов отмечают увеличение роли основного специализированного органа земельного управления в связи с обеспечением единства земли и расположенных на ней зданий и сооружений, т. е. формирование единого кадастра объектов недвижимости. 30% опрошенных отмечают уменьшение его роли в связи с передачей части функций другим ведомствам, и 20% специалистов не видят существенных изменений в его функциях.
Отсюда следует вывод, что роль Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии увеличилась в ходе проводимой административной реформы. В числе функций службы, по-прежнему, землеустроительное обеспечение, государственный земельный контроль, государственный мониторинг земель, ведение государственного земельного кадастра, организация проведения государственной кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости. Большое значение имеет создание и функционирование единого кадастра объектов недвижимости, реализация в ходе административной реформы концепции преодоления разрыва и обеспечения единства земли и расположенных на ней зданий, строений, сооружений и иной недвижимости.
Оценка экспертами степени реализации функций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия показала, что на территории региона выполняется с привлечением большого количества ресурсов:
Успешно выполняется, по мнению 43% экспертов, проведение экспертизы землеустроительной документации.
Государственный мониторинг земель и государственный земельный контроль по оценкам экспертов практически не выполняется как. Так считают 50% и 47% респондентов, соответственно.
Оценка экспертами взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти Республики Мордовия с гражданами и организациями в земельной сфере выглядит следующим образом: 60% специалистов выделяют главную сложность – явление бюрократизма в российской системе управления. По мнению 33% экспертов, проявляется недостаточная информированность граждан и организаций, и как следствие непонимание и боязнь реформ. Только 7% респондентов положительно охарактеризовали работу властных структур с обращениями граждан, результатом такой работы они считают стабилизацию земельных отношений в регионе. Таким образом властные структуры выступают инициаторами возникновения конфликтных ситуаций на территории Мордовии.
Эксперты подтверждают
остроту проблемы оформления прав на
земельные участки и
57% опрошенных экспертов
отмечают отсутствие рынка
К основным особенностям, негативно влияющим на его становление, относят:
Экспертам было предложено оценить степень эффективности в разрешении проблем земельных отношений в Республике Мордовия различных структур области и учреждений. Высокоэффективными предложенные учреждения считают незначительное число респондентов. В основном работа органов управления в сфере земельно-имущественных отношений оценивается как малоэффективная:
Наиболее высокую оценку деятельности эксперты дали Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия – 63%,.
Очень важным является вопрос ведения сельского хозяйства в России, возрождение села, так как споры вокруг земель сельскохозяйственного назначения занимают не последнюю роль. Экспертам было предложено выделить 2–3 наиболее важных условия эффективного ведения сельского хозяйства в нашей стране. 67% респондентов в качестве такового отметили государственную поддержку малых сельскохозяйственных предприятий, 56% - государственную поддержку крупных и средних сельскохозяйственных предприятий. Как уже было отмечено в работе, острой социальной проблемой является процедура распоряжения правом общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. 34% опрошенных специалистов в качестве условия развития сельского хозяйства видят упрощение процедуры выделения земельной доли.
Информация о работе Теоретические основы изучения конфликтов в земельных отношениях