Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель диссертационного исследовании - раскрыть теоретико-методологические основы и содержание процесса разрешения конфликтов в земельной сфере на уровне региона.
Исходя из целевой установки исследования, автор ставит следующие задачи исследования:
- исследовать теоретические основы развития земельных отношений в процессе трансформации российского общества;
- выявить основные формы проявления земельных конфликтов в процессе социологического исследования
- показать эффективность метода экспертного опроса при изучении конфликтных ситуаций в сфере земельных отношений
- раскрыть механизмы социального управления конфликтными отношениями в регионе с помощью опроса экспертов
Интересна и практически значима оценка экспертами проведенной в Российской Федерации кадастровой оценки земель. По мнению 56% опрошенных специалистов, в целом проведенная кадастровая оценка земель соответствует современным общественным потребностям, но 44% специалистов отмечают, что ее результаты не адекватны целям проведения и выделяют ряд причин:
Очень остро на сегодня стоит проблема оформления документов на земельные участки, что так же является причиной споров между собственником или арендатором и государством. Результаты опроса показали, что к основным причинам недовольства российских граждан в процессе оформления документов на землю и расположенные на них здания, строения и сооружения относятся:
С целью упрощения процедуры оформления документов на земельные участки и другие объекты недвижимости в научных и специализированных кругах обсуждается процесс оформления необходимых документов «в одно окно», как механизм регулирования земельно-имущественных отношений.
Экспертам было предложено назвать основные причины возникновения земельных споров в Республике Мордовия.
Недостатки в действующем законодательстве как основную причину возникновения конфликта выбрали 36 % опрошенных. Так, недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды.
Недостатки в доведении принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений отметили 18% респондентов. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями.
Недостатки
в работе должностных лиц
Недобросовестное поведение отдельных субъектов земельных правоотношений выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору отметили оставшиеся 16%.
Таким образом, совершенствование
Российского законодательства и
нормативно-правовой базы в сфере
регулирования земельных
2.2 Управление конфликтами в сфере земельных отношений
Коренные изменения
в государственном и
Свобода предпринимательства,
частная собственность
Как было сказано выше
разновидностей земельных споров в
настоящее время великое
В качестве примеров можно привести следующие виды споров:
– споры о признании права собственности на землю;
– споры о приватизации земельных участков и об обжаловании отказа в приватизации;
– споры об определении порядка пользования земельным участком;
– споры об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности на землю;
– споры об оспаривании (признании недействительными) сделок с землей;
– споры о разделе земельного участка между собственниками;
– споры об определении границ земельного участка, в том числе споры по межеванию;
– споры о переводе земель из одной категории в другую;
– споры об изменении категории земельного участка и его разрешенного использования;
– споры о предоставлении и изъятии земельных участков;
– споры об изъятии земельного участка из чужого незаконного владения;
– споры о признании права постоянного (бессрочного) пользования;
– споры об устранении препятствий в пользовании земельным участком, не связанные с лишением владения;
– споры о признании и установлении сервитута;
– споры по договорам аренды земли (заключение, изменение, расторжение, продление на новый срок, арендная плата);
– споры о предоставлении земельных участков, изъятых из оборота, либо ограниченных в обороте;
– споры о признании права на самовольную постройку на земельном участке;
– споры по другим категориям земельных дел.
Земельный фонд Российской Федерации является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без системы управления, особенно в периоды крупных земельных преобразований – перестройки земельных отношений, когда происходят массовое перераспределение земель, реорганизация хозяйствующих субъектов.
Новые общественные отношения в земельной сфере требуют пересмотра подходов к их регулированию, выработки современных методов и технологий, учитывающих их специфику [53, с. 117].
Земельные отношения в обществе всегда были сложными, особенно в российском, где с ними непосредственно связана неоднократная смена общественно-политического строя. Управление отношениями по поводу владения, распоряжения и использования земли, актуально и сегодня, когда российское общество претерпевает глубокие изменения в различных сферах. Приватизация и разгосударствление важнейших средств производства являются стержнем экономических реформ в Российской Федерации, а появление различных форм собственности и прав на землю привело к появлению хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Спонтанное, не достаточно аргументированное с научных позиций реформирование земельных отношений привело к упадку сельского хозяйства и углублению аграрного кризиса, вымиранию села как духовного стержня России, проблемам развития городов.
Существуют различные
мнения по поводу преобразований земельной
собственности в России, от которой
зависит выбор методов
Необходимо подчеркнуть, при разработке подходов к управлению земельными отношениями следует принимать во внимание их региональные особенности. Каждый регион Российской Федерации имеет свои особенные территориальные, природные, демографические, экономические, социальные и даже политические условия развития. В этой связи особенно важно знать структуру земельного фонда и состав участников земельных отношений региона. Одним из условий эффективного управления каким-либо процессом является наличие максимального количества объективной информации. В нашем случае – информации о структуре земельного фонда, составе участников земельных отношений, тенденциях их изменений.
Социальное управление земельными отношениями, на мой взгляд, должно быть направлено на регулирование общественных процессов по поводу владения, распоряжения и использования земли. Важным аспектом развития земельных отношений является обеспечение социальной устойчивости в обществе, включая социально справедливое распределение земель, закрепление прав на них, эффективное использование земли в общественных интересах, сохранение и повышение плодородия почв.
Социальное управление земельными отношениями, включает в себя экономические, политические и правовые воздействий на субъектов земельных отношений. Особенностью теоретического анализа социального управления земельными отношениями является то, что рассматриваются они с точки зрения потребности индивида или группы индивидов в земле (материальных и духовных), интересов (сельскохозяйственное производство, строительство и т. д.), ценностей, возникающих вокруг использования земли и мотиваций деятельности.
Социальное управление земельными отношениями можно определить как совокупность определенных форм, методов, технологий, обеспечивающих социальные связи, взаимодействия и коммуникации по поводу владения, распоряжения использования земли в удовлетворении личных и общественных интересов, сохранения и повышения качества земли.
Регулирование земельных отношений осуществлялось на всех этапах развития человеческого общества. Его целью были реализация связанных с землей интересов отдельных индивидуумов и групп людей, разрешение возникающих при этом противоречий. В условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации эффективное управление земельно-имущественным комплексом страны приобретает особое значение, потому что в новых условиях существовавшие ранее методы регулирования земельных отношений оказываются малоэффективными. На протяжении длительного времени в нашей стране существовал режим, при котором единым и абсолютным собственником земли было государство. Тоталитарный режим, окончательно укрепившийся в нашей стране в послевоенные годы, претендовал на всеобъемлющий контроль за личностью со стороны государства, стремившегося регулировать все стороны жизни людей, все сколько-нибудь важные отношения между ними. Являясь единым и единственным собственником земли, государство регулировало все вопросы, связанные с ее владением, пользованием и распоряжением.
С признанием многообразия форм собственности, в том числе и на землю, земельные отношения приобретают новые характер и содержание.
С. А. Боголюбов приводит одну из классификаций органов земельного управления, в соответствии с которой они делятся на государственные, муниципальные, общественные [24, с. 83]. Я полагаю, что на основе этой классификации в социальном управлении земельными отношениями можно выделить частный, муниципальный, государственный и общественный уровни управления.
На частном уровне
земельные отношения
Объектом муниципального управления выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления могут самостоятельно определять условия использования муниципальных землепользований, находящихся в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, и должны осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Современная муниципальная
политика в области регулирования
земельных отношений должна обеспечить
эффективное использование
др [59, с. 84].
Современный рынок муниципальной недвижимости и маркетинг территорий позволяет выделить ряд инструментов муниципальной земельной политики, которые можно представить в следующем виде:
Информация о работе Теоретические основы изучения конфликтов в земельных отношениях