Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.
Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Файлы: 1 файл

Курсовая (готов).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

 

Факультет по переподготовке кадров

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель

студент  группы                                                   Инна Викторовна Солонникова

 

 

Научный руководитель                                       Ирина Афанасьевна Мазурок

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет по переподготовке кадров

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

«Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников»

 

Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель

слушатель группы СП -2      ____________      И.В. СОЛОННИКОВА

 

 

Научный руководитель

К.П.Н., доцент                      _____________   И.А. МАЗУРОК

 

 

Гомель 2015

 

 

 

Реферат

 

Курсовая работа 28 страниц, 25 источника, 1 приложение

 

Ключевые слова:девиантное поведение, социальная норма,социальное отклонение, биологический подход изучения девиантности, психологический подход изучения девиантности, социологический подход изучения девиантности, теория навешивания ярлыков, стигма,антисоциальное поведение, дезадаптивное поведение, асоциальное поведение, аутодеструктивное поведение, акцентуация характера

 

Цель работы:выделение социально-психологических особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте

 

Объект исследования: теоретические аспекты проблемы девиантного поведения

 

Предмет исследования:социально-психологические особенности

подростков, склонных к девиантному поведению

 

Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, сравнительно-сопоставительный анализ

 

Задачи:

- раскрыть теоретические аспекты девиантного поведения как социально-педагогической проблемы;

- охарактеризоватьфакторы и условия возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте;

- выделить и раскрыть причины нарушения поведения у подростков

 

Выводы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.

Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом курсовой работы поставлены следующие задачи:

    1. Анализ литературы по заданной теме;
  1. Рассмотреть особенности отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста;

3.    Изучить причины и виды детского девиантного поведения;

4. Описать понятие профилактика девиантного поведения младших школьников;

5.   Изучить формы и методы профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………5-7

 

Глава 1. Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

 

    1. Понятие и виды девиантного поведения в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….8-11
    2. Особенности отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………11-13

1.3 Причины и виды детского девиантного поведения…………………………13-15

    1. Профилактика девиантного поведения младших школьников……15-17
    2. Формы и методы профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников………………………………………………………..17-28

Заключение………………………………………………………………...29-30

Список литературы……………………………………………………......31-32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.         

                                               В. Солоухин

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема профилактики нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Причины нарушения поведения возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. По статистике, в Беларуси распадается каждая вторая семья, от новорожденных ежегодно отказываются около 500 матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более 300 у несовершеннолетних матерей. 

Все это приводит к увеличению  числа преступлений,  совершенных  несовершеннолетними. Наблюдается увеличение пьянства среди несовершеннолетних. Это фактор в значительной  мере  способствует  развитию  других  негативных  явлений:  от мелкого хулиганства до уголовных преступлений. Официальная статистика и результаты психологических исследований свидетельствую  о  широком  распространении  различных  форм  социальных отклонений  в  молодежной  среде  и,  в  частности,  о  резком  «омоложении» преступности  за  последние  десять  лет.  Общей  причиной  девиаций несомненно  является  разрыв  преемственности  у  поколений  социального опыта  и  социальная  депривация,  которая  деструктивно  влияет  на социализацию личности [1, c. 4-5].

 Тревожным симптомом  является рост числа детей  с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д

Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуальным для современного общества. Проблемами отклоняющегося поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, М.Вебер, Э.Фэрри, С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, Г. Парсонс и другие известные ученые всего мира.

Поведение, отклоняющееся от нормы среди детей попавших в трудную жизненную ситуацию в настоящий момент далеко не редкость.

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно - обусловленные детские поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей, ранняя наркотизация и т.д..

От трудностей в социализации с такими детьми растут проблемы как личного характера, касающихся ребенка, так и всего общества. Ребенок, вошедший во взрослую жизнь с отрицательным опытом, часто превращается в социально-опасного человека.

Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетних и обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми.

В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, и девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью. Вот почему так необходим в настоящее время уделять внимание ранней профилактике девиантного поведения младших школьников.

Актуальность   изучения   девиантного  поведения  в  младшем возрасте   обусловила  появления  целого  ряда  работ,  посвященным  разным аспектам этой проблемы. Весьма значительными в этой области являются работы  А.И.  Захарова,  К.В.  Карпенского,  В.Т.  Кондрашенко,  А.Н. Пастушеня, И.А. Фурманова, И.А. Кудрявцева, И.В. Филиппович и т.д.

Государственная политика в области социальной защиты семьи и детей требует выполнения учреждениями образования своих функций по воспитанию, обучению и улучшению положения юных граждан, что невозможно без создания современной системы социально-педагогической работы, в первую очередь на уровне профилактики. [2, c. 3].

Исходя из важности и актуальности данной проблемы, учитывая состояние теории и практики в решении этого вопроса определена цель исследования:

Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.

Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом курсовой работы поставлены следующие задачи:

    1. Анализ литературы по заданной теме;
  1. Рассмотреть особенности отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста;

3.    Изучить причины детского девиантного поведения;

4. Описать понятие профилактика девиантного поведения младших школьников;

5.   Изучить формы и методы профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

 

 

    1. Понятие и виды девиантного поведения в младшем школьном возрасте.

 

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Целесообразно выделить специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся  поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым  или официально установленным  социальным нормам. Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

      2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную  оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

3. Особенностью  отклоняющегося поведения является  то, что оно наносит реальный  ущерб самой личности или окружающим  людям. В крайних своих проявлениях  девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.

4. Рассматриваемое  поведение преимущественно можно  охарактеризовать как стойко  повторяющееся. Однако данное правило имеет исключения.

5. Для того чтобы  поведение можно было квалифицировать  как отклоняющееся, оно должно  согласовываться с общей направленностью  личности. При этом поведение  не должно быть следствием  нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

Информация о работе Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников