Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.
Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями.
7. Особенностью
отклоняющегося поведения
8. В качестве
последнего признака
Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций:
1. негативные (например, употребление наркотиков);
2. позитивные (например, социальное творчество);
3. социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является девиантное поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [3; 21].
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Существуют различные виды социальных отклонений: культурные и психические отклонения; индивидуальные и групповые; первичные и вторичные отклонения; культурно одобряемые отклонения; сверхинтеллектуальность; сверхмотивация [4, с. 24].
Делинквентное поведение проявляется в побегах из дома и бродяжничестве, злоупотреблении спиртными напитками, аутоагрессивном поведении. Они обусловлены разными причинами, например, тем, что с ребёнком плохо обращаются, унижают его или бьют, когда родители - алкоголики, принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей, а также незнание и нечет родителями трудностей их детей в школе. Выход из этого положения младший школьник обычно ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении. Побеги детьми из дома могут совершаться и под влиянием старших товарищей. Так же они могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. Подчас побег из дома совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывает негативные реакции со стороны взрослых и часто ведёт к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их бьющей изнутри активности и инициативы. Девочки нередко убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их. Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни. Иногда побеги совершаются из дома ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома дети склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах. Побег из дома может произойти и после того, как ребёнок совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, “забитых” девочек и мальчиков, которых жестоко наказывают родители [5, с. 56 – 58].
Большинство “беглецов” попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпивать и принимать наркотики. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Надо отметить также, что девочки-школьницы убегают из дома реже, чем мальчики [6, с. 15].
Реакция протеста - одна из наиболее частых в младшем школьном возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители. Пассивная реакция протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Ребёнок начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и др. [7, с. 15-16].
Е. В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы: антисоциальное (делинквентное); асоциальное (аморальное);
аутодеструктивное (саморазрушительное).
В возрастной категории от 5 до 12 лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе - побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей - курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.
Типичными нарушениями поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются: гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности); протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство); агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия); инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту); конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям - требованиям других людей); симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).
Характерной чертой младших школьников с отклоняющимся поведением (особенно слабоуспевающих) является компенсаторное поведение, которое связано со стремлением утвердиться в обход предъявленным требованиям. Нередко педагогов радует готовность не очень сообразительных и плохо воспитанных детей помогать в общественно-хозяйственной работе. Их уступчивость, подвижность, готовность оказать услугу расценивается как признак отзывчивой натуры. Не заметив, что такая активность только маскирует проблемы самоутверждения личности, некомпетентный педагог вскоре обнаруживает, что "характер ребенка начинает портиться". Это происходит, когда наступает второй вариант компенсаторного поведения: ребенок становится дерзок, груб, а иногда жесток и мстителен (Б. Н. Алмазов). Дорого обходятся младшим школьникам и типичные ошибки учителей: потеря контакта между учащимися и педагогом, несправедливое отношение к ребенку. Это вызывает у детей "школьные неврозы": взвинченность, обидчивость, озлобленность, страх и т. д. "Школьные неврозы"" как таковые специфичны только для младшего школьного возраста (В. Н. Петруник, Л. Н. Таран). Негативную реакцию у детей вызывает также отождествление в педагогическом процессе обучения и воспитания. Еще достаточно широко распространены такие "методы воспитания" как "забыл тетрадь — "два" по русскому", "вертишься на уроке—"два" по математике" и т. д. Подобные ошибки учителей обнаруживают себя в процессе воспитания у младших школьников нравственного поведения [8, с. 11-14].
Вредно "преодолевать" отклоняющееся поведение у детей младшего школьного возраста с помощью постоянных наказаний, откровенного порицания, осмеяния. Такая "методика" также приводит к обратным результатам: ребенок психологически изолируется, может прибегнуть к оппозиционной форме реагирования. Трудновоспитуемые дети болезненно воспринимают и то, что их называют хулиганами. В то же время они быстро сменяют озлобленность на привязанность ко взрослым, отзывчивы на доброту и похвалу.
В настоящее время, говоря о младших школьниках с отклоняющимся поведением, подразумевают таких, которые склонны к наркомании и алкоголизму, участвующих в неформальных объединениях асоциального характера, демонстрирующих агрессивное поведение, страдающих психическими расстройствами, депрессиями, приводящими к возникновению суицидного поведения [9; 10; 2].
Дети – это та часть населения, сознание которой особо уязвимо в эпоху кризисов. Их жизненный опыт недостаточен, а представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Ситуация усугубляется «психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей».
Девиантное поведение младших школьников является симптомом определённого неблагополучия в обществе.
Наиболее распространённым видом девиаций младших школьников считается нарушение общественного порядка, потом – нравственные нарушения (пьянство, проституция, наркомания); агрессивное поведение; бродяжничество, утрата связи с обществом; экономические формы девиации: рэкет, незаконные операции с валютой; культурный вандализм; религиозные нетрадиционные общины [10, с. 16-30].
В половине
случаев алкоголизация и
По мнению исследователей С.Д. Смирнова, В.П. Серкина, Стрелкова В.В, отклоняющееся поведение детей в данном возрасте может быть обусловлено рядом факторов: особенностями индивидных, в т. ч. нейродинамических, свойств ребенка - нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью; неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.); особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения); неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; педагогическими ошибками учителей; стрессовыми ситуациями в семейном социуме, среди которых: развод родителей и их занятость своими личными переживаниями (девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей); смерть близкого человека (девиация как реакция на потерю значимого лица); рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша (девиация как ревность); различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье, - унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям (девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие и др.).
Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И., утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и выделяют следующие виды и причины.
- Безнадзорность учащихся. Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.
Причины побегов из дома:
1.Дромомания. Первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.