Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.
Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Файлы: 1 файл

Курсовая (готов).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

2.Поиски приключений.

3.Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу  неблагополучия. Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей.

4.Гедонизм - чрезмерная приверженность  к  удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям. Ученики убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои обязанности. Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь  то, что нужно, а не то что хочется, т о любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться  от их преодоления. Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы  этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве.

5. Азартные игры. Это инфантильная  реакция на неуспех в учебной  и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

6. Сквернословие.

7. Курение, алкогольная зависимость.

8.Отлонения в сексуальном  развитии ребенка.

9.Ложь.

10.Неврозы.

 Все вышеуказанное  в большей степени проявляется  в подростковом возрасте, но чтобы  этого не случилось, важно предупредить  отклонения в поведении еще в младшем школьном возрасте [3].

 

1.4   Понятие профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.

 

 

В научной литературе существуют различные подходы к понятию «профилактика». Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Л.В. Мардахаева, профилактика - это использование совокупности мер, разработанных для того, что бы предотвратить возникновение и развитие каких - либо отклонений в развитии, обучении воспитании [11, с. 231].

Р.В. Овчарова отмечает, что под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [12, с. 275].

М.А. Галагузова рассматривает профилактику как совокупность государственных, общественных, социально - медицинских, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков [13, с. 294].

Д.Б. Эльконин классифицировал периоды развития человека в течение всей жизни на критические и стабильные. На период дошкольного и младшего школьного детства приходится несколько критических периодов, во время которых формируются важнейшие новообразования. Однако становление этих новообразований зависит во многом от окружения ребенка, ведь сам он пока еще не является в полном смысле субъектом свой жизни.

Подтверждается вышесказанное и освещенностью в науке проблемы профилактики отклоняющегося поведения. Такие ученые, как Беличева С.А., Берзин С.В., Кондрашенко В.Т., Кулаков С.А. и др. занимаются решением этой проблемы.

Осознание любой проблемы влечет за собой нахождение способов ее решения, а также возможностей избежать ее развития. Так и актуальная проблема девиантного поведения заставляет специалистов разрабатывать профилактику девиаций. Охарактеризуем понятие психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.

Кондрашенко В.Т. выделяет условия эффективности профилактики отклоняющегося поведения. К ним ученый относит:

1) комплексность (рассмотрение  проблемы со всех уровней социальной  организации);

2) последовательность (целенаправленность и детерминированность);

3) дифференцированность (индивидуальный подход);

4) своевременность [14, с. 161].

Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

- выявление неблагоприятных  условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их;

- пресечение и  устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на  несовершеннолетних;

- осуществление  коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних [15].

Основные принципы социально-профилактических программ индивидуального предупреждения отклонений в поведении младших школьников:

- принцип коллективной  терапии - организации процесса социализации  средствами коллектива, индивидуальной  и коллективной поддержки, решение проблем семейных, школьных отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования;

- принцип ситуации  успеха - организация условий личных  достижений подростка, закрепление  достижений в рамках коллективной  деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем;

- принцип партнерства - организация равного и взаимоответственного  участия детей и педагогов  в деятельности, организуемой совместно  и по согласованным правилам взаимоподдержки [15].

Формы профилактической работы, с точки зрения ученого-девиантолога Беличевой С.В. представлены следующим образом:

1) организация социальной  среды;

2) информирование;

3) активное социальное  обучение важным навыкам (тренинги);

4) организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (привлечение терапии искусством, спортом, познавательной деятельностью);

5) организация здорового  образа жизни;

6) активизация личностных ресурсов [16, с. 139].

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста.

Можно выделить основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

- сказкотерапия (анализ  сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

- арттерапия (свободное  и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование  из бумаги и картона);

- визуализация;

- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); телесно - ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы));

- игровые методы (подвижные, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации);

- моделирование  и анализ проблемных ситуаций;

- этические беседы;

- диагностические  методы;

- тренинг;

- консультирование.

Такая точка зрения на природу девиантного поведения определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном они сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а, следовательно, и поведение человека.

 

 

 

1.5  Формы и методы профилактики социальных отклонений в поведении младших школьников.

 

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиска форм, методов и технологий работы с дезадаптированными детьми, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и профилактику. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с детьми девиантного поведения – профилактика и реабилитация. Мы рассмотрим подробнее лишь такую технологию, как профилактика. Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальных отклонений в поведении детей [17, с. 243]. Под профилактикой в социальной педагогике понимают прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение  возможных физических, психологических  или социокультурных обстоятельств  у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня  жизни и здоровья ребенка;

- содействие ребенку  в достижение социально значимых  целей и раскрытие его внутреннего потенциала [18, с. 234].

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие  возникновение обстоятельств, способствующих  социальным отклонениям;

- устраняющие эти  обстоятельства;

- контролирующие  проводимую профилактическую работу  и ее результаты. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

- направленности  на искоренение источников дискомфорта  как на самом ребенке, так и  в социальной и природной среде  и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучение ребенка  новым навыкам, которые помогают  достичь поставленных целей или  сохранить здоровье;

- решение еще  не возникших проблем, предупреждение их возникновения. Вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблем профилактики отклоняющегося поведения детей [19, с. 256]. Первую группу составляют философские, криминологические, социологические, психологические и педагогические исследования механизмов возникновения отклоняющегося поведения, его диагностики, а также формы и методы профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков (Г.А. Аванесов, Л.М. Архангельский, Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, С.А. Бе-личева, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Ю.В. Гербеев, СБ. Думов, Е.В. Зма-новская, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, A.M. Печенюк, Г.М. Потанин, А.Л. Северный, А.Е. Тарас, Д.И. Фельдштейн, Т.И. Шульга, ІО.И. Юричка и др.). В зарубежных теориях формирования личности (Р. Берне, К. Бютнер, Э. Дюркгейм, А. Перс-Клерман и др.) предупреждение отрицательных черт и качеств индивида рассматривается с позиций социологического подхода. В последние годы произошло обогащение педагогической науки идеями гуманистического, личностно - ориентированного подхода к воспитанию учащихся девиантного поведения (МЛО. Красовицкий, Л.Н. Куликова, Г.С. Батищев, П.Н. Новиков, В.Н. Никитенко, A.M. Печенюк, Л.И. Бортович).

Вторая группа исследований посвящена изучению влияния социальной среды на развитие ребенка и организации профилактической работы в данной среде (Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, М.И. Буянов, М.В. Жукова (в семье ребенка); С.А. Беличева (комплексный подход к формированию ком-фортной среды жизнедеятельности ребенка); А.С. Макаренко (воспитательная среда в детской колонии); СТ. Шацкий (воспитывающая среда по месту жительства) и др.). Третью группу составляют исследования особенностей развития личности ребенка в младшем школьном возрасте. Исследования четвертой группы затрагивают проблемы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. К числу практических предпосылок решения проблемы отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста относится принятие федеральных законов («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.); «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)) и региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, концепции содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (2003 г.) [10, с. 56]. Однако, в научно-практических исследованиях прослеживается преобладание акцента на исследовании проблем профилактики отклоняющегося поведения подростков и молодежи, дошкольники и младшие школьники остаются «как бы за кадром». В немногочисленных исследованиях, имеющихся по данной проблеме, вопросы профилактики решаются за счет изучения социально-психологических факторов и условий, объясняющих возникновение отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. В работах посвященных исследованию отклоняющегося поведения детей данного возрастного этапа, оказались недостаточно изучены педагогические факторы и условия возникновения отклоняющегося поведения, динамика данного процесса, способы диагностики и профилактики на каждом этапе девиационного развития. Существующая на сегодняшний день система профилактики отклоняющегося поведения детей не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым к детям младшего школьного возраста. Определение приоритетов в работе по профилактике отклоняющегося поведения детей, тех организационных форм, в рамках которых она наиболее полно реализуется, остается исключительно актуальным на сегодняшний день [20, с. 87].

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) является — деятельностью по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и ≪групп риска≫; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Информация о работе Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников