Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать теоретико-прикладные аспекты по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Объект курсовой работы: профилактика отклоняющегося поведения младших школьников.
Предмет курсовой работы: основное содержание теории по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Файлы: 1 файл

Курсовая (готов).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный  уровень (общая профилактика) предусматривает  деятельность государства, общества, их институтов, направленную на  разрешение противоречий в области  экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной  сфере и т. п. Она осуществляется  различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный  уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую  деятельность в отношении конкретных  лиц, поведение которых имеет  черты отклонения или проблемности, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п. Основным же направлением профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога является:

- ранняя диагностика  детей ≪группы риска≫. По мнению Н. А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения: дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом; дети, находящиеся в условиях депривации; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей;

- консультационно-разъяснительная  работа с родителями, педагогами;

- мобилизация воспитательного  потенциала среды, работа с контактными  группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;

- организация коррекционно-реабилитационной  деятельности в зависимости от  уровня дезадаптации, привлечение  необходимых специалистов, обращение  к помощи специализированных  учреждений, центров, служб;

- патронаж дезадаптированных  несовершеннолетних;

- разработка и  реализация целевых программ  и технологий, направленных на  профилактику и коррекцию нарушений  поведения. на курение новичков. Очевидно, что при работе с  трудными детьми эту процедуру  можно проводить открыто и  явно.

Основные методики которые использует социальный педагог для осуществления ранней диагностики: Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально – педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить внимание.

Беседа - в социально-педагогической работе метод получение и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительного установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются темы, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципу. При этом переход к новому направлению беседы должно сопровождаться пояснениями, переключениями внимания. Анкетирование - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого , или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами « почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть: закрытыми ( с приведением полного набора вариантов ответа); открытыми (не содержит подсказок и не « навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информации); прямыми; косвенными. Существует и другие методы социально – педагогической диагностики: тестирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности, анализ документов, биографический метод, ситуационный анализ, метод обработки данных и др. Основная задача ранней профилактики девиантного поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Профилактику девиантного поведения не стоит рассматривать лишь с позиции социального контроля и ограничения. Профилактические меры административно-правового и общественного характера по социальному контролю и ограничению, безусловно, не утрачивают своего значения и уместны в том случае, когда речь идет о прямых десоциализирующих влияниях, т. е. в случае, когда имеют место отклонения противоправного, криминального характера в поведении несовершеннолетнего или среди его ближайшего окружения. В то же время, когда процесс социальной дезадаптации несовершеннолетних обусловливается не только прямыми, но и косвенными десоциализирующими влияниями, применение мер социального контроля и ограничения оказывается и неоправданным и неэффективным. Меры по нейтрализации косвенных десоциализирующих влияний должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения. Такие меры осуществляются общими органами ранней профилактики (школами, учреждениями дополнительного образования, досуговыми центрами, психологическими консультационными службами, центрами социальной помощи и т.п.). Основной целью работы с девиантными детьми является их окультуривание — введение в культуру.

Работа с девиантными детьми отличается от работы с не девиантами тем, что последние изначально живут в соответствии с нормами культуры [8, с. 267]. Девиантные подростки не укладываются в представления о норме. В результате у них оказывается существенно снижена социальная компетентность, теряется способность маневра, отсутствуют представления о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов. Исходя из этого, в качестве основных принципов социально-педагогической работы, направленной на социализацию и социальную адаптацию девиантов, можно назвать:

- создание несовершеннолетнему  условий для рефлексивного

анализа ситуации и собственного поведения;

- безоценочность  в подходе к анализу поведения ребёнка.

Поступок, совершенный несовершеннолетним, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются позитивные и негативные последствия этого выбора и альтернативные способы поведения, которые в данной ситуации были бы более подходящими. Для такого обсуждения необходимо отчуждение ситуации совершения поступка, что позволяет снять эмоциональное напряжение, а также психологические защиты, блокирующие возможность обычного оценочного обсуждения;

- создание успешности в учебной и иной деятельности;

- формирование нормативности  поведения при помощи образцов,

демонстрируемых преподавателями в отношении к учащимся и друг к другу.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей от социальных норм происходит потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществлять через средства массовой информации (печать, радио, телевиденье), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания несовершеннолетнего, повышения его образованности, усвоение им морально-нравственных норм поведения в обществе. Социально-профилактический подход в качестве основой цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления.

Сущность это подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверенны, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходом, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленным мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как вменяемость. Очень важно вовремя распознать у несовершеннолетнего различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности ребенка с девиантным поведением, особенно его нравственным и волевым качествам [8, с. 141]. Сознательный человек – гражданин – это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушения закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

- быть хозяином  своего слова и дела;

- тормозить стремления  и мотивы, способные привести  к поступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать  усилия на главном, наиболее важном  в настоящее время;

- ставить перед  собой продуманные и не противоречащие  праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Следующие методы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников занимают особое место в реализации программ обучения жизненным навыкам. Так, О.Л. Романова среди наиболее эффективных методов ведения профилактической работы называет ролевую игру, групповую дискуссию и мозговой штурм [21].

Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или негативного влияния этих веществ на здоровье ребенка (например, в случае пассивного курения), а также защиты от лиц их употребляющих (навыки безопасного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии опьянения) [21].

Мозговой штурм - метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей в группах [21].

Групповая дискуссия - способ организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения [21].

Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, помогает уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников и педагога.

Воспитательно-профилактическая работа профилактики отклоняющегося поведения осуществляется в разнообразных формах.

М.И Рожков отмечает, что основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы [22, с. 227].

Если взять за основания средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую либо словесно-практическую.

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые.

В соответствии с целевым признаком формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, через них к другим социальным ценностям [23, с. 77].

На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание личности основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распрекрасного, которое ему будет предлагаться. Еще В.А. Сухомлинский акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс должен сохранить функциональное единство - единство души, духа и тела. Суть воспитания В.А. Сухомлинский видел в построении диалогического общения учитель - ученик признаком, которого является: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность» [24, с. 186].

Педагогическим принципом В.А. Сухомлинского был принцип - воспитание без наказаний. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка. Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет тот педагог, который любит детей. В начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой ранит, оскорбляет, унижает достоинство ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные, но едины они в одном - все хотят учиться. «Оценка - это вознаграждение за труд, а не наказание за лень».

Информация о работе Теоретико-прикладные аспекты профилактики отклоняющегося поведения младших школьников