Теория героев и толпы Н.К. Михайловского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные положения теории «героев и толпы» Н. К. Михайловского. Задачи:
Выявить исторические предпосылки становления социологических взглядов Н. К. Михайловского;
Рассмотреть теоретические предпосылки функционирования социологических взглядов Н. К. Михайловского;
Изучить понятия «героя» и «толпы» в теории Н. К. Михайловского;
Проанализировать подражание как «психический двигатель» толпы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Предпосылки формирования социологических взглядов Н. К. Михайловского………………………………………………………………………..5
1.1. Исторические предпосылки становления социологических взглядов Н.К. Михайловского………………………………………………………………….5
1.2. Теоретические предпосылки формирования социологических взглядов Н. К. Михайловского…………………………………………………..…..................10
Глава 2. Основные положения теории героев и толпы Н. К. Михайловского………………………………………………………………………17
2.1 Понятия «героя» и «толпы» в теории Н. К. Михайловского…………..17
2.2 Подражание как «психический двигатель» толпы……………………..21
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………36

Файлы: 1 файл

теория героев и толпы михайловского.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Предпосылки формирования социологических взглядов Н. К. Михайловского………………………………………………………………………..5

1.1. Исторические предпосылки  становления социологических взглядов  Н.К. Михайловского………………………………………………………………….5

1.2. Теоретические предпосылки  формирования социологических взглядов  Н. К. Михайловского…………………………………………………..…..................10

Глава 2. Основные положения теории героев и толпы Н. К. Михайловского………………………………………………………………………17

2.1 Понятия «героя» и  «толпы» в теории Н. К. Михайловского…………..17

2.2 Подражание как «психический  двигатель» толпы……………………..21

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованных источников…………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе рассматривается теория героев и толпы Н. К. Михайловского, анализируются ее основные положения.

Николай Константинович Михайловский (15 (27) ноября 1842, Мещовск, Калужская губерния — 28 января (10 февраля) 1904, Санкт-Петербург) — русский публицист, социолог, литературный критик, литературовед, переводчик; теоретик народничества. Был приверженцем этико-субъективной школы. Ее возникновение приходится на 60-е годы ХIХ века и связано с так называемым «пропагандистским» направлением в народничестве, которое соперничало и взаимодействовало на протяжении всей своей истории с «бунтарским» (бакунизм) и «заговорщицкими» течениями в русской революционной и научной мысли, вело активную полемику с марксизмом.

Актуальность этой темы заключается в том, что Н. К. Михайловский внес новые идеи, а также доработал те, которые уже существовали в социологии и в дальнейшем стали исследоваться, и анализироваться другими научными деятелями. До сих пор многие исследователи обращаются к социологическим теориям и концепциям, для объяснения процессов и явлений, происходящих в обществе, т. е. проблематика теории героев и толпы является актуальной для дальнейшего развития социологической науки. Всегда есть такие индивиды, которые идут за толпой, а также есть и «герои», которые этой толпой мастерски управляют. В качестве примера можно привести любые революции, бунты, восстания. С помощью теории «героев и толпы» можно рассмотреть и проанализировать такого «героя» как, например, Усама бен Ладен, Эрнесто че Гевара и многих других.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные положения теории «героев и толпы» Н. К. Михайловского.

Задачи:

  1. Выявить исторические предпосылки становления социологических взглядов Н. К. Михайловского;
  2. Рассмотреть теоретические предпосылки функционирования социологических взглядов Н. К. Михайловского;
  3. Изучить понятия «героя» и «толпы» в теории Н. К. Михайловского;
  4. Проанализировать подражание как «психический двигатель» толпы.

Объектом курсовой работы являются социологические воззрения Н. К. Михайловского.

Предметом данной курсовой является теория «героев и толпы» Н. К. Михайловского.

Анализировали и рассматривали теорию героев и толпы Н.К. Михайловского такие социологи, как Голосеева А.А. [3] в своей статье «Идейные истоки социологических взглядов Н. К. Михайловского», Кареев Н. И [10] в статье «Памяти Н. К. Михайловского как социолога», Лиоренциевич И.Г. [12]. Рассматривали и описывали развитие субъективной социологии такие социологи, как Андреева Г. М. [1], Зверев В.М. [3], Голосенко И.А. [5], Зборовский Г.В. [7], Медушевский А.Н. [14] и Миненков Г. Я. [15].

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав в которых я рассматриваю предпосылки формирования социологических взглядов и основные положения теории «героев и толпы» Н. К. Михайловского, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО

 

    1. Исторические предпосылки становления социологических взглядов Н.К. Михайловского

 

Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины как основы экономических и социальных отношений и многое другое привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата, разночинцев и т.д.

Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему царскому режиму, так и поддерживавших его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое, становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Налицо социально-экономические и политические предпосылки появления первой для России науки — социологии. [7, с. 232]

Одна из особенностей возникновения отечественной социологии состоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей названной науки, не принадлежащих к числу классиков, но внесших значительный вклад в ее конструирование. Временной лаг, отделяющий появление российской социологии от ее западноевропейской «старшей сестры», составляет приблизительно 30 лет. [7, с.233]

В рамках первого периода российской социологии сложилось несколько направлений исследований. Это были: субъективная социология и тесно связанное с ней психологическое направление (Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков); позитивизм М.М. Ковалевского; натурализм в его различных формах (Н.Я. Данилевский, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, А.И. Стронин), среди которых выделялись географический детерминизм и органицизм; экономический материализм и ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов).

Вообще в русской социологии конца XIX - начала XX века трудно найти школу или автора, которые так или иначе не затрагивали бы идей, разрабатываемых этико-субъективной школой, которую иногда прямо называли «русской социологической школой». [8, с.247]

К появлению субъективной социологии и позитивизма как самостоятельных направлений в российской социологии следует относиться неоднозначно. С одной стороны, нельзя отрицать влияния западно-европейских его основателей и принятия целого ряда их позиций. Это видно из работ российских авторов и в первую очередь из рецензии Лаврова 1868 г. на книгу «О. Конт и положительная философия». С другой стороны, ряд положений «классиков» позитивизма подвергался ими критике.

Первый период российской социологии, как и на Западе, был тесно связан с господством позитивистских идей. С ними близко соотносились положения субъективной социологии, составлявшей «российскую специфику». [7, с.237]

Так как в курсовой работе мы рассматриваем теорию «героев и толпы» Н. К. Михайловского, в данной главе мы рассмотрим, какие события предшествовали и способствовали возникновению непосредственно субъективной социологии в России.

Николай Константинович Михайловский был одним из зачинателей социологии в России и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы.

О личной жизни Н. Михайловского, отпрыска небогатого дворянского рода, многое хорошо известно, он сам оставил автобиографические заметки, были и исследования его учеников и соратников. Н. К. Михайловский получил высшее естественно-научное образование в горном институте (впрочем, остался без диплома, так как был исключен с последнего курса за участие в студенческих волнениях). С 1864 г. начинает литературную карьеру как критик и публицист вначале в «Книжном Вестнике», позднее в «Отечественных записках» и после закрытия последнего в популярном журнале «Русское богатство»; с 1891 г. – редактор этого журнала. Журнализм наложил особый отпечаток на социологическую систему Михайловского и его манеру оформления материала.

Михайловский как и многие другие русские интеллигенты-«шестидесятники» находится под интеллектуальным обаянием Н. Чернышевского, до конца своей духовной деятельности он чтил его память, защищая от нападок консервативной критики, хотя и подвергал его наследие позитивистской ревизии. Он вступил в непосредственные отношения с революционными организациями (возможна его связь и с Каракозовым), которые продолжались до самой его смерти, но которые ему всегда удавалось искусно скрывать и от властей, и вообще от всех непосвященных.

Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции 70-80-х годов был огромным, о нем с теплотой отзывались Л. Толстой, М. Горький, А. Чехов, В. Короленко, Д. Овсянико-Куликовский, Е. Тарле и другие, многие из которых сами были «властителями дум». Его труды еще при жизни неоднократно переиздавались в собраниях сочинений (единственного из русских дореволюционных социологов), составив десять томов в последнем варианте. [5, с. 107]

Субъективное направление возникло в русской социологии в конце 60-х годов XIX в. и существовало до Октябрьской революции, пройдя за это время значительную эволюцию. Главнейшими вехами ее развития были: 70-е годы, 80-90-е годы и период с конца 90-х годов до 1917г.

Субъективная школа социологии в XIX в. была важной составной частью народнической идеологии, которая выражала протест, как против крепостничества, так и против развития капитализма в России. [13, с. 165]

Социологические теории народничества представляют наиболее широкое и значительное явление в истории русской немарксистской социологии. Народничество как идеология и движение разночинной интеллигенции отразило интересы самых широких слоев русского крестьянства пореформенного периода, мечтавших полностью покончить с феодальной эксплуатацией. Народническая идеология выражала протест, как против остатков крепостничества, так и против развития капитализма в России. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что прогрессивное содержание народничества заключалось в теории массовой мелкобуржуазной борьбы капитализма демократического против капитализма либерально-помещичьего. В то же время народники питали «ложную надежду» миновать капитализм. [4, с. 107]

Относительный спад общественного движения после революционного натиска конца 50-х - начала 60-х годов породил у народников желание пересмотреть теории, связанные с пониманием закономерностей исторического развития. В то же время в начале 70-х годов по-прежнему сохранялись революционно-демократические и социалистические традиции. В этих условиях и появились социологические работы П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, в которых отвергалась историческая необходимость как некое фатальное принуждение, стоящее над человеком и призванное оправдать наступление капитализма в России. Не видя возможности изменить действительность, исходя из внутренне присущих ей сил, Лавров и Михайловский обратились к критически мыслящей личности, способной преобразовать общество согласно выбранному идеалу.

После спада второй революционной ситуации «крепостники, не совсем добитые реформой» перешли к «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Она имела ярко продворянскую направленность и последовательность. Главными ее идеологами были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев и В.П. Мещерский.

Происшедшие социально-политические сдвиги повлияли на решение социологических проблем субъективистскими теоретиками. Главная отличительная черта субъективной социологии 80-90-х годов по сравнению с прошедшим десятилетием заключалась в том, что социологи все более разрывали связь с политической программой, рассчитанной, по словам Ленина, на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию, их концепции становились своеобразным теоретическим оправданием буржуазно-реформистской программы «улучшения» положения крестьян при сохранении буржуазного общества. Утратив сильные стороны старого революционного народничества, либеральные народники восприняли и развили «одну из крупных его ошибок - непонимание классового антагонизма внутри крестьянства». Отсюда проистекало не только различное решение традиционных социологических вопросов, но и изменение самой проблематики, значимости отдельных проблем в общей системе социологических воззрений. [5, с. 102-103]

Таким образом, поскольку субъективный метод ориентировал социологов на изучение личности, то следует отметить, что тема личности тесно связана с такими проблемами, как: 1) ее взаимодействие с массами; 2) теория героев и толпы, социального прогресса; 3) характера и путей изменения общественного строя, места и поли интеллигенции в обществе. В этой проблематике представители субъективного направления (и Н.К. Михайловский в том числе) искали нравственное начало. Прежде всего, это поиск выявления возможностей личности и ее потенциала, который можно направить на улучшение и совершенствование общества. Появление народнической идеологии, которая выражала протест, как против крепостничества, так и против развития капитализма в России во многом повлияло на формирование взглядов Н. К. Михайловского.

Информация о работе Теория героев и толпы Н.К. Михайловского