Теория героев и толпы Н.К. Михайловского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные положения теории «героев и толпы» Н. К. Михайловского. Задачи:
Выявить исторические предпосылки становления социологических взглядов Н. К. Михайловского;
Рассмотреть теоретические предпосылки функционирования социологических взглядов Н. К. Михайловского;
Изучить понятия «героя» и «толпы» в теории Н. К. Михайловского;
Проанализировать подражание как «психический двигатель» толпы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Предпосылки формирования социологических взглядов Н. К. Михайловского………………………………………………………………………..5
1.1. Исторические предпосылки становления социологических взглядов Н.К. Михайловского………………………………………………………………….5
1.2. Теоретические предпосылки формирования социологических взглядов Н. К. Михайловского…………………………………………………..…..................10
Глава 2. Основные положения теории героев и толпы Н. К. Михайловского………………………………………………………………………17
2.1 Понятия «героя» и «толпы» в теории Н. К. Михайловского…………..17
2.2 Подражание как «психический двигатель» толпы……………………..21
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………36

Файлы: 1 файл

теория героев и толпы михайловского.docx

— 87.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Н.К. Михайловский утверждал, что личность имеет право свободного выбора линии собственного поведения и деятельности, а значит, имеет собственную моральную позицию и может оценочно подходить к общественно-историческому процессу. Пытаясь разобраться в механизме психологического воздействия личности на массу, Н.К. Михайловский выделял два противостоящие друг другу понятия – «Героя» и «Толпу». При этом «героем» он называет человека, увлекающего своим примером массу других людей на хорошее или дурное, а толпой – массу индивидов способную увлекаться примером высоко благородным или низким. Он также отмечал, что такое положение ненормально и что народ до тех пор будет «толпой» (легко впадающей в гипнотическое, безрассудное подражание), пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью, обладающей активным творческим началом.

Он утверждал, что неумолимая тяга людей к коллективному подражанию возникает у них в особой социальной ситуации: при подавлении их индивидуальности практически до нуля и неизбежного в этих условиях появления «героя», увлекающего эту обезличенную массу любым актом – преступным или милосердным, «грязным» или «светлым», или этически нейтральным, безразличным.

«Герой»  – человек, который шаблонизирует, унифицирует поведение массы. «Толпа»  – это уже не механический конгломерат лиц, она характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознательной и иногда даже иррациональной связи. В «массе» рассеяны однообразные, скудные, монотонные впечатления, слабо и вяло функционирующие в психике ее каждого представления. Отсюда внутренняя жажда «подражания» в толпе, инстинктивная имитация подлинной индивидуальности. Толпа находится в «хроническом ожидании героя». Подражание «герою», по Михайловскому, факт глубоко регрессивный, частота этих фактов – показатель общего патологического состояния общества.

Критика иногда ошибочно приписывала Михайловскому мысль о том, что в полукрепостнических, жалких условиях жизни русского народа, «героем» для него должна выступить интеллигенция. Но Михайловский этого нигде не говорил, у него совсем другая трактовка роли интеллигенции. А именно – это надклассовая историческая группа лиц, возникающая на последних стадиях эволюции сложной кооперации и должная обеспечить научно и этически (через идеал) переход к новой простой кооперации. Но это уже проблемы социальной динамики.

Наука не стоит на месте, общество развивается. Тема, начатая Михайловским, была продолжена его последователями и нашли применение в психологии (социальной психологии).

В конце ХХ века с успехом используются  современные психотехнологии, для управления человеком или группой людей «толпой». Становится возможным обучатся, и становится «героем» везде и во всем. Примером такой технологии может служить НЛП, как технология владения поведением и мыслями человека, и группой, подстройка и перехват управления группой, и ведение ее за собой. Теперь, чтобы стать «героем» достаточно желания научится этому! Но и при высокой степени умственного и нравственного развития человек никогда вполне не избежит действия нервно-психического контагия. И общество, каким бы оно современным и совершенным не было, не смотря на то, что почти все технологии управления толпой, коллективом, группой изучены и опубликованы, широко применяются, общество от чего-то в большинстве своем остается «толпой».

Подходя итоги, отметим, что в данной курсовой работе мы выявили исторические и теоретические предпосылки становления социологических взглядов Н.К. Михайловского. Также досконально разобрали и рассмотрели понятия «героя» и «толпы», проанализировали психические двигатели толпы, такие как подражание, гипнотизм, массовый психоз и готовность к подчинению и повиновению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

 

1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России / Г.М. Андреева. –  Вестн. Моcк. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, 6-17 с.

2. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Третье издание. М.: 1974 г. Издательство «Советская энциклопедия».

3. Голосеева А.А. Идейные истоки социологических взглядов Н.К. Михайловского / А.А. Голосеева. –  Социологические исследования, № 11,  2010. – 123-132 с.

4. Голосенко И.А. Социологическая мысль в России: очерки истории немарксистской социологии последней трети ХIХ – начала ХХ века / И.А. Голосенко, В.М. Зверев В, И.Г. Лиоренцевич ; под. ред. Б.А. Чагина. –  Ленинград: Наука, 2003. – 416 с.

5. Голосенко И.А. История русской социологии XIX-XX вв. / И.А. Голосенко, В.В. Козловский. –  М.: Онега, 1995. – 288 с.

6. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.

7. Зборовский Г.В. История социологии / Г.В. Зборовский. – Москва: Гардарики; 2007. – 605с.

8. История социологии: Учеб. Пособие / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.А. Грицанов [и др] ; под общ. ред. А.Н. Еслукова – Мн.: Выш. шк., 1993. – 319 с.

9. История Российской социологии. Лекции по истории социологии: учеб. пособие / В.П. Култыгин. – выпуск 6. – М.:1994 г.

10. Кареев Н.И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога / Н.И. Кареев. – Русское богатство, №3, 1904. – 67-79 с.

11. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни / А.Ф. Кистяковский. – Тула: Автограф, 2000. – 272 с.

12. Кукушкина Е.И. Социологи и публицистика / Е.И. Кукушкина. – Социологические исследования, №3, 2011. – 126-134 с.

13. Лиоренциевич И.Г. Основные этапы развития субъективной школы в русской социологии / И.Г. Лиоренциевич. –  Социологические исследования, №2, 1975. – 165-176 с.

14. Медушевский А.Н. История русской социологии / А.Н. Медушевский. – М.: Высш. шк., 1993. – 321 с.

15. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Г.Я. Миненков ; под ред. Ю.Н. Давыдова, В.В. Танчера. — М: Экономпресс, 2000. – 352 с.

16. Михайловский Н.К. Два письма к П.Л. Лаврову / Н.К. Михайловский. – Полное собрание сочинений. Т. X. – СПб., 1913.

17. Михайловский Н. К. Адам Смит. / Н.К. Михайловский. –  Книжный вестник, июнь 1866 г. – Полное собрание сочинений. Т. X. – СПб., 1913.

18. Михайловский Н. К. Из заметок 1866 г. / Михайловский Н. К. –  Полное собрание сочинений. Т. X. –  СПб.,1913.

19. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии: В 2 т. / Н.К. Михайловский ; под  ред. В.В. Козловского – Т. 2. – СПб.: Алетейя, 1998.

20. Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания / Н.К. Михайловский. –  М.: Искусство, 1995. – 588 с.

21. Михайловский Н.К. Прудон и наши публицисты / Н.К. Михайловский. – Полное собрание сочинений. Т. X.  – СПб., 1913.

22. Николай Константинович Михайловский. [Электронный ресурс] – Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/  – Дата доступа: 13.04.2013

23. Ротмистров А.Н. Общественные движения: опыт классификации социологический концепций / А.Н. Ротмистров. – Социологические исследования, № 8, 2010. – 46-53 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

В данной курсовой работе рассматривается теория героев и толпы Н.К. Михайловского. Анализируются ее основные положения, а именно: понятия «герой», «толпа», «великая личность», «народ», рассматриваются механизмы воздействия на толпу.

В центре поздних работ Н. К. Михайловского находятся проблемы: 1) поведения личности в группе и толпе-массе; 2) психологического механизма воздействия индивида на массу-толпу; 3) роли социальной среды в формировании психологии индивида и толпы-массы.

У Н.К. Михайловского фокус его теории сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности и человеке. При этом уровень развития человека является меркой развития общества.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать основные положения теории «героев и толпы» Н. К. Михайловского.

Объектом курсовой работы являются социологические воззрения Н. К. Михайловского.

Предметом данной курсовой является теория «героев и толпы» Н. К. Михайловского.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория героев и толпы Н.К. Михайловского