Теория социальной работы с наркозависимыми в армии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - теоретическое исследование наркомании в армии как социальной проблемы.
Объект работы - наркомания в армии как социальная проблема.
Предмет работы - теория социальной работы с наркозависимыми в армии.
Гипотеза. Теоретическое моделирование системы социальной помощи наркозависимым в армии на основе изучения и использования теоретического опыта социальной работы может стимулировать активное социальное функционирование указанной категории граждан.
Методы работы: теоретический анализ литературы, обобщение, анкетирование и др.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
6
1.1. Содержание и категории социальной работы как науки

и вида деятельности
6
1.2. Понятие наркомании и наркозависимости в армии:

статистика, медицинский аспект
9
1.3. Наркозависимость: социологический, социальный,

психологический аспекты проблемы
17
1.4. Формирование политики государства в отношении

наркозависимых граждан в армии
23
Выводы по главе I
27
Глава II. НАРКОЗАВИСМЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
28
2.1. Правовая модель предупреждения наркотизма в социальной работе
28
2.2. Применение теории социальной работы с наркозависимыми военнослужащими на примере в/ч 06776
33
Выводы по главе II
37
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

ГОТ_2_наркотики_армия (1).doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Правоохранительные органы формулируют свою роль как «борьбу  с незаконным оборотом наркотиков». То есть не с наркоманией как таковой милиция борется, а с наркодельцами. Задача это очень важна, но приходится признать, что существенно повлиять на тенденции наркотизации в настоящий момент правоохранительные органы не могут. Тот урон, который наносят наркоторговцам операции по изъятию и уничтожению наркотиков, видимо, заранее уже учтен хозяевами как «производственный риск» и включен в цену товара. И самое главное - действия правоохранительных органов не затрагивают ни корней наркомании, ни той почвы, из которой наркомания вырастает.

Если медицина и органы охраны правопорядка борются лишь с проявлениями и последствиями наркомании, то что же можно противопоставить ей по существу. Ответ очевиден: реальным противодействием наркомании может быть только духовно-нравственное воспитание, основой и стержнем которого является воспитание религиозное.

Таким образом, анализ и  синтез материалов исследования позволяет  сделать следующие выводы:

  1. После снятия физической зависимости проблемы и разрушения на психическом уровне остаются и есть только один способ начать выздоровление и обрести трезвость - систематично и кропотливо решать их.
  2. Наркомания прочно встала в ряд глобальных проблем человечества и является не просто бедой того или иного государства, а угрозой существованию человечества, как такового.
  3. Наркомания это заболевание прогрессирующее – потому, что потери в био-психо-социо-духовных сферах жизни будут со временем только умножаться. Без адекватного комплексного лечения восстановление невозможно. Поэтому наркомания как комплексное заболевание требует системный подход, когда все аспекты личности - био-психо-социо-духовные будут подвергнуты глубокой коррекции. Невозможно выздороветь от наркомании навсегда, но можно выздоравливать и жить полноценной жизнью.

 

1.4. Формирование  политики государства в отношении

наркозависимых  граждан в армии

 

Задачи:

  1. Определить основные направления формирования политики государства в отношении наркозависимых военнослужащих.

 

В настоящее время  политика в отношении наркотиков и наркомании основывается на двух основных постулатах:

  1. Наркотики вредят общественной безопасности (социологический и криминологический аргумент).
  2. Наркотики вредят общественному здоровью (медицинский аргумент) (15, с. 775).

В соответствии с этими  двумя аргументами выработаны две  политических линии, направленные на проблему наркомании: политика общественной безопасности и политика общественного здоровья.

Первая из них целиком  и полностью воплощена в нынешнем глобальном запретительном режиме, базируется на принципах «наркоманы - преступники, использование наркотиков в целях иных, нежели медицинские и научные - незаконно и является источником правонарушений и преступлений, которые совершаются наркоманами либо в состоянии «ломки», либо в состоянии наркотического опьянения», выполняется органами юстиции и правоохраны и выражается в «борьбе» против наркотиков и наркомании с помощью репрессивных мер. Вторая, появившаяся сравнительно недавно оформленная, является элементом общей политики здоровья, проводимой тем или иным государством, и руководствуется принципом «наркоманы - не преступники, а больные». Она направлена на пропаганду здорового образа жизни, заключается в предупреждении наркомании (воспитание, обучение, информация, пропаганда), в лечении наркоманов и возвращении их в общество и выполняется врачами, средствами массовой информации и системой образования. Как видим, политика общественного здоровья несколько противоречит политике общественной безопасности, однако также вписывается в логику запретительного режима.

Такое распределение политических функций между различными участниками в решении проблемы наркомании, в т.ч. в армии, вполне соответствует разделу сфер компетенции между юридическим «крылом» изучения этого феномена и медицинским. Однако размышления в рамках только запретительной политики, выражающейся в функционировании запретительных систем контроля над наркотиками, явно недостаточно для объективного подхода к проблеме наркомании, так как она не учитывает многих факторов, воздействующих на взаимоотношение этого феномена и общества. Таков, например, фактор экономический, рассматривающий наркотики как товар. Для того чтобы подняться выше логики запретительства, нужно развернуть научное размышление в масштабах политики-области. Возможно, системы, отличные от систем запретительных, могли бы дать более эффективный ответ на вызов наркомании.

Именно в таком разрезе  автор хочет представить существующие на сегодняшний день политические стратегии  в отношении наркотиков. Синтез многочисленных точек зрения представителей различных  научных дисциплин позволяет выделить две основные доктрины противодействия распространению наркомании и контроля за наркотическими средствами: запретительную, основанную на принципах всеобщего и полного запрещения использования наркотиков в немедицинских целях, и либеральную, отрицающую этот принцип. Поскольку господствующий запретительный режим не дает возможности установить на практике альтернативные ему системы, многие из них находятся только в теории.

Системы запрещения наркотиков, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе, существуют уже достаточно долгое время, поэтому сегодня уже можно говорить о том, смогли ли они выполнить свою изначальную задачу: остановить распространение наркомании, уменьшить потребление наркотиков в немедицинских целях и взять под контроль проблемы, связанные с наркотическими веществами. Даже самый поверхностный взгляд на итоги запретительно-репрессивной политики дает повод квалифицировать их как неудовлетворительные. Десятилетия репрессий против наркоманов и борьбы с подпольным наркобизнесом ничуть не улучшили положение в области наркомании и даже наоборот, усугубили ситуацию, явившись причиной образования и расширения подпольного рынка наркотиков, фактором усиления насилия и преступности и отрицательно повлияв на народное здоровье.

Социокультурные факторы  наркотизации общества (разрушение морально-этических  норм и поведенческих ценностей, массированное влияние западной культуры, деформация семейных отношений, изменение социального поведения наркозависимых) актуализируют необходимость формирования общественного иммунитета к наркотикам как основы здоровья.

На формирование социального  анти-наркотического иммунитета, прежде всего, должны быть направлены государственная социальная политика и работа в системе среднего и высшего военного образования. При этом основной направляющей силой в данной сфере должна стать деятельность не только центральных, местных исполнительных органов власти, но и институтов гражданского общества.

Неотъемлемой частью государственной анти-наркотической деятельности должна стать пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, особенно среди детей, молодежи и женщин (4, с. 143). В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать изучение причин и условий, способствующих росту числа лиц, употребляющих наркотики, в отдельных регионах страны, разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни. В общественном сознании все больше места должна занимать идея, что здоровье человека является ценностью и для него самого, и для общества в целом. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к работе с лицами, употребляющими наркотики, поскольку изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ.

Для этого, прежде всего, необходимо создать многоступенчатую образовательную программу по профилактике наркомании среди военнослужащих. Данная задача предполагает наличие двух основных компонентов: необходимо наладить процесс подготовки и переподготовки работников военных образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ, организовать издание специальной литературы и пособий, по которым социальные работники и педагоги могли бы заниматься профилактической работой.

Большое внимание должно быть уделено широкому информированию военнослужащих о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний для широких слоев общества являются СМИ, в т.ч. специализированные - военные, что повышает их ответственность в этом вопросе.

С другой стороны, должна вестись работа по недопущению в СМИ рекламы наркотических средств, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, атрибута так называемого «легкого» стиля жизни.

Кроме того, непосредственно анти-наркотическая пропаганда должна присутствовать в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ, включая размещение анти-наркотической рекламы и подготовку систематических общественно-политических, аналитических и художественных публикаций в печатных и электронных СМИ, а также организацию и проведение регулярных телевизионных программ и передач анти-наркотической тематики.

Особое внимание должно быть уделено организации досуга военнослужащих. Для этого необходимо повсеместно организовывать спортивные секции, собрания по интересам и другие мероприятия анти-наркотической направленности.

Необходимо организовать более тесное сотрудничество с религиозными конфессиями по формированию устойчивого  неприятия наркотиков верующими  и их близкими.

Одним из основных направлений  деятельности государства и общественных организаций также должно стать  преодоление негативного отношения  к лицам, страдающим наркоманией.

Формировать иммунитет к наркотикам должно само общество. Государству необходимо создать все необходимые условия для развития и поощрения инициативы институтов гражданского общества, различных общественно-политических и неправительственных организаций в борьбе с распространением наркомании в армии. Необходимо более активно привлекать к профилактической работе неправительственные организации посредством размещения государственного социального заказа, осуществлять поддержку функционирующих и активно содействовать образованию новых общественных организаций, деятельность которых направлена на первичную профилактику зависимости от ПАВ, проводить научно-аналитическую и исследовательскую работу в этой области.

Таким образом, анализ и  синтез материалов исследования позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Комплекс вышеуказанных мероприятий, по нашему мнению, позволит сформировать общественный иммунитет к наркотикам и снизить влияние социокультурных факторов наркотизации армии.
  2. Особое внимание должно быть уделено организации досуга военнослужащих.

 

 

 

 

Выводы по главе I

 

 Теория социальной работы как гуманитарная дисциплина исследует социальную действительность и социальные отношения, но социальные отношения многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию.

Социальная работа как  деятельность - это разновидность человеческой деятельности, цель которой - оказание помощи отдельным лицам, группам для усиления или восстановления их способности социального функционирования и созданию общественных условий, способствующих реализации этих целей, а также профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, реабилитации, коррекции.

Наркомания - хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами.

Наркомания характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

Наркотическая зависимость - появление необходимости систематически принимать вещества, меняющие психическую регуляцию организма, проходит четыре стадии, прежде чем сформируется физическая зависимость от препарата.

Социальный работник самостоятельно не в состоянии помочь наркозависимому со сформированной физической зависимостью, но может принять участие в социальной реабилитации наркозависимого, которое поможет его скорейшему выздоровлению.

После снятия физической зависимости проблемы и разрушения на психическом уровне остаются и есть только один способ начать выздоровление и обрести трезвость - систематично и кропотливо решать их.

Наркомания прочно встала в ряд глобальных проблем человечества и является не просто бедой того или иного государства, а угрозой существованию человечества, как такового.

Наркомания это заболевание  прогрессирующее - потому, что потери в био-психо-социо-духовных сферах жизни будут со временем только умножаться. Без адекватного комплексного лечения восстановление невозможно. Невозможно выздороветь от наркомании навсегда, но можно выздоравливать и жить полноценной жизнью.

Комплекс рассмотренных мероприятий позволит сформировать общественный иммунитет к наркотикам и снизить влияние социокультурных факторов наркотизации армии. Особое внимание должно быть уделено организации досуга военнослужащих.

Информация о работе Теория социальной работы с наркозависимыми в армии