Типология обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:21, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ современных подходов к типологии общества.
Актуальность данной темы в том, что людям всегда хотелось узнать как возникло общество, его историю. Общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.

Содержание работы

1. Развитие общества
1.1. Закон ускорения исторического времени
2. Признаки общества
3.Типология обществ
3.1. Типологии общества в период формирования социологической науки
3.1. Типологии общества в классический период развития социологии

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

эволюция и типология обществ.docx

— 37.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

1. Развитие общества 

1.1. Закон ускорения исторического времени 

2. Признаки общества

3.Типология обществ

3.1. Типологии общества в период формирования социологической науки

3.1. Типологии общества в классический период развития социологии

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данного реферата является анализ современных подходов к типологии общества. 
Актуальность данной темы в том, что людям всегда хотелось узнать как возникло общество, его историю. Общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке. Они обеспечивают преемственность главным образом благодаря воспроизводству и образуют более или менее самодостаточное социальное целое. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах. Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию. Естественно, проблема выживания, а именно, как обеспечить себя пищей, одеждой и жильем, стоит перед всеми народами. И то, как они решают эту проблему, оказывает огромное влияние на другие стороны их жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие общества  
1.1 Закон ускорения исторического времени 

 
      Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.  
Если расположить вce множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскocти, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус - одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т д.  
Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.  
В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина - вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами. Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:  
Статусный портрет общества - совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.  
У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.  
Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.  
Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.  
Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только одним способом: no мере приближения к современности скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает деление общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.  
Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.  
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.  
 
Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.  
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.  
Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

 

 

2. Признаки общества

      Когда человек эмигрирует в другую страну и принимает новое гражданство, ему приходится приспосабливаться не только к новому климату или политическому режиму, но и к социальному устройству, т.е. обществу. Следует различать три понятия-страна, государство, общество.

Страна-часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство-политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти(монархия, республика), органы и структуру правления(правительство, парламент).

Общество-социальная организация данной страны, основой которой является данная культура.

Страны изучает география, государство-политология, а общество-социология.

Общество-социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких границ отделяющих одну страну от другой не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно перемещались в пространстве осваивая новые территории. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть понятие “общество” применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей, если оно, объединение, отвечает следующим признакам:

 

-Объединение не является  частью какой-либо более крупной  системы

-Браки заключаются между  представителями данного объединения

-Оно пополняется преимущественно  за счет детей тех людей, которые  уже являются его признанными  представителями

-Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной

-У него есть собственное  название и собственная история

-оно обладает собственной  системой управления

 

3.Типология  обществ

         Эволюция общества характеризуется скачками, периодами застоя, регресса и прогресса. Войны, перевороты, мирная смена власти, революции, контрреволюции и реформы, как правило, приводят к скачку или положительному или отрицательному . Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать. Несколько типов общества, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, но не умеющие писать и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях:  клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. 

 

Согласно другой типологии, общества делятся на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

В основе третий типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний охота и собирательство. Ранний период называется протообществом, или периодом человеческого стада. Он был самым продолжительным – сотни тысяч лет. Ему на смену пришли огородничество и скотоводство (пастушество). Из охоты постепенно выросло скотоводство, основанное на приручении (одомашнивании) диких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимым признаком цивилизации.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. 

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

 

 

 

 

 

 

3.1.Типологии общества в период формирования социологической науки

 

      Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

стадия военного господства;

стадия феодального господства;

стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

 

 

3.2.Типологии общества в классический период развития социологии

      Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так,Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. 

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.  

  В теории эволюции общества есть вопросы, не имеющие общепринятых ответов, что обусловлено отсутствием единого подхода к выявлению признаков, позволяющих отличить один этап эволюции общества от другого. Наиболее адекватно эволюцию общества можно проследить по изменение положения человека в нем. Для описания эволюции общества предлагается использовать идеальный тип (модель) ее отдельного этапа. Положение человека на каждом этапе описывается с помощью ограниченного набора понятийных средств, содержащихся в деятельностно-ценностном подходе (основные разновидности деятельности, модусы социальной значимости, процедуры социального признания и пр.). Дополнительным понятийным средством для конструирования этапа общественной эволюции служит представление о типе хозяйства (домашнем или рыночном), преобладающем на данном этапе эволюции. С помощью этих понятийных средств можно построить схему эволюции общества, включающую в себя этапы дикости, варварства и цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности и в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители 19-20вв.как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс,М.Вебер, Т.Парсонс.

   Развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, a от него к индустриальному - промышленной революцией. Историческая тенденция такова:  чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения, тем дольше существует общество. Максимальные по размеру населения и производительность - в  индустриальном обществе, минимальные – в обществе охотников и собирателей. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Социология / Учебник / А.И. Кравченко - М., 2005

2.Бабосов Е.М. Прикладная  социология: Учебное пособие.-М.:Тетрасистемс,2006.

3.Парсонс Т. Система  современных обществ.-М.:Аспект Пресс 2002.

4.Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология. Краткий курс.-М.:Инфа-М, 2001.

 

 


Информация о работе Типология обществ