Творчество в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Современный окружающий человека мир многообразен и ярок. Он динамично развивается и постоянно меняется. И все благодаря человеку – разумному существу, способному преобразовывать, развивать, дополнять мир чем-то совершенно новым и ранее неизвестным. И при этом человек сам подстраивается под созданный им окружающий мир и условия жизни, он сам решает, что делать дальше.
В создании и развитии человеком окружающего мира большую роль играют такие факторы, как человеческие мотивации и потребности, от которых всецело зависит характер деятельности человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Творчество в жизни человека: взаимосвязь, влияние и роль …………...4
1.1. Творчество как потребность…………………………………………..8
1.2. Творчество как вид деятельности…………………………………..10
2. Понятие интересной работы………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………...….14

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Творчество  в жизни человека: взаимосвязь, влияние и роль …………...4

1.1. Творчество как потребность…………………………………………..8

1.2. Творчество как вид деятельности…………………………………..10

    2. Понятие интересной  работы………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………10

Список  литературы……………………………………………………...….14      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что есть творчество для современного человека? Творение нового своими руками и мыслями, преобразование окружающего мира. Творчество – неотъемлемая часть жизни любого из нас, дарующая стимул развиваться, жить и продолжать творить.

Согласно  новой философской энциклопедии, творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в  процессе культурной миграции. Следовательно, понятие  творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.

В частности, в данной работе будет  рассматриваться аспект понятия  творчества как человеческой потребности и вида деятельности.     

Современный окружающий человека мир многообразен и ярок. Он динамично развивается  и постоянно меняется. И все  благодаря человеку – разумному  существу, способному преобразовывать, развивать, дополнять мир чем-то совершенно новым и ранее неизвестным. И при этом человек сам подстраивается под созданный им окружающий мир и условия жизни, он сам решает, что делать дальше.

В создании и развитии человеком окружающего  мира большую роль играют такие факторы, как человеческие мотивации и  потребности, от которых всецело зависит характер деятельности человека.     

Таким образом, рассмотрение вопроса о  творчестве как потребности и  виде деятельности человека является актуальной философской, психологической  и социологической проблемой  и задачей, решение которой важно для понимания влияния творчества на нашу жизнь и его роли в ней. 

 

 

 

1. Творчество  в жизни человека: взаимосвязь, влияние и роль

С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные  родители придерживаются стандартных  схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). Вырваться  из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного  бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что  называется, взрослеет и берётся  за ум. А на деле – просто принимает  правила игры, начинает вписываться  в систему и выполнять её условия  взамен на определённые «блага»: возможность  учиться, работать – одним словом, «самовыражаться».

Почему и зачем он это  делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности  и безопасности. Таких зацепок  и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные  из них – это те, которые подкреплены  связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети… Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда решили перейти к племенному образу жизни.

Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому  факту также примешивается ещё  и то, что, получая те самые «блага»  и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт  задумываться над тем, что, как и  зачем делает. «Система» сама даёт готовые ответы и сценарии, сводя  на нет потребность думать.

Существует даже такая  «примета» среди тех же выпускников  и студентов: «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т. е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «…просто отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в экстремальных условиях, когда зацепиться за то, за что предполагалось и за что все цепляются, не получилось… И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без системы и её готовых ответов. И тот же не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «А зачем мне вообще учиться именно на того-то, может, сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то…?». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы системы и действовать по инерции.

Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в системы, не живущие по сценариям, а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни  и духа, доступ к которым остальным  попросту закрыт их же собственной  зависимостью.

Ведь что вообще такое  – творчество?

Творчество, любое – это  само по себе величайший бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, системы.

Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И  должен идти один – вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

А как обычно обстоят дела у человека, который на определённом жизненном этапе по тем или  иным причинам оказывается вне нормальной системы, вне зацепок (исключительно  тяжелая судьба, какое-либо серьезное  потрясение, нетрадиционная сексуальная  ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а, следовательно, и как такового включения в  распространённые системы тоже не происходит… 

Как бы сильно этот человек  ни был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению  с большинством он всегда один. Нет  готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и  блокирует мыслительный процесс  у этого большинства.

Даже совершая привычные  для «обычных» людей вещи в  жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь – да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как-то по-своему.

Отсюда и рождается  тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!

Бесспорно – нестандартное  мышление уже само по себе творчество.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые  материальные и духовные ценности или  итог создания субъективно нового. Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск субъекта творчества.     

Основной  критерий, отличающий творчество от изготовления или производства – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора творения, не сможет воспроизвести в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Но тогда это будет уже не творчеством. Ведь оно обязано быть уникальным и неповторимым. В процессе творчества человек вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности и свое состояние.     

Творчество  представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к  переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид отличается от остальных тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Он отличается способностью эффективно оперировать противоречивой информацией. Другими творческими качествами творческой личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Творческие личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, отличаются низким уровнем социализации.     

Люди  творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит  в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Ряд культурных эпох отождествляли с творческими личностями высокую социальную оценку. Ключевыми словами, относящимися к данной области, всегда были и являются «одаренность», «оригинальность», «фантазия», «интуиция», «воодушевление», «техническое изобретение», «научное открытие», «произведение искусства».      

О творчестве можно говорить только при  наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих  действий. Таким творцом может  быть только человек.      

Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет  его природе и выступает источником труда, сознания, культуры – всей той второй природы, которую человек «надстраивает» над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека – от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество.

Источник способности человека к творчеству лежит в формировании рефлексивного  мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы.

1.1. Творчество как потребность     

Творчество – это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации во внешнем мире. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель, средство реализации цели и результат.     

В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется.      

Процесс реализации замысла является для  художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. «Цель творчества – самоотдача», – утверждал Борис Леонидович Пастернак. Человек творческий – это человек, отдающий, дарящий себя другим.     

Потребность в самовыражении  свойственна каждому. Способ самовыражения  обуславливается уровнем общекультурного  развития, характером способностей и  склонностей творческого человека, развитием его эмоционального и  интеллектуального фона.     

Для автора, творческой личности творчество – это средство самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.     

С точки зрения рассмотрения творчества как человеческой потребности, стоит  выделить теорию человеческих потребностей, предложенную в 40-е гг. XX века американским психологом и экономистом Абрахамом Маслоу.      

Потребность, по его определению, это физиологический  и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к  действию.      

На  схеме показана пирамида – иерархия человеческих потребностей  по теории А. Маслоу. Он утверждал, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.     

Таким образом, А. Маслоу выделяет потребность  в самовыражении и самоактуализации как наивысшую человеческую потребность.

«Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей  миссии, или призвания, судьбы и тому подобное, как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».     

Творчество  – это один из результатов самоактуализации, причем самый прекрасный и наивысший, по мнению А.Маслоу. Ведь другими результатами могут быть просто человеческие реакции на окружающий мир – самовыражение, причем не всегда приемлемое в обществе, не всегда красивое или воспитанное поведение.     

«Совершенных  людей  нет! Есть люди, которых можно назвать хорошими,  очень  хорошими и даже  великими. Есть творцы,  провидцы, пророки, святые, люди, способные поднять людей  и повести их за собой. Таких людей немного,  их  считанные единицы,  но уже  сам  факт  их  существования вселяет в нас надежду на лучшее,  позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ибо показывает  нам, каких высот может достичь человек,  устремленный  к саморазвитию. Но даже эти люди несовершенны…»       

 

1.2. Творчество  как вид деятельности      

При рассмотрении творчества как вида деятельности, необходимо обратиться к различным аспектам данного вопроса.     

С точки зрения психологии и философии  можно утверждать, что творчество – это не сама деятельность, а  атрибут человеческой деятельности, ее свойство, которое лежит в основе прогресса материального и духовного производства.     

Таким образом, «творческий подход» может  быть свойственен и применен практически  к любой деятельности человека: общению, производству, ремеслу, да и, в общем, к его образу жизни. При этом человек продолжает выступать автором, творцом уникальных событий или вещей. Применение такого «творческого подхода» всецело зависит от человека, от его воли и желания сделать что-то неповторимое и новое.     

Информация о работе Творчество в жизни человека