Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели определены следующие задачи:
Определить положения о семье предшествующих Ковалевскому теорий семьи, а так же охарактеризовать собственно саму теорию семьи Ковалевского М.М.
Дать характеристику сравнительно-исторического метода и его использования в изучении семьи М.М. Ковалевским;
Проанализировать этапы эволюции семьи, рассматриваемые М.М. Ковалевским в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».
Изучить роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методология исследования семьи М.М.Ковалевским
1.1. Оценка М.М.Ковалевским предшествующих теорий семьи в социологии……………………....................................................................................7
1.2. Сравнительно-исторический метод М.М. Ковалевского в исследовании семьи……………………………………………………………………..........................13
Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»
2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским ………………………….18
2.2. Роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии ……………22
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011..docxпосл вар (1).docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Методология исследования семьи  М.М.Ковалевским 

1.1. Оценка М.М.Ковалевским  предшествующих теорий семьи в социологии……………………....................................................................................7

1.2. Сравнительно-исторический  метод М.М. Ковалевского в исследовании семьи……………………………………………………………………..........................13

Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»

2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским ………………………….18

2.2. Роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии ……………22

Заключение…………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………….35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Со второй половины XIX века теоретические проблемы, связанные с историческим прошлым  социального института семьи, начали привлекать свое внимание социологов и антропологов. Одни из них считали, что человечество на всех этапах состояло из семей, индивидуальная парная семья  была основной «клеточкой» общества на протяжении всей истории.

Социологический анализ эволюции семейно-родственных  отношений в русской социологии явился составной частью общесоциологического интереса к происхождению общества.

Социология  семьи как специальная область  социологического знания берёт своё начало в масштабных эмпирических исследованиях  Рилза и Ф. Ле Пле. В середине XIX века они независимо друг от друга  предпринимают попытку изучить  влияние таких социальных факторов, как структура семьи, экономические  отношения в семье, религия в  семье и др. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений  постоянно находятся в центре внимания социологии.

Невнимание  к проблеме социологии семьи на первых ступенях её развития препятствует созданию полной картины теоретической социологии, социологии семьи в частности. Только детально изученная эволюция семьи  и брака позволит представить  тенденции, перспективы развития современной  семьи, так как индивидуальный брак  – это не итог эволюции. Это объясняет  актуальность данного исследования.

Актуальность выбранной темы. Актуальность выбранной мною темы обуславливается тем, что интерес к социологическим трудам М.М. Ковалевского на сегодняшний день возрастает в связи с подъемом этой науки в нашей стране, в том числе, в рамках изучения вопросов института семьи, плачевное состояние которого на сегодняшний день не может не беспокоить ученых и специалистов.

Социологические труды М.М. Ковалевского интересны  науке с двух позиций – с  одной стороны, это один из фундаментальных  комплексов работ, обусловивших во многом дальнейшие направления социологической мысли в России, а с другой стороны – социологическая научная база, позволяющая опираться на определенные, хотя и не всегда абсолютно верные в контексте современности парадигмы и понятия, отходя от которых становится проще строить иные, более конкретизированные и скорректированные по времени научные теории и стратегии.

В 1895 г. вышла книга М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». Автором был дан глубокий анализ брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческого общежития. Интерес к изучению творчества Ковалевского М.М. вызван тем, что он внес весомый вклад в разработку социологии семьи.

В глазах современников М.М. Ковалевский был историком среди  социологов и социологом среди историков. Он принадлежал к тому типу ученых, которые стремятся сочетать конкретно-исторические исследования с социологическим  анализом и синтезом.

На основе сравнительно - исторического метода М. М. Ковалевский создал теорию генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов – «генетическую социологию». М.М.Ковалевский придерживался принципов генетической социологии, т.е. учения об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. Занимался этнографическими наблюдениями. Используя примеры из жизни различных народов в разные времена, М.М.Ковалевский последовательно рассматривает эти периоды развития и исследует причины эволюции семьи и собственности. 

Степень разработанности в отечественной  и зарубежной литературе остается недостаточно высокой из-за сравнительно недавнего появления социологии семьи как отдельной отрасли знания (с середины 19 века). Но тем не менее достаточно большое количество работ отечественных и зарубежных ученых посвящено проблематике семьи. Среди отечественных присутствуют: Антонов А.И.1, Голод С.И.2, Кареев Н.И.3, Клецин А.А.4, Харчев А.Г.5, Миненков Г.Я.6, Косвен М.О.7  и многие другие. Среди зарубежных: Ф.Ле Пле8, Л.Морган9, Ф.Энгельс10, Д. Мак-Леннан11, И.Я. Баховен12, Э.Дюркгейм13, Э.Гидденс14 и другие известные ученые.

О Ковалевском  писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и другие. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

Объектом  курсовой работы является научный труд М.М.Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», в котором представлена его концепция семьи. Предметом исследования является рассмотрение семьи с точки зрения эволюционного подхода к изучению этой проблемы. Цель курсовой работы - выявление особенностей взглядов М.М. Ковалевского на социологию семьи в контексте генетической социологии.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Определить положения о семье предшествующих Ковалевскому теорий семьи, а так же охарактеризовать собственно саму теорию семьи Ковалевского М.М.
  2. Дать характеристику сравнительно-исторического метода и его использования в изучении семьи М.М. Ковалевским;
  3. Проанализировать этапы эволюции семьи, рассматриваемые М.М. Ковалевским в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».
  4. Изучить роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии.

           Теоретико-методологические основы исследования. Данное исследование построено на принципе изучения документов, используется сравнительно-исторический метод и метод моделирования. Таким образом, в работе использованы качественные методы изучения. Поскольку курсовая работа посвящена истории социологии, то эмпирических методов исследования не требуется.

Структура данной работы. Цель и задачи определили структуру данной работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть работы состоит из двух глав, в каждой из которых представлен  анализ развития теории семьи Ковалевского М.М.

Практическая значимость. Изучение истории социологии, в частности, работы Ковалевского М.М. дает большие возможности для теоретического осмысления перспектив развития (эволюции) семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Методология исследования семьи  Ковалевским М.М.

1.1. Оценка М.М.Ковалевским  предшествующих теорий семьи в           социологии.

Семья - это основанное на браке  или кровном родстве объединение  людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Поэтому семью следует рассматривать  не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, выполняющих функции  воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному  социальному контролю через систему  позитивных и негативных санкций.                               Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. “Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс15, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи”. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причём как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией и тому подобное. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни. Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену, выпустившему в свет в 1861 году книгу «Материнское право», а также шотландскому юристу Дж. Ф. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 году исследование «Первобытный брак». Каждый из них пришёл к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также к идее предшествования матриархата патриархату – независимо друг от друга16.

Занимаясь монографическими исследованиями истории отдельных  стран, историей экономического и политического  развития Западной Европы, Ковалевский  справедливо отмечал огромную сложность, многоплановость и взаимодействие социального развития. Любое социальное явление выступает не только как  следствие предшествующих событий, но и как причина других явлений, потому он требовал и от социологии, призванной постичь столь сложный  организм, как общество, наиболее полного  учета всех связей и факторов. Приписывая марксизму экономическую односторонность, Ковалевский считал, что он, а  точнее — экономический материализм, не мог дать действительно научный  подход к обществу, составить о  нем верное представление. Не удовлетворяли  Ковалевского также психологический  редукционизм и вообще теории, ориентирующиеся на какой-либо один фактор — биологический, географический и другие.17

М.М. Ковалевский  в своих научных изысканиях придерживался  принципов генетической социологии, то есть учения об исходных моментах в  развитии семьи, рода собственности, политической власти и психической деятельности. Таким образом, генетической социологией  называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни  и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право18. Материалом служат данные этнографии о быте отсталых, недоразвившихся племён.

М.М. Ковалевский  считает, что всякому, занимающемуся  генетической социологией, предстоит  обращение одновременно к разным научным дисциплинам: и история  религий, и  древнейшие  правовые институты, и народное литературное творчество, и  пережитки, содержащиеся  в форме обычаев и обрядов  не в одном современном быту, но и при тех порядках, которые  отошли уже в область прошедшего19. Необходимо вносить в общую сокровищницу все эти разбросанные следы архаических порядков.

В средние  века и в эпоху Просвещения  патриархальная теория царствовала  безгранично, хотя накапливалось всё  больше фактов, ей противоречащих20. Наконец, когда в свет вышли работы исследователей, подтверждавшие предшествование матриархата патриархату, началось открытое противостояния сторонников двух противоположных концепций, а именно сторонников патриархальной теории  (Г. Мэн, Э. Тайлор, К. Штарке, А. Вестермарк, Э. Гроссе) и сторонников матриархата (Дж. Леббок, М. М. Ковалевский, Л. Морган, Ф. Энгельс)21.

 Имелись  и другие подходы к изучению  семьи. Функционалистский подход  – вторая составляющая часть  изучения семьи как социального  института – также направлен  на поиск того общего, что присуще  разным типам семей в ходе  истории, однако концентрирует  внимание не только на универсальности  семьи, на исторических формах  реализации «идеи» семьи, но  сосредоточен более на самой  семейно-домашней жизни, на социокультурных  функциях семьи как социального  феномена и на взаимосвязях  социокультурных ролей, связанных  с браком, родством и родительством.  Э. Дюркгейм как «отец» функционализма  непосредственно повлиял на поиск  присущих семье механизмов солидарности  и сплочённости, концентрируя внимание  на роли каждого члена семьи  в семейной жизни, на роли  мужчины и женщины в семье.  Другой непримиримый оппонент  эволюционизма это английский  антрополог и социолог Б. Малиновский,  он заостряет внимание на связях  между элементами семьи как  социального института. Современные  социологи считают, что функционалистский  подход может сочетаться с  эволюционистским изучением семьи  в качестве института, и это  справедливо, так как в целом  институциональное изучение семьи  и общества представляет собой  «чисто научное» изучение, проявление  науки «ради науки»22.

Информация о работе Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»