Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа
Для достижения цели определены следующие задачи:
Определить положения о семье предшествующих Ковалевскому теорий семьи, а так же охарактеризовать собственно саму теорию семьи Ковалевского М.М.
Дать характеристику сравнительно-исторического метода и его использования в изучении семьи М.М. Ковалевским;
Проанализировать этапы эволюции семьи, рассматриваемые М.М. Ковалевским в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».
Изучить роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методология исследования семьи М.М.Ковалевским
1.1. Оценка М.М.Ковалевским предшествующих теорий семьи в социологии……………………....................................................................................7
1.2. Сравнительно-исторический метод М.М. Ковалевского в исследовании семьи……………………………………………………………………..........................13
Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»
2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским ………………………….18
2.2. Роль работы «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М.М. Ковалевского в изучении проблематики брака и семьи в социологии ……………22
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35
Также в
XIX веке возникает и другое, прикладное
или эмпирическое, изучение семьи, явно
перекликающееся с
Важной частью социологической деятельности Ковалевского М.М. являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов. В своей работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» он критиковал Гегеля, Аренса, Молля и многих других ученых, пытавших показать и описать родственные отношения и формы брака в древнейшую эпоху жизни человеческого общества. По его мнению, их гипотезы, полно соответствующие библейским рассказам, придавали им характер правдоподобия. Существуют большие разногласия и противоречия в этих теориях: « И если ученые и писатели продолжали спорить о дальнейших ступенях общественного развития, то решительно все были уверены в том, что исходной точкой его была патриархальная семья. Убеждение их в непреложности этого положения не доходило, однако, до полного отрицания того, что у многих народов древности, а также и у современных племен нет ни малейших признаков существования устойчивой связи между мужем и женой. Но от этого противоречия предпочитали просто отмахнуться, причем то признавали рассказы древних историков и географов баснословными, то решали, что свобода полового общения, характерная для современных дикарей, является лишь отступлением от чистоты нравов, которая, как думали, была присуща первобытной жизни»24.
По мнению М.М. Ковалевского, «честь прекращения этой болтовни принадлежит Баховену и Мак Леннану». Они использовали разные методы исследования, ничего не знали друг о друге, но смогли все же «разбить патриархальную теорию и доказать, что вначале вовсе не существовало индивидуальной семьи»25.
Особую благодарность за «добросовестность» он выражает Моргану, давшему исчерпывающее описание системы родства и брачных форм у ирокезов, и Файсону, сделавшему то же самое относительно австралийских племен. Они провели тщательное исследование быта дикарей, кочующих еще на нашей планете, ознакомившись с туземными языками и проживая много лет среди племен, которые они описывали. Эти исследования, по словам автора, оказали большую помощь при проведении открытий в области социологических изысканий. Они показали, что индивидуальная семья, в том виде, в котором она существует в наше время, созданная теперешней формой брака и родства, в начале развития человеческого общества не встречается. «Вместо нее мы видим семью матриархальную, не признающую никаких других родственных связей, кроме тех, которые соединяют ребенка с его матерью и ее единоутробными родственниками»26.
1.2. Сравнительно-исторический метод М.М. Ковалевского в исследовании семьи.
В своих
социологических исследованиях
Ковалевский уделял большое внимание
исторической науке и широко использовал сравнительно-
Среди работ
М. Ковалевского непосредственно к
социологической тематике относятся:
«Современные социологи» (1905); «Очерк развития
социологических учений» (1906); «Социология»
(Т. 1, 2; 1910); «Современные французские
социологи» (1913); «Происхождение семьи,
рода, племени, государства и религии»
(1914), а также большое количество
статей, напечатанных как в русских,
так и зарубежных журналах. Кроме
того, перу Ковалевского принадлежат
крупные работы в области истории,
этнографии и правоведения: «Экономический
рост Европы до возникновения
В этих и других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический анализ.
Смысл этого
метода заключается в том, что
социолог и историк, подобно биологу,
придерживающемуся эволюционной теории,
при рассмотрении ступеней в развитии
общества, следующих одна за другой,
а также при рассмотрении жизни
различных народов, прибегает к
сопоставлениям, устанавливая степени
сходства и различия однотипных явлений,
в результате чего в объективном
ходе исторических событий выявляются
общие и частные
Историко-сравнительный
метод давал большие
Ковалевский
критиковал О. Конта за то, что тот
ограничивал сферу исследования
лишь римско-католическим миром. Полный
оптимизма по отношению к историко-
Сравнительный
(генетический) метод высоко ценился
О. Контом и социологами органической
школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра
М. Ковалевского «Историко-сравнительный
метод в юриспруденции и приемы
изучения истории и права» (1880) была
длительное время его единственным
трактатом в области
Социологические
взгляды Ковалевского складывались
под воздействием различных идейных
течений. Его социологическая
Ковалевского привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как к закономерному процессу, его также привлекала Контовская идея прогресса и Контовский же принцип «консенсуса». Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может заменить собой социологию. Он полемизировал с Г. Тардом, у которого социология фактически растворялась в коллективной психологии, но к психологическому направлению, в частности Л. Уорду, относился положительно. Этому в немалой степени способствовало то, что Л. Уорд с признанием эволюционного (генетического) процесса утверждал и антропо-телеологический подход, согласно которому люди способны ставить себе цели и совершать действия по их достижению. Мысль о таком воздействии людей на общественную жизнь соответствовала и взглядам М. Ковалевского 31.
Обобщенно можно
- Максимально широкая основа сравнения и сопоставления социальных фактов. В этой связи Ковалевский критикует европоцентристские взгляды Конта, ибо «всякое социологическое обобщение останется неполным, пока Восток не выдаст тайны происхождения социальных явлений», а также не будут учтены и особенности славянского мира;
- Использование материалов и средств всех наук, которые могут быть привлечены к решению проблемы, и тщательное сопоставление их результатов с целью обнаружения повторяемости;
- Учет системного характера общественной жизни, предполагающий, что «обособленное изучение одной какой-либо стороны народного быта немыслимо- вследствие того, что все его стороны связаны между собою и воздействуют друг на друга…Социология имеет, следовательно, задачей объяснить причины и указать на ход и последствия взаимного воздействия различных элементов культуры на рост общественной солидарности»
- Применение конкретно-исторического подхода, который позволяет объяснить своеобразие развития каждого народа в контексте общих закономерностей, а также приходить к практическим рекомендациям.
Результатом реализации данных принципов и станет, согласно Ковалевскому, решение основной задачи социологии- «изучить законы, управляющие развитием человеческой солидарности и ее проявлений в формах общежития независимо от всех местных и временных причин, то ускоряющих, то тормозящих наступление высших порядков общественности»32.
Ковалевский в своих исследованиях объясняет семью, ее уклад путем анализа ее происхождения. Именно генетическая социология занимается проблемами происхождения и образования социальных институтов общества, в том числе и семьи. В своей работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» он наиболее подробно исследовал происхождение семьи и собственности, используя метод сравнительно-исторического исследования.
Глава 2. Вклад М.М. Ковалевского в изучение семьи по работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»
2.1. Анализ этапов эволюции семьи М.М.Ковалевским
Периодизация развития семьи представлена в работе М.М. Ковалевского следующим образом:
- матриархальная семья;
- патриархальная семья;
- индивидуальная семья.
Первой ступенью развития семьи у Ковалевского является матриархальная семья. В этой форме счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя. М.М. Ковалевский в известной мере солидаризируется с тем искажением матриархата, которое распространилось в буржуазной науке. Тезис в данном вопросе состоит в том, что в действительности и при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье; если муж и отец не мог при существующей организации общества быть главой семьи, то таковым всё же был мужчина – брат матери. Особое положение материнского дяди, то есть авункулат, создаётся лишь в распаде матриархата, в процессе превращения материнской общины в патриархальную, большую семью. В развитом же матриархате, как это подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине33.
М.М.Ковалевский пытается опровергнуть гипотезу промискуитета прежде всего ссылкой на изначальность связи и родства по матери и на экзогамию. Однако существование беспорядочных отношений полов предполагается для самой ранней эпохи существования человечества, периода стадного состояния, при котором родство не основывалось и во всяком случае не имело общественного значения34.
Для построения
теории первобытной семьи Ковалевский
считает правильным использование
этнографических данных, которые
полностью соответствуют
Также хотелось бы отметить еще одну особенность матриархальной семьи. «По словам Пистория, малайская семья состоит из матери и ее детей, отец в нее не входит; он связан более тесными родственными узами со своими братьями и сестрами, чем со своей женой и ее потомством. Женившись, он продолжает жить в семье своей матери. Там его настоящий дом, он продолжает обрабатывать землю этой семьи, работать на эту семью; своей жене он оказывает лишь случайную помощь. Старший брат матери обычно остается главой семьи. Его права и обязанности заставляют его исполнять роль отца по отношению к детям своей сестры. После его смерти преемником дяди становится старший из мужчин материнского рода; за неимением сына, по своему возрасту способного занять это положение, за это берется сама мать. И только за отсутствием матери и ее братьев отец, в случае несовершеннолетия детей, становится главой семьи… Что касается наследования, то у большинства малайских племен сын устраняется от наследования в пользу племянников по женской линии»36.
Наконец, автор приводит в пример свои собственные исследования племен из области кавказских гор. И это является еще одним из доказательств того, что групповой брак и вытекающие из него последствия, экзогамия и система родства по женской линии являются пережитками древнего порядка.
Следует, в частности, отметить, что в отечественной историографии за М.М. Ковалевским прочно закреплен статус основателя исторического кавказоведения, внесшего значительный вклад в изучение форм общественной жизни горских народностей Кавказа. Широту и разносторонность достижений Ковалевского-кавказоведа усматривают, прежде всего, в постановке им общетеоретических вопросов, из которых первостепенными считаются вопросы о родовом строе и общине37.