Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:27, реферат
Исследуемая нами работа Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура», точнее та ее часть, которая представляет собой сборник статей, посвященных взаимодействию науки с социальной средой есть, своего рода «схематичный очерк пуританского ценностного комплекса в той его части, в которой он был связан с заметным возрастанием интереса к науке, происходившим на протяжении второй половины семнадцатого столетия» освещает пуританскую этику и ее ценности, стимулировавшие интерес к науке.
Введение 3
Особенности пуританского этоса 3
Влияние пуритан на научное образование. 5
Наука и экономика Англии 17 столетия 6
Заключение 8
Список литературы 9
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет социологии
Эссе
Влияние
протестантизма на развитие
исследования Роберта Мертона
выполнила: студентка 1 курса
социологического факультета
134 группы
Аржемирская Татьяна
проверила: зам.зав. кафедрой
общей социологии
к.соц.н. Симонова
Ольга Александровна
Москва 2010
Как отмечал Вебер в самом начале своего популярного очерка «Протестантская этика и дух капитализма»: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий»1
Исследуемая нами работа Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура», точнее та ее часть, которая представляет собой сборник статей, посвященных взаимодействию науки с социальной средой есть, своего рода «схематичный очерк пуританского ценностного комплекса в той его части, в которой он был связан с заметным возрастанием интереса к науке, происходившим на протяжении второй половины семнадцатого столетия»2 освещает пуританскую этику и ее ценности, стимулировавшие интерес к науке.
Мертон приводит интересные данные о том, как базировалось распределение научных интересов между различными религиозными течениями, как формировалась наука под влиянием идей протестантизма, а так же рассматривает экономические предпосылки развития научных областей.
Исторические реалии таковы, что «пуританская этика как идеально-типическое выражение ценностных установок, базисных для аскетического протестантизма в целом, настолько определила интересы англичан семнадцатого столетия, что стала одним из важных элементов усиленного культивирования науки»3.
Согласно Мертону, можно выделить два главных принципа пуританского этоса: исследование природы для приумножения славы Божией. В первой половине века этот ключевой мотив отчетливо прозвучал в звучном красноречии Фрэнсиса Бэкона, этого «истинного апостола ученых обществ». Он говорит в сочинении «О преуспеянии наук» о том, что истинная цель научной деятельности — «слава Творца и облегчении человеческой участи».4
Вторым элементом является социальное благополучие.
Благо многих
являлось целью, в силу чего
науку надлежало холить и
Пуританство всего лишь ясно озвучило основополагающие ценности эпохи. Если пуританство требует систематического, методичного труда и постоянного усердия в следовании своему призванию, то где еще можно найти больше активности, прилежания и систематичности, нежели в Искусстве Эксперимента, которое «никогда не может быть завершено непрестанными стараниями какого-либо отдельного человека?»5
Мертон отмечает, что в пуританском этосе, сила разума превозносилась как способ обуздания страстей, соответственно поощрялись те виды деятельности, которые требовали строгих рассуждений. Однако разум, в данном конкретном случае занимает подчиненную позицию по отношению к эмпиризму.
«Элементом протестантской этики, который, возможно, наиболее прямо санкционировал занятия естественной наукой, было представление о том, что изучение природы позволяет полнее оценить величие трудов Господних, а тем самым ведет нас к восхищению Могуществом, Мудростью и Благостью Божьими, явленными в Его творении. Хотя это представление не было чуждо и средневековой мысли, следствия, из него выводимые, были совершенно иными. Так, Арнальдо де Вила-нова, изучая продукты Промысла Божьего, строго придерживается средневекового идеала выведения свойств явлений из таблиц (в которые заносятся согласно канонам логики все возможные комбинации). Возобладавший же в семнадцатом веке упор на эмпиризм привел к тому, что природу стали изучать прежде всего с помощью наблюдения. Это различие в истолковании одной и той же по сути дела доктрины может быть понято лишь в свете различия ценностей, пронизывающих эти две культуры».6
В этой главе Мертон приводит любопытные факты относительно взаимосвязи развития и распространения опытной науки, с поощрением исследований умеренными пуританами. Составляя меньшинство населения
Англии, в Королевском Обществе пуритан насчитывалось 62%.
«Выдвижение пуританами на передний план утилитаризма и эмпиризма проявилось аналогичным образом и в том типе образования, который они ввели и развитию которого они способствовали. «Формальная долбёжка грамматики», царившая в школах, критиковалась ими в такой же степени, как и формализм церкви».7
Согласно Мертону явный упор пуритан на науку и технологию, возможно, лучше всего можно оценить, если сравнить пуританские академии со старыми университетами. Последние, даже после того как в них были введены научные предметы, продолжали давать, по существу, классическое образование; подлинно культурными считались такие исследования, которые если уж и не были совершенно бесполезными, то во всяком случае определенно преследовали неутилитарные цели. В академиях же, напротив, истинно свободным считалось такое образование, которое «соприкасается с жизнью» и которое, следовательно, должно включать в себя как можно больше утилитарных предметов».8
Как показало исследование Мартина Оффенбахера, которое включало анализ взаимосвязи между религиозной принадлежностью и распределением образовательных интересов в Бадене, Баварии, Вюртемберге, Пруссии, Эльзас-Лотарингии и Венгрии: протестанты, в соотнесении с их представленностью в населении в целом, гораздо чаще идут учиться в различные средние школы, и это различие становится особенно заметным в тех школах, где прежде всего преподаются наука и технология. «Протестанты проявляют эту специфику интересов не только в сфере образования. Различные исследования выявили непропорционально высокую долю протестантов среди выдающихся ученых В 1829 году общее число протестантов и католиков среди ученых (состоявших зарубежными членами Королевского Общества) было примерно равным, в то время как в 1869 году число протестантов превосходило число католиков. Однако за пределами Королевства Великобритании и Ирландии в Европе жило 139 с половиной миллионов католиков и только 44 миллиона протестантов8. Иными словами, хотя в составе населения католиков было втрое больше, чем протестантов, среди ученых, как ни странно, протестантов было больше, чем католиков»9.
Мертон начинает с упоминания трех общепринятых, но ошибочных постулатов. Первый, согласно автору самый иллюзорный это отождествление личной мотивации ученых со структурными детерминантами их исследований. Вторым является убеждение, будто социально-экономические факторы дают исчерпывающее объяснение всего комплекса научной деятельности. Третий это вкладывание «социальных потребностей» туда, где эти потребности, в любом значимом для нас смысле, отсутствуют. Все дело в том, отмечает Мертон, что наука связана с социальными потребностями двояко: прямо, в том смысле, что некоторые исследования намеренно и целенаправленно проводятся ради утилитарных целей, и косвенно, поскольку некоторые проблемы и данные для их решения попадают в сферу внимания ученых, хотя те вовсе и не обязательно сознают практические обстоятельства, которыми они продиктованы.
Нельзя так же обойти вниманием рост торговли и военные нужды. Англия 17 столетия нуждалось в морском торговом и военном транспорте ,что дало толчок возросшим темпам судостроения.
«Эти процессы сопровождались все большим вынесением на передний план ряда технических проблем. Прежде всего, возрастание числа торговых путешествий в отдаленные уголки земли — в Индию, Северную Америку, Африку, Россию — по-новому подчеркнуло потребность в точных и удобных средствах определения местоположения на море, т.е. нахождения широты и долготы»10. Именно благодаря исследованию этих проблем свое развитие получают математика и астрономия. Особенно Мертон подчеркивает решение проблемы определения долготы, как наиболее яркого примера того, как соображения практического порядка сосредоточивали научный интерес на определенных областях.
Разные методы, предложенные для нахождения долготы, дали начало следующим исследованиям:
В конце концов, невозможно точно определить, в какой степени практический интерес сосредоточивал научное внимание на тех или иных конкретных проблемах. Тем не менее можно с чистой совестью предположить наличие некоторого соответствия между темами, которые наиболее интенсивно изучались учеными того времени, и проблемами, которые поднимало или выносило на передний план экономическое развитие. Отсюда следует вывод, обычно подтверждаемый откровенными высказываниями самих ученых, что эти экономические запросы или, точнее говоря, технические потребности, проистекающие из этих запросов, направляли исследования в особое русло.
Резюмируя рассмотренные главы можно сделать вывод, что автор максимально объективно рассмотрел «проблему пуританского влияния» на становление и развитие науки. Сама ценностная доктрина, базирующаяся на довольно утилитарных религиозных взглядах, способствовало формированию такого мироощущения, которое формировало у адептов практичный подход к изучению природы не только как к источнику новых ресурсов, но и к преумножению славы Творца.
Автор подчеркивает трансформацию образования от классического к более практическому, приводит данные о превосходящем соотношении ученых среди протестантов.
Анализируя вклад ученых в развитие науки 17 столетия Мертон отмечает явное соответствие между экономическими проблемами и запросами, которые диктовали развитие торговли и судостроения, и научными и техническими разработками ,которые призваны были эти запросы удовлетворять.
1 М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма с 61
2 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 797
3 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с797
4 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 800
5 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 802
6 Р. Мертон Пуританский этнос с 805
7 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 811
8 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 813
9 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 823
10 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 845
11 Р. Мертон Социальная теория и социальная структура с 845