Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа
Проблема – это противоречие между желаемым и реальным. Принято выделять практическую и научную стороны исследовательской проблемы. В нашем случае таковыми являются следующие:
1) Социальная сторона проблемы: противоречие между социальной (общественной) активностью молодежи и результатом работы студента в процессе обучения;
2) Научная сторона проблемы: несоответствие специфики теоретического знания руководства вузов и общественных организаций о состоянии успеваемости студентов, активно участвующих в деятельности общественных организаций.
1. Основная теоретико-методологическая часть …..4
1.1 Актуальность проблемы исследования 4
1.2Формулировка исследовательской проблемы 4
1.3Объект исследования 5
1.4Предмет исследования 5
1.5Системный анализ объекта исследования 6
1.6 Формулировка целей исследования 11
1.7 Формулировка задач исследования 12
1.8 Построение системы гипотез 12
1.9 Интерпретация и операционализация понятий…………………………13
1.10 Методика создания инструментария сбора информации 16
1.11Тип объем и основные этапы формирования выборочной совокупности…………………………………………………………………….20
1.12 Выбор метода исследования ……………………………………………25
1.13 Методика обработки эмпирических результатов…………………….. 27
1.14. Анализ результатов исследования……………………………………..40
1.15. Форма объекта по результатам исследования…………………….. …
Заключение. Выводы и рекомендации по изучаемой проблеме. 42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение 1…………………………………………………………………….45
Приложение 2……………………………………………………………………50
- соблюдать Устав и правила
внутреннего распорядка и
Пространственные рамки данного исследования ограничены стенами АлтГТУ, поскольку я сама являюсь студенткой данного учебного заведения, и, следовательно, именно здесь мне будет проще собрать максимально полную и достоверную информацию. Опрос будет проводиться среди студентов 3 курса.
1.6 Формулировка целей
Цель:
1). Влияния социальных и социально- психологических факторов на успеваемость студентов от их участия в общественных организациях;
2). Характер (тип и степень) зависимости успеваемости студентов АлтГТУ им. Ползунова от членства в общественных организациях.
Основная цель исследования раскрывается в дереве целей. Дерево целей представляет собой структурированную схему, более детально описывающую основную цель. Элементы дерева целей называются подцелями или второстепенными целями. В моем исследовании подцелями будут являться:
1.7 Формулировка задач
Цель исследования может быть названа его основной задачей – установить тип и степень зависимости успеваемости студентов АлтГТУ им. Ползунова от членства в общественных организациях, - а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.
1.8 Построение системы гипотез
В моем исследовании
главной гипотезой будет
Также введу несколько вторичных гипотез, справедливость которых будет проверяться в ходе социологического исследования: ряд гипотез-следствий:
1.9 Интерпретация и
Теоретическая модель предмета исследования - это совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, которая попала в сферу вашего теоретического интереса и которая внутри себя представляет единое логическое целое.
Теоретическая модель предмета исследования - основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.
Понятие |
Интерпретация |
Операционализация |
Успеваемость |
Характеристика качества работы студента в процессе обучения |
Такой параметр, как успеваемость студента складывается из средних значений его текущего рейтинга по всем предметам (средняя аттестация) |
Общественная организация |
Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур |
Интеллектуальный клуб «Artis» Поэтический клуб «Запятая» Клуб игры на гитаре (КИНГ) Клубные объединения общежитий студенческого городка Фото-видео клуб Редакция студенческого журнала «На сковородке» Студенческий отряд охраны правопорядка (СООПр) Кадровый центр «Строитель» Секция спортсовершенствования. |
Общественная активность |
Проявление качеств, желаний студента заниматься общественной деятельностью, вне учебными делами вуза |
Организация мерроприятий, участие в различных видах деятельности и т.д. |
Аттестация |
Среднее значение текущего рейтинга студента по всем предметам |
Отметки по изучаемым дисциплинам (0-100 баллов) |
Эффективность обучения |
Качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников |
Высокая Низкая Средняя |
Студент |
Лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в Университет для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования |
Представители следующих факультетов: Автотранспортный факультет (АТФ) Институт экономики и управления (ИЭиУ) Гуманитарный факультет (ГФ) Строительный факультет (СТФ) |
Специальность |
Направление, в котором ведётся профессиональная подготовка студента в соответствии с учебным планом |
Инженерные Гуманитарные Экономические |
Пол |
Совокупность генетических и морфо-физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов |
Женский Мужской |
Зависимость (прямая и обратная) |
Связанность явлений, определяющая их
существование и |
1.10 Методика построения инструмента сбора информации
Анкета — это своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо оттого, очная это беседа (интервьюирование) или заочная (анкетирование). Началу такой беседы предшествует вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты.
Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. В данном исследовании использовались оба типа. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. В применении к нашему исследованию он заключался в раздаче анкет на сборах общественных организаций их членам, что обеспечивало стопроцентный возврат анкет и возможность для респондентов получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование, и в придачу возможность лично выслушать мнение респондента.
В прикладной социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, и это существенно меняет требования к его формулировке. Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме {открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные). Рассмотрим подробнее типы вопросов, использовавшиеся в данном исследовании.
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.
Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%. Приведём пример такого вопроса:
«Пересекаются ли Ваши сборы с учёбой?»
01.Да;
02.Нет;
03.Иногда.
Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример:
«Что Вы чаще всего читаете?»
01.Учебники;
02.Научные статьи;
03.Периодику;
04.Женские/мужские журналы;
05.Любовные романы;
06.Детективы;
07.Фэнтези;
08.Классику;
09.Другое_____________________
Вышеприведенный
пример одновременно иллюстрирует полузакрытую
форму вопроса, используемого в
анкетах в том случае, когда
исследователь не уверен в полноте
известных ему вариантов
В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Для облегчения обработки результатов, авторы исследования не злоупотребляли открытыми вопросами, но всё же не смогли обойтись без них:
«Как Вы считаете, являются современные студенты всесторонне развитыми? Поясните, пожалуйста, свою позицию.»
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Необходимость
в вопросах-фильтрах возникает тогда,
когда исследователю нужно
«Состоите ли Вы в каких-нибудь общественных организациях?»
01.Да;
02.Нет;
03.А что такое «общественная организация»?
04. знаете ли вы что-либо
о работе общественных
К контрольным
вопросам авторы прибегали тогда, когда
хотели проверить искренность ответов
респондентов. Они могут ставиться
и перед, и после основных вопросов.
Так, в данном исследовании подобный
вопрос был задан в анкете для
студентов после основного
«Если «да», то что Вы выбираете?»
01.Несомненно, учебу;
02.Договариваюсь с преподавателями, когда отработать пропуски;
03.Стараюсь убедить преподавателей, что отсутствую по очень уважительной причине;
04.Однозначно сбор!
В результате обработки результатов стало очевидно, что данный тип вопросов отнюдь не является лишним в любой анкете.
К концу работы с анкетой трудность вопросов снижается, здесь помещается так называемая "паспортичка", с помощью которой получены данные о личности опрашиваемого. Вопросы о личности респондента образуют социально-демографический блок, выявляющий пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики.
Во время проведения исследования было отмечено, что немалое значение имеют также инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В частности опрашиваемых более всего интересовало, сколько вариантов ответов можно отметить — один или несколько. Фактически, неправильно понятая техника заполнения анкеты тормозит процесс исследования и искажает социологическую информацию.
Для того, чтобы оценить качество вопросов анкеты было проведено пробное («пилотажное») исследование в его простейшей разновидности. Я провела анкетированный опрос малой выборочной совокупности. В ходе такого опроса проверялись все организационные и методические условия будущего исследования, и, прежде всего, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анкеты.
В результате был выявлен ряд недостатков, на которые указывали наблюдаемые затруднения респондентов, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла некоторых вопросов, отдельных вариантов ответа. Учитывая все замечания и наблюдения анкетеров, а также предложения опрашиваемых в анкеты были внесены необходимые изменения и дополнения, как в части вариантов ответов, так и в формулировке вопросов.
В заключение анкеты всем опрошенным была принесена благодарность.
1.11 основные этапы формирования выборочной совокупности.
Генеральная совокупность - все возможные социальные объекты или та их часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность - все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.