Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа
Проблема – это противоречие между желаемым и реальным. Принято выделять практическую и научную стороны исследовательской проблемы. В нашем случае таковыми являются следующие:
1) Социальная сторона проблемы: противоречие между социальной (общественной) активностью молодежи и результатом работы студента в процессе обучения;
2) Научная сторона проблемы: несоответствие специфики теоретического знания руководства вузов и общественных организаций о состоянии успеваемости студентов, активно участвующих в деятельности общественных организаций.
1. Основная теоретико-методологическая часть …..4
1.1 Актуальность проблемы исследования 4
1.2Формулировка исследовательской проблемы 4
1.3Объект исследования 5
1.4Предмет исследования 5
1.5Системный анализ объекта исследования 6
1.6 Формулировка целей исследования 11
1.7 Формулировка задач исследования 12
1.8 Построение системы гипотез 12
1.9 Интерпретация и операционализация понятий…………………………13
1.10 Методика создания инструментария сбора информации 16
1.11Тип объем и основные этапы формирования выборочной совокупности…………………………………………………………………….20
1.12 Выбор метода исследования ……………………………………………25
1.13 Методика обработки эмпирических результатов…………………….. 27
1.14. Анализ результатов исследования……………………………………..40
1.15. Форма объекта по результатам исследования…………………….. …
Заключение. Выводы и рекомендации по изучаемой проблеме. 42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение 1…………………………………………………………………….45
Приложение 2……………………………………………………………………50
Генеральная совокупность данного исследования – множество студентов АлГТУ,в частности, института экономики и управления, по данным на 1 ноября 2011г в колличестве 1000 человек.
Единицами наблюдения являются признаки объекта такие, как пол, возраст, и др., а единицами отбора - студенты Института Экономики и Управления.
В «Рабочей книге социолога» выделяются следующие основные этапы формирования выборочной совокупности.
Структура выборочной совокупности задается на основе основных исследовательских (априорных) гипотез. Допустим зная, к примеру, что в исследуемой генеральной совокупности 15% лиц с высшим образованием, 40% - со средним, он должен выдержать эти пропорции и в выборке.
Структура выборочной совокупности полностью определяется характером гипотез исследования.
Способы отбора единиц из генеральной совокупности:
Выборка может быть:
-Собственно-случайнная
-Механическая
-Типическая
-Серийная
-Комбинированная
2. Целенаправленная.
Большинство социологических исследований
имеет не сплошной, а выборочный
характер: по строгим правилам отбирается
определенное количество людей, отражающих
социально-демографические
Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов. Выборочное обследование - экономичный и надежный метод, хотя требует изощренной методики и техники.
Его основа - выборочная совокупность, которая является частью генеральной совокупности, отобранная с помощью социальных приемов для получении информации о всей совокупности в целом.
Выборочная совокупность - уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.
В настоящем исследовании выборочная совокупность – часть данного множества студентов факультета Института Экономики и Управления, которые выступят непосредственно объектом исследования, т.о. выборочная совокупность меньше по объему чем генеральная совокупность и представляет уменьшенную копию последней.
Выборки делятся на три больших класса: а) сплошные (переписи, референдумы), б) случайные и в) неслучайные. Со сплошными более или менее все ясно, это даже и не выборки, поскольку опрашиваются все единицы из генеральной совокупности. Сложнее обстоит дело с двумя другими классами. Каждый из них подразделяется на несколько видов (типов). К случайным относят: 1) вероятностную, 2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую выборку. К неслучайным относят: 1) “стихийную”, 2) квотную, 3) метод “основного массива”.
Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) - это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, - ее объем всегда меньше объема генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представления о целом, т.е. репрезентировала его.
Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять основные параметры генеральной совокупности. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности - мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями - генеральной и выборочной. Последняя выступает и как объект обследования и как средство получения информации о генеральной совокупности.
Что касается описываемого исследования, исходным пунктом в определении объема выборки является тот факт, что объем генеральной совокупности больше 500. В соответствии с данным фактом мы используем формулу определения общего числа единиц наблюдения n = N/(0,0025N+1), где n-ОВС, N-ОГС.
Объем выборки n=234
Отбор студентов в выборочную совокупность будет произведен следующим образом:
На факультете был подан запрос на алфавитные списки студентов, желательно в электронном виде. После получения этих списков с помощью генератора случайных чисел были выбраны будущие респонденты в количестве, предусмотренном исследованием. Генератором случайных чисел выступила программа, которая исключает возможность попадания одного и того же человека в выборку более 1 раза.
Использование такого генератора решает одну из основных целей выборочного метода – формирование репрезентативной выборки. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Это обеспечивается равной вероятностью и возможностью попасть в выборку для всех элементов генеральной совокупности. Т.е. элементы генеральной совокупности представлены в выборке с вероятностями, которые max близки к их распределению собственно в генеральной совокупности, что сводит к минимуму вероятность наличия ошибок выборки.
При этом количество отобранных в выборочную совокупность единиц обычно определяется исходя из принятой доли выборки. Доля выборки- отношение числа единиц выборки совокупности n к численности единиц генеральной совокупности N.
Кв=N/n
N2 + *2t2
*2=0,25; *= pq=0,5*0,5; P=0,9; L=0,1;t =
Генеральная совокупность в моем исследовании состоит из 200 элементов, а выборочная около 100-110 элементов.
Карта репрезентации
(таблица взаимосвязанных
Методика и техника выполнения расчетов и составления карт репрезентативности носит многоступенчатый характер, при наличии двух или более признаков.
Пол |
факультет |
Уровень успеваемости |
|||
высокий |
Средний |
низкий | |||
Парни |
ИЭиУ |
15 |
5 |
5 |
25 |
Девушки |
ИЭиУ |
50 |
28 |
7 |
85 |
65 |
33 |
12 |
100 |
В таблице приведена отражена совокупность и взаимосвязь интересующих нас признаков в соответствии с основной гипотезой. То есть заложена основа («скелет») матрицы, одна гипотеза из нескольких, содержащихся в исследовании.
1.12 Выбор метода исследования
Вообще при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основные разновидности:
• опрос – анкетирование и интервьюирование;
• анализ документов – качественный и количественный анализ;
• наблюдение – невключенное и включенное;
• эксперимент – контролируемый и неконтролируемый.
В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.
Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Его выбор обусловлен как неоспоримыми преимуществами данного метода. Он является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации, т.е для реализации данного метода необходимо небольшое количество опрашивающих, сравнительно низкие материальные и временные затраты.
Подвидом анкетирования, выступающим в данном исследовании стало раздаточное анкетирование, т.к. именно оно посредством контроля со стороны интервьюера позволяет обеспечить надлежащий уровень заполнения формуляра, что позитивно отражается на качестве проведенного исследования.
Полученные в результате исследования данные будут подвергнуты дальнейшей обработке с использованием различных методов: анализа, синтеза и др.
В данном случае выбранны такие формы вопросов, как : закрытый (в форме теста с готовыми вариантами ответов) и открытый (требующий собственного мнения респондента). Такого рода опрос позволит собрать наиболее точную и полную информацию, на основе которой и будут сделаны выводы о степени зависимости опрашиваемых. А самое главное, подобный способ опроса, позволит узнать мнение самих студентов, их отношение к проблеме.
При изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных. Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека. Сочетание же опроса и наблюдения повышает достоверность информации.
Полученная в ходе полевых работ информация не случайно называется первичной. Исходя из нее, невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и т.п. показателей. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа. Различают "жесткий" и "мягкий" способы обработки первичной информации и анализа вторичных данных. В настоящем исследовании была проведена "жесткая" обработка, присущая количественным методам.
Ее основные этапы:
1) Выбраковка, т.е. отсеивание из
общего массива собранных
2) Ремонт выборки, необходимость
которого обусловлена
3) Докодирование полученной информации, ее унификация и формализация до степени, при которой она становится пригодной к вводу в ЭВМ. Это трудоемкая техническая операция начинается в период полевых работ, но может быть завершена только после получения всего массива первичных данных. Уже хотя бы потому, что пронумеровать все полученные документы, точнее, присвоить каждому из них свой код, можно только имея их все. Кроме того, все варианты мнений респондентов, подлежащие формализации, выявятся только по завершению полевого этапа.
4) Перенос информации на
5) Ввод данных в ЭВМ и
6) Проверка качества введенной
информации и коррекция