Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 10:39, курсовая работа
Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.
Введение
Глава I. Формирование здорового образа жизни у школьников
Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни
Условие формирования здорового образа жизни у школьников
Глава II. Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников
2.1. Формы и методы работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни
Заключение
Библиографический список
Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса.
Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся.
Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся исследуемого класса.
Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.
Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу года обучения у 17 % учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей.
Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35 % учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 9 % учащихся класса.
Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности:
- разнообразие видов творческой
познавательной деятельности
- проведение бинарных уроков (лечебной физкультуры и русского языка, английского языка и чтения и т.д.);
- рефлексия в учебно-
Заключение
Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Наше исследование мы проводили в МОУ «Нижнегуровская основная общеобразовательная школа». Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
- развитию у детей ценности
представления о здоровом
- формирование потребности
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Библиографический список:
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учащихся
Мое здоровье:
- отличное
- удовлетворительное
- не очень хорошее
- плохое.
3. Мои болезни (перечисли)
- постоянно болею
- иногда болею
- часто болею
4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? (н.п.)
- пропуски каждую неделю
- пропуски каждый месяц
- пропусков нет
5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.)
- да
- нет
- иногда
6. Занимаешься ли на уроке физкультуры? (н.п.)
- с полной отдачей
- без желания
- лишь бы не ругали
7. Занимаешься ли спортом? (н.п.)
- в школьной секции
- в спортивной школе
- в других учреждениях
8. Чувствуешь ли усталость после уроков? (н.п.)
- очень устаю
- не очень устаю
- всегда
- иногда
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета «Уровень тревожности»
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? |
||
2 |
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? |
||
3 |
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? |
||
4 |
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? |
||
5 |
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? |
||
6 |
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? |
||
7 |
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? |
||
8 |
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? |
||
9 |
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? |
||
10 |
Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета «Режим дня»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета «Расти здоровым»
Допиши незаконченные предложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Программы формирования ЗОЖ младших школьников
Цель занятий |
Время проведения | |
I. Темы бесед 1) «Режим дня» |
Распределить время для лучшего самочувствия детей. |
|
2) «Открытое сердце» |
||
3) «Хозяин ли я своего здоровья» |
||
4) «Аутотренинг» |
||
5) «Умственный труд школьника» |
||
II. Игры 1) «Веселые старты» |
Упражнения, направленные на формирование ЗОЖ |
|
2) «Состязания в ловкости и силе» |
||
3) Праздник воли на основах индивидуального развития (в секции, различные кружки) |
||
III. Встреча с семьей 1) «Я и моя здоровая семья» |
||
2) «Укрепление здоровья детей» |
||
3) «Прогулка в парке» |
Информация о работе Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников