Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.

Содержание работы

Введение
Глава I. Формирование здорового образа жизни у школьников
Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни
Условие формирования здорового образа жизни у школьников
Глава II. Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников
2.1. Формы и методы работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая тема ЗОЖ.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса.

Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся.

Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся исследуемого класса.

Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.

Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу года обучения у 17 % учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей.

Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35 % учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 9 % учащихся класса.

Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности:

- разнообразие видов творческой  познавательной деятельности на  уроке;

- проведение бинарных уроков (лечебной  физкультуры и русского языка, английского языка и чтения и т.д.);

- рефлексия в учебно-познавательной  деятельности, в общении учащихся.

 

Заключение

 

Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

Наше исследование мы проводили в МОУ «Нижнегуровская основная общеобразовательная школа».  Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:

- строгое соблюдение режима  дня;

- обязательное пребывание детей  на свежем воздухе;

- проведение витаминопрофилактики  простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;

- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам  ЗОЖ;

- санитарно-просветительская работа  и др.

Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.

Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:

- развитию у детей ценности  представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;

- формирование потребности вести  ЗОЖ;

- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

- повышению уровня здоровья детей.

Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.

  1. Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
  2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.

В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.

 

Библиографический список:

 

  1. Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. - № 3. – С. 2-26.
  2. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
  3. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.
  4. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
  6. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
  7. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.
  8. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.
  9. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.
  10. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
  11. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.
  12. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
  14. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
  15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.
  16. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.
  17. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
  18. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 1986.
  19. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
  20. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.
  21. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971.
  22. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
  23. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.
  24. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН СССР, 1989.
  25. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999.
  26. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
  27. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
  28. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
  29. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
  30. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82.
  31. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
  32. Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995
  33. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997.
  34. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988.
  35. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 1995.
  36. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
  37. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
  38. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.
  39. Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 133-134.
  40. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998.
  41. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 1978.
  42. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1981.
  43. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 132-133.
  44. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
  45. Психология. – Под ред. В. М. Мельникова. – М., «Физкультура и спорт», 1987.
  46. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с.
  47. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.
  48. Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. – М., «Физкультура и спорт», 1975.
  49. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.
  50. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому обраозу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
  51. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
  52. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета для учащихся

 

  1. Что, по твоему, означает «здоровый образ жизни»?
  2. Что ты знаешь о своем здоровье? (нужное подчеркнуть)

Мое здоровье:

- отличное

- удовлетворительное

- не очень хорошее

- плохое.

3. Мои болезни (перечисли)

- постоянно болею

- иногда болею

- часто болею

4. Часто ли ты пропускаешь  занятия по болезни? (н.п.)

- пропуски каждую неделю

- пропуски каждый месяц

- пропусков нет

5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.)

- да

- нет

- иногда

6. Занимаешься ли на уроке  физкультуры? (н.п.)

- с полной отдачей

- без желания

- лишь бы не ругали

7. Занимаешься ли спортом? (н.п.)

- в школьной секции

- в спортивной школе

- в других учреждениях

8. Чувствуешь ли усталость после  уроков? (н.п.)

- очень устаю

- не очень устаю

- всегда

- иногда

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета «Уровень тревожности»

Вопрос

Да

Нет

1

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

   

2

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

   

3

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

   

4

Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

   

5

Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

   

6

Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

   

7

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

   

8

Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

   

9

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

   

10

Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Анкета «Режим дня»

 

  1. В котором часу встал сегодня?
  2. Сколько будет уроков?
  3. В котором часу ушел из школы?
  4. Занимаешься ли спортом (в секции, участие в соревнованиях, каким спортом, с какого по какой час)?
  5. С какого по какой час делал уроки?
  6. Гулял ли на свежем воздухе, с какого по какой час?
  7. Занимаешься ли музыкой? С какого по какой час?
  8. Читал ли художественную литературу? С какого по какой час?
  9. Смотрел ли телевизор, с какого по какой час?
  10. В котором часу лег спать?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Анкета «Расти здоровым»

 

Допиши незаконченные предложения

  1. На свежем воздухе я…
  2. В школе я…
  3. Аппетит у меня…
  4. Иногда я чувствую себя…
  5. Утром я просыпаюсь…
  6. Телевизор я смотрю…
  7. В сауну я…
  8. Обливаться холодной водой я…
  9. Простуда меня…
  10. Свои руки я…
  11. Зубы свои я…
  12. Заниматься спортом я…

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Программы формирования ЗОЖ младших школьников

 

Цель занятий

Время проведения

I. Темы бесед

1) «Режим дня»

Распределить время для лучшего самочувствия детей.

 

2) «Открытое сердце»

   

3) «Хозяин ли я своего здоровья»

   

4) «Аутотренинг»

   

5) «Умственный труд школьника»

   

II. Игры

1) «Веселые старты»

Упражнения, направленные на формирование ЗОЖ

 

2) «Состязания в ловкости и силе»

   

3) Праздник воли на основах индивидуального развития (в секции, различные кружки)

   

III. Встреча с семьей

1) «Я и моя здоровая семья»

   

2) «Укрепление здоровья детей»

   

3) «Прогулка в парке»

   

Информация о работе Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников