Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.

Содержание работы

Введение
Глава I. Формирование здорового образа жизни у школьников
Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни
Условие формирования здорового образа жизни у школьников
Глава II. Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников
2.1. Формы и методы работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая тема ЗОЖ.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать файл)

 

Анчакова Ангелина – сила воли большая

Шубин Денис – сила воли слабая

Чернышев Владимир – сила воли средняя

Методика «Веселый—грустный»

Методика «Веселый—грустный» предназначена для изучения представлений 6—11-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.

Проведение исследования

Детям 6—11 лет предлагают придумать завершение рассказа.

Инструкция. Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: “Почему ты такой грустный?” А Петя отвечает: “Потому что наша учительница Нина Петровна...”» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчиком, вернувшимся из детского сада.

Обработка данных

Ответы детей распределяют по четырем типам.

1. «Отметка»: веселый — потому  что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный  — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т.п.

3. «Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие урока (занятия).

4. «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Количественные результаты оформляют в виде таблицы.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы. 

 

Категория ответа

Серия

1-й класс

6-7 лет

2-й класс

8-9 лет

3-й класс

9-10 лет

4-й класс

10-11 лет

Отметка

       

Непосредственные отношения с учителем

       

Учитель - уроки

       

Содержание деятельности

       

Прочие

       

Всего ответов

       

 

Ответы на методику «Веселый – грустный».

Продолжение рассказа детьми 1-го класса (6 - 7 лет)

Перцева Кристина - 7 лет

«Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: “Почему ты такой грустный?” А Петя отвечает: “Потому что наша учительница Нина Петровна поставила мне двойку».

Шепотько Максим – 7 лет

«Учительница Нина Петровна поругала Петю и была сердитая на него»

Булгакова Наталья – 6 лет

«Петя был грустный, потому что Нина Петровна вызвала его к доске, а он не выучил уроки».

Трубников Сергей – 7 лет

«Потому что Нина Петровна заболела и не смогла придти в школу»

Ответы 2-го класса на методику «Веселый – грустный» (8 – 9 лет)

Продолжите рассказ «Петя пришел из школы веселый. Мама его спросила: “Почему ты такой веселый?” А Петя отвечает: “Потому что наша учительница Нина Петровна…»

Исько Яков - 8 лет

«Поставила моя учительница Нина Петровна пятерку. Посмотри в мой дневник».

Федоринов Михаил – 9 лет

«Петя пришел веселый потому что учительница Нина Петровна создала в классе дружескую атмосферу и веселое настроение».

Тельных Юлия – 9 лет

«Потому что Нина Петровна дала ему выполнить легкое задание и он справился с ним».

Зайцев Владислав – 9 лет

«Потому что учительница Нина Петровна придумала много развлечений и ему было очень весело».

Ответы 3-го класса на методику «Веселый – грустный» (9 – 10 лет)

Продолжите начало рассказа «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: “Почему ты такой грустный?” А Петя отвечает: “Потому что наша учительница Нина Петровна…»

Шубин Денис – 9 лет

«Потому что учительница Нина Петровна наказала его и ему было стыдно стоять в углу».

Воротников Александр – 9 лет

«Потому что учительница Нина Петровна не смогла устроить развлечение для детей».

Анчакова Ангелина – 10 лет

«Потому что учительница Нина Петровна выгнала его из класса, так как он шумел и не давал вести уроки».

Ответы 4-го класса на методику «Веселый – грустный» (10 – 11 лет)

Продолжите рассказ «Петя пришел из школы веселый. Мама его спросила: “Почему ты такой веселый?” А Петя отвечает: “Потому что наша учительница Нина Петровна…»

Наумченков Денис – 11 лет

«Потому что учительница Нина Петровна заболела и уроки отменили»

Османов Евгений - 10 лет

«Потому что он притворился, что у него болит живот и учительница отпустила его домой».

 

Категория ответа

Серия

1-й класс

6-7 лет

2-й класс

8-9 лет

3-й класс

9-10 лет

4-й класс

10-11 лет

Отметка

+

 

+

 

Непосредственные отношения с учителем

+

++

 

+

Учитель - уроки

++

     

Содержание деятельности

 

+

++

 

Прочие

   

+

+

Всего ответов

4

3

4

2


Вывод: С возрастными изменениями детей меняется и их эмоциональное отношение к значимым моментам в жизни в школе.

Признаки психического напряжения и невротических тенденций

1. Грызет ногти?

2. Сосет палец?

3. Отсутствие аппетита?

4 Разборчив в еде?

5. Засыпает медленно и с трудом?

6. Спит спокойно?

7. Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на головные боли?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Бывает часто рвота?

11. Часто бывает головокружение?  
12. Заикается?

13. Чрезмерно потеет?

14. Краснеет, бледнеет?

15. Легко пугается?

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения?  
17. Часто плачет?

18 Часто моргает?

19. Дергает рукой, плечом и т. п.?

20. Недержание мочи (днем или ночью)?

21. Недержание стула (днем или  ночью)

22. Бывают припадки злости?

23. Играет с какой-либо частью тела?

24. Боится за свое здоровье?

25. Бывает побуждение постоянно и церемонно что-либо делать?

26. Бывает что замечтается и мысли его где-то далеко?

27. Не умеет сосредоточиться  ни на чем?

28. Имеются у него заботы? Какие?

29. Очень тревожен?

30. Старается быть всегда тихим?

31. Боится темноты?

32. Часто видит фантастические предметы

33. Боится одиночества?

34. Боится животных? Каких?

35. Боится чужих людей?

36. Боится шума?

37. Боится неудач? В чем?

38. Бывает чувство стыда, позора или вины?

39. Испытывает ли чувство неполноценности?

 

Ответы на методику «Признаки психического напряжения и невротических тенденций»

Чернышева Марина Михайловна

1. Да

2. Да

3. Нет

4. Нет

5. Нет

6. Нет

7. Нет

8. Да

9. Нет

10. Нет

11. Да

12. Нет

13. Да

14. Да

15. Да

16. Да

17. Да

18. Нет

19. Да

20. Нет

21. Нет

22. Да

23. Нет

24. Да

25. Да

26. Да

27. Да

28. Нет

29. Нет

30. Да

31. Нет

32. Нет

33. Да

34. Да. Собак

35. Нет

36. Да

37. Да. В учебе

38. Да

39. Да

Вывод:  Количество ответов «Да» - 22, ответов «Нет» - 17

У ребенка присутствую признаки психического напряжения. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

МОУ «Нижнегуровская основная общеобразовательная школа»

Нестандартный урок по курсу «Окружающий мир»

проведенный в 3-м классе на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Путешествие в мир лекарственных растений»

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель начальных классов

Зиборова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2008 -

 

Путешествие в мир лекарственных растений.

 

Трава у дома.... Каждый день видим мы ее. Вот густой щеткой она выбивается из земли у самого крыльца, вот мягким ковром стелиться по пригорку, вот бурьяном разрослась в придорожной канаве... Мы ходим по ней, мы топчем ее. А взгляд скользит по поверхности, не задерживаясь на скромных ее цветах, стебельках и листьях. Но исчезни она, и нам станет неуютно, плохо. Так бывает в районах городских новостроек, где разрыто, перерыто, где только рыжая земля кругом да серые бетонные плиты, а газоны еще не засеяны... Вот тогда мы понимаем вдруг, как нужна простая трава у дома. И не случайно, конечно, космонавты тоскуют в космосе по ней, по простой траве, не случайно ждут той минуты, когда можно будет босыми ногами ступить на нее, И почувствовать себя — полностью, совсем — на земле. Есть даже песня: «И снится мне не рокот космодрома, не эта ледяная синева, а снится мне трава, трава у дома, зеленая, зеленая трава...». Трава вполне достойна того, чтобы мы знали о ней чуть-чуть побольше, чем обычно знаем.

Одуванчик

Одуванчик.... А мы, в общем, и не видим его, привыкли... Пробовали вы смотреть на небо, на облака через белый полупрозрачный шар одуванчика? Нет? Так попробуйте! А помните, как в детстве дели на него, пуская парашютики? Подумайте еще раз! Вернитесь в детство, взяв в руки этот цветок, обыкновенный, известный... Одуванчик растет везде: вдоль дороги и на лесной опушке, в огороде и на пустыре, на поляне и на городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растет на всех материках!

В жизни одуванчика несколько страниц. Первая, зеленая, — когда растение еще не успело зацвести. Затем открывается желтая страница. Радостные огоньки одуванчиков, миниатюрные солнца, — это, конечно, не отдельные цветики, а соцветия. Как веселые братья и сестры, сидят в них, прижавшись, друг к другу многочисленные маленькие цветки, наполняющие язычки. На ночь и в сырую погоду соцветие — корзинка плотно закрывается. И все золотое семейство оказывается в домике. Из зеленых листочков так называемой обертки. В тесноте, да не в обиде!

Но вот одуванчику как будто надоедает быть желтым. Цветки отцвели, корзина закрылась. В ней, как в куколке бабочки, началось чудесное превращение. Пройдет какое-то время, и она развернется белым волшебным шаром. Он еще более хрупок, чем самая тонкая елочная игрушка... Недолго длится белая страница жизни одуванчика. Зато начинается жизнь его потомства. Начинается с воздушного путешествия. Над пестрым лугом, над голубой рекой, над красным клеверным полем летят плоды-парашютисты. Ученные рассчитали, что конструкция их парашютов удивительна, совершенна: плоды летят очень долго, не раскачиваются, не перевертываются... Множество юных парашютистов рассылаются во все концы. В одной корзинке созревает до 200 плодов, а ведь на растении бывает несколько корзинок. Вместе они дают от 3 даже до 6—7 тысяч плодов! Неудивительно, что вся земля дом одуванчика.

Одуванчик — растение лекарственное. Его применяли от разных болезней еще в древности и в средние века. Сейчас в основном используют корни, которые выкапывают поздней осенью. (Одуванчик — многолетнее растение, корни его остаются зимовать в почве, а надземная часть отмирает). Пьют настой из корня для возбуждения аппетита и при некоторых желудочных заболеваниях. Молодые листья одуванчика со- держат много витаминов и вполне годятся в салат, только предварительно подержите их полчаса в соленой воде, чтобы удалить горечь. А пробовали вы варенье, сваренное из одуванчика — из его золотистых соцветий? Очень вкусно!

Птичья гречишка

В детстве эта травка всегда меня мучила. Вернее, не то чтобы мучила, скорее озадачивала. Встречается она всюду: на дороге, на пустыре, на берегу реки. Но особенно густо росла на нашей непроезжей, совершенно деревенской на вид улице. Большой бугор прямо перед домом был совсем зеленый от этой травы. Озадачивала она меня потому, что, у кого бы я ни спросил, никто не знал ее названия. Полынь, пустырник, тысячелистник — все эти травы мне называли взрослые. А вот эту, самую-самую обычную...  
— Травой-муравой ее называют, — говорила бабушка. — Это в народе. А уж как ученые окрестили, не знаю...

Я «изучил» таинственную травку с величайшим вниманием. И выяснил, что корень у нее довольно тонкий слабый, но стебли прочные, упругие и, сколько мы не ходили по ней, трава не исчезала. Листья у нее мелкие, а цветков, на первый взгляд, вообще нет, но я их нашел: крошечные, они сидели у самого стебля, как будто прятались под защитой листьев. Настоящим открытием для меня было то, что в тех местах, где на траве-мураве не ходили, например, у забора, стебли ее вытягивались в длину чуть ли ни на метр. Они ветвились и расползались в стороны как змеи, коленчато извивались. Я приподнимал такие плети с земли и дивился их росту. На нашем бугре всегда паслись гуси. Я не любил, когда они вытягивали шеи и шипели, поэтому не подходил к ним близко. Но видел, что едят они мою загадочную травку, причем едят с завидным аппетитом. И вот однажды...

— Гусятник, это гусятник, — сказал один из родственников, посмотрев на меня с необыкновенным удивлением: как же, мол, я не знаю таких вещей. — Вот за то, что эту траву с удовольствием щиплют гуси, продолжал он, — ее и назвали гусятником. Гусятник... Как, оказывается, все просто.... Название мне не понравилось, гусей я не уважал. Но что поделаешь? Гусятник, так гусятник. Прошло довольно много времени. И вот однажды я увидел в книге рисунок — ту самую травку, но под ней подпись:

«Спорыш». Какой спорыш? Что за непонятное слово?.. Гусятник! Но бабушка сказала: — Раз написано «спорыш», значит, так и есть. И нет в этом слове ничего странного. Наверное, потому траву так назвали, что она «быстрая», «спорая». Как начнет, весной расти, не успеешь оглянуться — вся улица зеленная. Вот и птицы ее выщипывают, а она в один момент новые веточки выпустит и уже через день птицам новый стол накроет. Что ж, верно, пожалуй... Но вскоре оказалось, что это не все.

Я узнал, что у травы, которая раньше была для меня безымянной, есть еще одно имя: птичья гречишка. Как выяснилось, она родственница той гречихи, которая дает нам гречневую крупу. И подобно тому, как мы ценим гречиху, птицы (и не только гуси) ценят свою гречишку — за вкусные плоды, птичью гречневую кашу. Вот сколько названий у одной — единственной травки. Какое из них самое точное, самое правильное? Тут есть, о чем поспорить. Поспорить... Выходит, не только «спорое» это растение, но и «спорное».

А из ботанических подробностей можно сообщить, что птичья гречишка — растение однолетние. Плоды ее — мелкие бурые орешки — вместе с комочками земли приклеиваются к обуви людей, к ногам животных и так распространяются. В незатейливой этой травке много витамина С — в три раза больше, чем в лимоне. Есть в ней и другие полезные вещества, благодаря которым она помогает при болезнях желудка, кишечника, почек.

Полынь

У этой высокой, сильной травы удивительный запах. С чем сравнить его? Я не могу сказать. Так пахнет только она, трава с простым, но каким- то мягким, певучим названием — полынь. За этим названием, за этим запахом видится степь — «дикое поле», прекрасное, бескрайнее, вольное. Кто-то назвал полынь вечной травой. И это правда. Она вечна, как простота, как ветер, как поиски счастья, как восход и закат... Что касается горечи, то поговорка «горька, как полынь» вполне справедлива. Если кто-то судьбу, долю свою в сердцах сравнил с полынью, значит дело плохо. Ведь полынь — самая горькая из всех трав! В первую очередь это относится к тому ее виду, который так и называется — полынь горькая... В стране полынь горькая распространена очень широко. Только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке ее нет. Зато полынь обыкновенная, чернобыльник, растет везде.

Информация о работе Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников