Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 10:39, курсовая работа
Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.
Введение
Глава I. Формирование здорового образа жизни у школьников
Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни
Условие формирования здорового образа жизни у школьников
Глава II. Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников
2.1. Формы и методы работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни
Заключение
Библиографический список
Опорой тела человека в любых положениях служит скелет. К нему прикрепляются мышцы, которые при своей работе вызывают движения скелета и определяют положение тела человека.
Согните руку в локте. Что вы почувствовали под кожей? (Что-то напряглось, вздулось.)
Это и есть мышцы, которые приводят в движение кости рук. Все наши движения, мимика лица зависят от работы мышц.
Каждая мышца соединена с костями при помощи сухожилий. Один конец мышцы прикрепляется к одной кости, а другой — к другой кости. Сгибание и разгибание туловища, повороты головы, движения рук и ног сопровождаются работой многих мышц. В теле человека их более 600. Все они разной формы и величины.
Прочитайте данные о мышцах в «Копилке интересных фактов» на странице 144.
Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. За что отвечает эта система организма? (За движение и опору тела человека.)
Мы с вами смогли убедиться в том, что скелет очень важен для всего организма, поэтому к нему надо бережно относиться. Прочитайте текст, написанный на доске.
На доске:
1. Не прыгайте неожиданно на своих товарищей.
2. Не бейте друг друга по голове.
З. Не выкручивайте друг другу руки.
4. Не ставьте подножки.
К чему могут привести все эти действия? Что такое перелом? (Повреждение костей скелета.)
Определенное положение тела называется осанкой. Прочитайте часть статьи, в которой говорится о правильной осанке и правилах, при соблюдении которых у человека вырабатывается осанка.
дети читают текст на страницах 142—143.
Как выглядит человек с хорошей осанкой? С плохой осанкой? Рассмотрите фотографии на странице 143. Правильно ли сидит девочка? Какие правила посадки она нарушила? Какие правила для сохранения осанки вы узнали?
По ходу ответов учеников создается памятка.
Памятка
1. Сиди всегда прямо, слегка наклонив голову вперед, но не
очень низко.
2. Не опирайся о край стола. Между столом и грудью должно
быть расстояние, равное ширине ладони.
З. Ноги всегда ставь на пол ступней.
4. Руки должны лежать на столе свободно, плечи надо держать на одно высоте.
5. При объяснении учителя можешь откинуться на спинку стула.
6. При ходьбе держись прямо, не сутулься.
7. Тяжелые вещи надо распределять равномерно в две руки.
8. Нельзя спать на сильно
9. Больше двигайся. Занимайся спортом.
Подумайте, людям каких профессий необходимо быть стройными, сильными, выносливыми?
Значение осанки не ограничивается внешним видом. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. У человека нарушается процесс дыхания. Почему нарушается
осанка? дело в том, что в течение жизни кости человека изменяются. У детей они мягкие и подвижные. Поэтому у детей чаще, чем у взрослых, можёт возникнуть искривление позвоночника. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос, почему мальчик вырос таким хилым?
Один из учеников читает текст.
Молодой старичок
Я знаю одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда знал, что это он, хотя моя дверь была закрыта.
Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый дед. А когда этот взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть: он не мог просидеть не согнувшись и четырех минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой рукой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная у него была спина. В свои 17 лет он сгибался так, словно было ему за 60. Почему он вырос таким хилым?
Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботник убирать школьный двор или сажать деревья, а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показывал медицинскую справку, что, мол, его освободили недавно, потому что у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.
Хотели бы вы стать такими? Почему мальчик стал таким? Какой вывод мы можем сделать? (Занятия спортом и труд помогают укрепить осанку.)
5. Самостоятельная работа
Откройте тетради «100 заданий по природоведению» а страницах 40—41. С помощью заданий по теме «Опора тела и движение» вы сможете повторить материал сегодняшнего урока.
дети выполняют задания № 83—85, в которых обозначают на рисунке части скелета, объясняют значение слов и, используя условные знаки, рассказывают о правилах выработки правильной осанки. Задание № 86 можно предложить детям для выполнения дома.
6. Итог урока
Мы много говорили о строении скелета, находили различные отделы и основные кости на плакате, на себе. Давайте еще раз все это повторим и покажем на модели скелета.
Отгадайте кроссворд и прочитайте слова в выделенных клетках.
По горизонтали:
1. Часть ноги, в которой много небольших костей. (Стопа)
2. Научное название <маленького хвостика» позвоночника. (Копчик)
3. Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника. (Ребро)
4. Одна из составляющих плеча. (Лопатка)
5. Часть руки между плечевой костью и кистью. (Предплечье)
б. Составляющие скелета. (Кости)
7. То, что защищает мозг от повреждений. (Черед)
8. Часть ноги от колена до стоны. (Голень
9. Что образуют лопатка и
10. Основное назначение скелета. (Опора)
11. Часть скелета, которая идет от черепа вдоль спины. (Позвоночник)
12. Как называется повреждение кости? (Перелом)
13. Часть руки, в которой много маленьких костей. (Кисть)
14. Положение тела при ходьбе, посадке. (Осанка)
Какие слова получились в выделенных клетках? (Скелет человека.)
дети отвечают на вопросы рубрик «Подумай» и «Проверь себя» на страницах 144— 145 учебника.
МОУ «Нижнегуровская основанная общеобразовательная школа»
Открытый урок
На тему:
«Наше питание»
Выполнила:
Зиборова М.В.
(учитель нач. кл.)
- 2008
Тема. Наше питание
Задачи урока: познакомить учащихся с пищеварительной системой организма.
Оборудование: таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
Ответьте на вопросы теста.
1. Скелет и мышцы образуют:
А) пищеварительную систему;
Б) кровеносную систему;
В) опорно-двигательную систему.
2. Мышцы прикрепляются к костям при помощи:
А) сухожилий;
Б) суставов;
В) хрящей.
З. Главную опору нашего организма составляет:
А) кончик;
Б) позвоночник;..
В) скелет ног.
4. Между собой кости рук соединен
А) неподвижно;
Б) полуподвижно;
В) подвижно.
5. Правильным считается положение за партой, когда:
А) нога лежит на ноге;
Б) ноги стоят ступнями на полу;
В) ноги поджаты под себя на стуле.
О каких спортсменах вы подготовили рассказы?
дети выполняют задания № 1, 2 на странице 37 тетради Проверим себя.
3. Сообщение темы урока
Вспомните признаки ЖИВЫХ организмов.
Один из признаков, названных вами — питание. Живые организмы питаются. Чем питаются растения? Чем — животные? Что ест человек?
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем питании и органах, которые осуществляют этот процесс.
4. Работа по теме урока
Человеку пища нужна, как бензин — машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы всех органов. Когда человек долгое время не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. Отсутствие пищи в течение нескольких недель может привести к истощению организма и даже к смерти.
Сколько раз в день ест человек? Какую пищу употребляет человек?
Нужно есть разнообразную пищу: животную и растительную. Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, творог, яйца, сливочное масло.) Почему эту пищу называют животной? (Эти продукты человеку дают животные.)
Вспомните, какие продукты питания получают из коровьего молока. Заполните сетку кроссворда названиями молочных продуктов.
Сетка кроссворда дается без номеров, но со словом простокваша
дети вписывают слова: ряженка, молоко, сыр, творог, йогурт, кефир, сметана, масло.
Какую пишу называют растительной? (Которую получают из растений.) Приведите примеры растительной пищи. (Хлеб, крупа, овощи, фрукты, растительное масло, грибы, сахар, орехи.)
Если мы употребляем разнообразную пищу,
то организм получает необходимые питательные вещества: белки,
жиры, углеводы (сахар, крахмал) и витамины.
Чтобы узнать об этих веществах, прочитайте
статью Питательные вещества» в учебнике
на странице 146.
ля чего организму нужны белки? В каких продуктах они содержатся?
Белки идут на рост организма. Человек
растет до 24—25 лет, пока не заканчивается
окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо
около 100 граммов белков в сутки. После
25 лет — 50—60 граммов.
Для чего организму нужны жиры? В каких продуктах
они содержатся?
Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное потребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, и это вредно отражается на всем организме.
Какую работу выполняют углеводы? В каких продуктах их можно найти?
Углеводы мы получаем в виде крахмала
и сахара. Эти вещества помогают вырабатывать
энергию.
Что такое витамины? В каких продуктах их больше всего?
Витамины — греческое слово. В переводе
оно означает «носители жизни». Если этих
веществ в организме мало или нет совсем,
люди заболевают.
Вместе с пищей организм человека получает
необходимое количество воды и минеральных солей. Особенно
много минеральных солей содержится в
мясе, овощах, фруктах.
5. Практическая работа
дети выполняют Практическую работу с этикетками от различных продуктов по плану, данному в учебнике на странице 146.
6. Работа по теме урока (продолжение)
В измельчении и переваривании пищи в организме участвует пищеварительная система.
Учитель прикрепляет на доску плакат «Пищеварительная система».
Как устроена эта система и как она работает?
Пища проходит в организме человека путь длиной в 6—8 метров. Сначала она попадает к нам в рот, где мы ее размельчаем и жуем. Какие органы при этом работают? (Зубы, язык.) Вспомните правила ухода за зубами. Откройте тетрадь «100 заданий по природоведению» и в задании № 88 выберите правила ухода за зубами.
Во рту пища смягчается, увлажняется слюной. Изо рта через глотку пища в виде кашицы отправляется дальше в пищевод. Мышцы пищевода проталкивают кашицу в желудок, в котором она находится несколько часов. Здесь пища переваривается. Со всех стенок желудка течет желудочный сок, который растворяет пищу и отправляет в двенадцатиперстную кишку. Здесь продолжается переваривание жиров, белков и углеводов. Далее питательные вещества попадают в тонкие кишки, где они всасываются и попадают в кровь. Кровь разносит питательные вещества ко всем органам. Непереваренные остатки пищи через прямую кишку удаляются из организма.
Перечислите все органы пищеварения и покажите их на плакате. (Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кашки.)
Обозначьте на рисунке задания 87 органы пищеварения. Расскажите, какую работу они выполняют?
Что необходимо для того, чтобы организм хорошо работал? (Правильно питаться.)
Какие правила приема пищи вы знаете?
Прочитайте статью «Как правильно питаться» и сравнитё ее материал с вашими рассказами.
дети читают текст на странице 148.
Один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший ли у него был обед? Почему? Дома попробуйте составить меню на день и запишите его в задании № 89.
7. Итог урока
Прочитайте вывод на странице 149.
Рассмотрите еще раз строение пищеварительной системы. Найдите на воем теле места, где расположены эти органы.
дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на странице 149.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
МОУ «Нижнегуровская основанная общеобразовательная школа»
Классный час проведенный в 3-м классе
На тему:
«Хорошо здоровым быть»
Выполнила:
Зиборова М.В.
(учитель нач. кл.)
- 2008
Хорошо здоровым быть
Задача: формировать представление о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.
Подготовительная работа. За несколько дней до проведения беседы родители (учитель) читают с детьми стихотворение С. Михалкова шесть и пять”. Принимается коллективное решение: узнать о том, что такое болезнь и что значит быть здоровым. дети рассказывают о своем здоровье, как они его понимают.
Примерные этапы беседы:
Первый этап. “Вы больны”. Учитель подчеркивает, что болеть — это очень плохо, что любая болезнь имеет свои определенные признаки (симптомы), знание которых помогает определить болезнь и справиться с нею. Об этом хорошо сказано в стихотворении С. Михалкова:
У меня печальный вид —
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это — грипп.
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели —
Мне положено болеть.
(С. Михалков. “Грипп”.)
Дети отвечают на вопросы:
1. Как можно определить, что человек болен?
2. Что бы вы посоветовали больным делать, чтобы скорее поправиться?
Учитель говорит о том, что ответ на последний вопрос можно найти в стихотворении:
Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
Входишь — чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,
Информация о работе Внеклассная работа, как условие формирования ЗОЖ у школьников