Волонтерство, как форма социального движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии.
2. Проанализировать состояние и перспективы социальных движений в России.
3. Изучить особенности волонтерства, как одной из форм социального движения.
4. Провести анализ активности молодежи в деятельности волонтерских движений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии 8
1.1 Сущность и типы социальных движений, факторы становления 8
1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России 19
Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти 30
2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти 30
2.2 Специфика организации волонтерских движений в г.о. Тольятти 44
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 67

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 202.18 Кб (Скачать файл)

 

Приложения

Приложение 1

Программа социологического исследования по теме:

«Особенности волонтерской деятельности в молодежной среде»

Обоснование проблемы исследования: В настоящее время в России активное развитие получило волонтерское движение, связанно это с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Волонтерство сегодня  - это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность.  Волонтерство – это специфическое социальное явление, которое представляет особый интерес для социологии.

Волонтерские организации в России в большинстве своем  ориентированы на молодежь, не обремененную  многочисленными семейными и трудовыми обязательствами. Волонтерство  даёт молодым людям возможность поделиться своими знаниями и опытом или полностью отвлечься от учебы или  работы и развивать свои интересы. Специфической чертой волонтерства является то, что оно не может быть принудительным, выполняться с неохотой.  Волонтером может быть каждый  –  независимо от возраста, образования, материального статуса и т.п. Часто волонтерство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодежных объединений. Оно преследует благотворительные цели  и направлено на реализацию духовных потребностей молодежи.

Таким образом, волонтерство является одной из самых ярких форм социальных движений, которые существуют и развиваются в России в настоящее время. Социологические исследования данного социального явления крайне малочисленны, открытыми для изучения остаются  многочисленные вопросы, такие как мотивы вступления в волонтерскую деятельность, эффективность волонтерского труда в решении социальных проблем, перспективы развития волонтерских движений и др.

Объект:  молодежь, участвующая в волонтерских движениях г. Тольятти.

Предмет: волонтерские движения как форма проявления социальной активности молодежи.

Цель: изучить особенности волонтерских молодежных движений в г. Тольятти.

Задачи:

  1. Проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России.
  2. Проанализировать информированность современной молодежи о волонтерской деятельности.
  3. Провести анализ средств социальной коммуникации, используемых волонтерскими организациями.
  4. Выявить мотивацию на добровольческий труд среди молодежи.
  5. Выяснить какие социальные институты способствуют  становлению и функционированию  волонтерских движений.
  6. Изучить особенности функционирования волонтерских движений, выявить плюсы и минусы.
  7. Выявить зависимость участия в волонтерских движениях от уровня образования волонтеров.
  8. Выявить удовлетворенность волонтеров от собственной деятельности.
  9. Оценить эффективность волонтерской деятельности относительно решения конкретных социальных проблем.

Объективные характеристики: пол, возраст (13 – 30лет), род основной деятельности (учеба, работа, работа и учеба, домохозяйство, временная безработица и тд.), уровень образования, уровень дохода, семейное положение (женат/ замужем, не женат/ не замужем), вероисповедание (ислам, буддизм, православие, протестантизм, католицизм, баптизм, не верующие и др.)

Показатели активности:  частота участия в волонтерских акциях, участие в различных формах волонтерских движений, участие в конференциях и семинарах по данной теме, наличие собственных волонтерских проектов, участие во всероссийских и международных волонтерских программах (поездки на Селигер, добровольческая деятельность в других городах и за рубежом, др.).

Субъективные характеристики: интерес к волонтерским акциям; удовлетворенность от волонтерской деятельности; цели, ожидания от волонтерской деятельности (возможность помочь нуждающимся, важность получение навыков и знаний, расширение социальных связей и др.);

Ценностные аспекты: мотивы участия в волонтерских движениях (потребность в активной общественно полезной деятельности,  личностная реализации через волонтерскую деятельность, чувство  сострадания, солидарности к ближнему, чувство ответственности за родной город и его граждан, желание помочь, быть полезным, расширение социальных связей,  продвижение по карьерной лестнице и др.), значение волонтерской деятельности (это возможность помочь ближнему, это способ решить конкретные социальные проблемы, это альтернативный способ провести досуг и т.д.).

Оценка внешних условий: информированность о проведении волонтерских акций; многообразие источников (интернет сайты, социальные сайты в интернете, друзья и знакомые, объявления в газетах и журналах, религиозные организации и др.); возможность совмещать с учебой/ работой; необходимость вложение материальных средств; наличие (или отсутствие) поддержки со стороны населения; наличие (или отсутствие) поддержки со стороны социальных институтов и организаций (мэрии, политических партий, образовательного учреждения и др.).

Возможные гипотезы:

  • Участие в волонтерских движениях способствует формированию у молодого поколения таких качеств, как ответственность, инициативность, толерантность.
  • Участие в волонтерской деятельность способствует развитию духа патриотизма, чувства ответственности за сою Родину и сограждан.
  • Волонтерская деятельность способствует расширению социальных связей, что является одним из важных мотивирующих факторов участия в ней.
  • Большая часть волонтерских движений организуется на базе образовательных учреждений, а так же политических партий.
  • Деятельность волонтеров способствует развитию доверительных отношений в социальной среде города.
  • Большинство волонтеров – это молодые люди, получившие высшее образование или учащиеся высших учебных заведений.
  • Российская молодежь недостаточно проинформирована о деятельности волонтеров.
  • Основными формами работы волонтеров являются работа с детскими домами, помощь малоимущим слоям населения, донорские и экологические акции, социальная реклама, пропаганда здорового образа жизни (акции против наркотиков и курения);
  • Деятельность волонтерских движений не решает конкретных социальных проблем, но сглаживает их. То есть способствует смягчению сложившейся проблемной ситуацией.

Интерпретация и операционализация понятий

Волонтерская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества.

Волонтерская акция - мероприятие одной или нескольких организаций, осуществляющих добровольческую деятельность, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы.

Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. 

 

  Молодёжь   - это социально-демографическая  группа, выделяющаяся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами75.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции.

Современные учёные считают, что границы данной возрастной группы примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  1. подростки до 18 лет
  2. молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  3. молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Социальная активность определяется как «уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности в убъект социального действия и общественных отношений»76.

С точки зрения социологии социальная активность личности понимается как «системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений»77. То есть сама по себе активность личности зависит, в первую очередь, от ее структурных особенностей: не все люди могут проявлять одинаковую активность, в том числе и социальную. Развитие социально активной личности является приоритетной задачей правительства и общества в целом. Если молодежь вовлекается в социальные движения резко деструктивной направленности, то от нее очень сложно добиться проявления конструктивной социальной активности. Другим важным моментом является свобода участия: социальная активность должна носить добровольный характер в соответствии с убеждениями и ценностями участников движения.

Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. 

Под мотивами могут пониматься - намерения, потребности, влечения, побуждения, склонности, морально-политические установки и помыслы, предметы внешнего мира, соображение, по которому субъект должен действовать.

Социальные связи — связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.  Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями. Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие  индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи в качестве взаимодействия  представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. 

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

Операционализация социологических понятий

Данное исследование предполагает выяснение особенностей молодежных волонтерских движений по 5 блокам вопросов анкеты.

Первый блок будет содержать вопросы общих положений, оценок, респондентов, их отношения к волонтерской деятельности, регулярность и причины участия в волонтерских акциях.

Второй блок будет ориентирован на интерес к определенным видам волонтерской деятельности. Здесь будут рассматриваться также наиболее актуальные социальные проблемы, требующие привлечения волонтеров, и методы и эффективности их решения

Третий блок будет затрагивать вопросы влияния волонтерских движений на нравственные качества участников. Также данный блок будет содержать ряд вопросов касающихся  организации волонтерских движений и социальной поддержки их со стороны семьи, населения, власти и т.д.

В четвертом блоке будут заданы вопросы на информированность о деятельности волонтерских движений. Рассмотрены будут всевозможные источники и способы социальной коммуникации волонтеров.

В последнем, пятом блоке будут заданы вопросы социально – демографического характера.

Использование блоков позволит логически правильно построить содержание анкеты, что будет способствовать психологическому комфорту её заполнения респондентами. К тому же разделение по блокам позволяет проследить, что будут решены все поставленные задачи исследования, что ни одна из них не будет упущена. А также блоки будут использоваться для дальнейшего анализа данных, которые будут получены в процессе исследования и написания отчета.

Итак, отношение к волонтерской деятельности и степень ее значимости для молодых людей мы предлагаем изучить на основе выделения следующих факторов:

  • Оценку важности участия в общественной деятельности.
  • Оценка проявления интереса молодежи к волонтерской деятельности, через участие.
  • Оценка частоты участия в волонтерских акциях.
  • Оценка цели, с которой респонденты участвуют в волонтерских движениях, то есть мотивы участия.
    1. Реализация личностного потенциала;
    1. Общественное признание, чувство социальной значимости;
    2. Самовыражение и самоопределение;
    3. Профессиональное ориентирование;
    4. Приобретение полезных социальных и практических навыков
    5. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
    6. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
    7. Выполнение общественного и религиозного долга;
    8. Организация свободного времени;

Информация о работе Волонтерство, как форма социального движения