Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 10:50, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии.
2. Проанализировать состояние и перспективы социальных движений в России.
3. Изучить особенности волонтерства, как одной из форм социального движения.
4. Провести анализ активности молодежи в деятельности волонтерских движений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии 8
1.1 Сущность и типы социальных движений, факторы становления 8
1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России 19
Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти 30
2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти 30
2.2 Специфика организации волонтерских движений в г.о. Тольятти 44
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 67
Именно в связи с этим представляется важным и своевременным определить, что собой представляют российские общественные движения сегодня и каковы тенденции их развития.
Состояние и перспективы социальных движений в России являются актуальным предметом изучения, как для российских, так и для зарубежных социологов современности. Объекты исследования и сферы интереса исследователей – самые разные. Однако у всех общее стремление – показать, объяснить и понять, как начинается стремление к коллективным действиям. С этой точки зрения особенность социальных движений в России, по мнению многих специалистов, заключается в том, что «обычные люди вовлекаются в коллективные действия на основании очень близкой и ограниченной проблемы, которая беспокоит их лично и разрушает их привычный и ближний мир обитания»41.
По оценке зарубежных авторов, существуют разные уровни вовлеченности граждан в решение общественно значимых проблем. «Нельзя считать самой достойной из них лишь вовлеченность во имя самого общего блага. Есть и средние формы блага, такие как обще-личное (или «близкое общее») благо (например, двор дома, где люди вместе борются против уплотнительной застройки). Кроме того, есть общие черты между общим и близким. Границы между ними размыты и не заперты. Возможен переход от близкого и мелкого к общему – через испытание, личное страдание, сострадание, сочувствие, содействие»42. Таким образом, современные социальные движения позволяют людям из разных культур, с разными традициями, социальными статусами и общественно-политическими взглядами сблизиться и совместно действовать ради общего, но «укорененного в близости блага»43.
Такое изучение вопросов коллективной мобилизации на микроуровне, то есть решения проблем обычных людей, которые столкнулись с экстраординарными обстоятельствами в своей жизни, позволяет по-новому взглянуть на реальность социальных практик жизни общества. «Так рождается современной язык коллективного действия, на котором говорят группы самопомощи людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Этот язык несет в себе новые словесные нормы и правила, с помощью которых они призывают к объединению, аргументируют свою позицию, объясняют мотивы необходимости коллективного действия»44.
Таким образом, исследователи коллективного действия, отвечают на поставленную ими задачу, основание социальных движений они видят в привязанности к ближнему, в стремление преодолеть какие-то социальные барьеры через личное переживание.
А. Олейник выделяет две гипотезы, объясняющие процесс формирования общественных движений. Первая – о непрерывности общественного движения. Поскольку в России отсутствуют традиционные нормы поведения, лежащие в основе движения, поэтому, говоря словами А. Олейника, было бы не верно, рассматривать традицию в качестве источника формирования российских объединений (то есть «традиции солидарного поведения, основанные на взаимности», «механизмы передачи традиций»). Вторая гипотеза уделяет основное внимание рациональным действиям индивидов. По мнению исследователя, движения в российском обществе формируются на основе социальной мобилизации. «Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов и направление их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов». Солидарное поведение и коллективные действия возникают как результат рационального осознания выгодности объединения усилий для достижения целей, которых нельзя достичь индивидуально45. На наш взгляд, вторая гипотеза является наиболее обоснованной и очень подходящей к российским реалиям. Большинство российских движений формируется при осознании «выгодности» своего движения. Хотелось бы подчеркнуть, что выгодность не обязательно должна быть материальной.
Исследования ИКД 2005-2008 гг.46 демонстрируют подъем и рост социальных движений уже в 2005 году. Карин Клеман (социолог, сотрудник ИС РАН) в своем докладе на тему «Рождающиеся социальные движения в нынешней России: качественный сдвиг в общественно-политической культуре страны»47 рассматривает общий контекст, в котором происходит этот подъем, отмечая как элементы, препятствующие активизации, так и благоприятные факторы. Среди первых, социолог выделяет политический и социальный контексты. Рассматривается «структура политических возможностей»48, которая в нынешней России имеет противоречивый характер: с одной стороны, она подавляет гражданские инициативы, через попытки манипулировать протестом, законодательные препятствия, закрытость СМИ, отсутствие публичной сферы, отсутствие политических партий, которые бы последовательно представляли интересы социальных движений. С другой, стимулирует их возникновение. У социальных движений появляются и своя информационная сфера - Интернет, «сарафанное радио», интенсификация общения (на разных конференциях, форумах…)49. То есть появляется активистская среда, где происходит обмен информацией и опытом.
То же самое можно сказать и об общем социальном контексте. С одной стороны, слабый уровень доверия между людьми, превосходство неформальных правил и практик над формальными (в том числе, для решения своих проблем), весомость патерналистских установок и т.д. С другой стороны, неформальные тактики становятся все менее доступными «простым» людям в связи с ростом коррупции. Кроме того, отмечает Карин Клеман, «часть людей уже социализированы в другой, постсоветской общественной системе и имеют иные ценности и притязания»50. Глобализация и становление альтернативных информационных сетей также играют роль, позволяя все большему числу людей узнавать о другом опыте и культуре. Наконец, стабильность и относительный рост благосостояния последних лет позволили некоторой части населения, наконец, ощутить почву под ногами и потребовать если не улучшения своего положения, то хотя бы его сохранения.
Без внимания Карин Клеман не оставляет вопрос о причинах и мотивах активизации обычных людей в социально активных граждан. В основе общественных инициатив, по её мнению, почти всегда лежит очень конкретная и значимая для повседневной жизни человека проблема. Для того, чтобы эта проблема стимулировала коллективные действия, она еще должна иметь значимость для какой-то группы или категории людей и казаться решаемой (т.е. не должна выглядеть как проявление судьбы или случайность). Далее люди, пытающие решить проблему, сталкиваются с отсутствием реакции со стороны властей или работодателей (или других контр-агентов) на (часто) подданнические жалобы. «После чего происходят следующие изменения в восприятии человека: он понимает, во-первых, что решать проблему придется самому (инициативность), во-вторых, что «они» ничего не будут делать, а скорее всего будут мешать (процесс идентификации и осознания конфликта интересов, появление оппозиции «мы» / «они»)»51.
Относительно мотиваций, было упомянуто, что всегда присутствует прагматизм, но при этом в ходе коллективной борьбы и общения с другими группами и активистами неизбежно происходит расширение взглядов, утверждение общих ценностей. Среди последних социолог отметила: равноправие (закон один для всех), справедливость, право граждан контролировать власть, человеческое достоинство («я могу»), утверждение себя как полноценных граждан («я имею право»). Постепенно ставится вопрос о власти. В качестве аргумента она привела пример последних акций солидарности, в которых люди участвуют, несмотря на то, что поднятые проблемы их напрямую не касаются.
Российский ученый Е. Хаванов52 к причинам участия в деятельности общественных движений относит:
1) «наличие
общих интересов, не вмещающихся
в узкие рамки партийных
2) «усложнение
социального состава общества»,
появление новых групп и слоев,
что вместе с тем ведет к
большей дифференциации
3) привлекательность
движений, состоящая в том, что
их деятельность строится на
инициативе людей, «отсутствует
обязательное членство с
4) с помощью
движений население может
При этом автором особо подчеркивается роль движений, выступающих связывающим звеном между гражданским обществом и органами власти.
На социальных движениях как главной движущей силы гражданского общества сосредотачивает свое внимание российская исследовательница Н. А. Скобелена53. Большую роль в становлении гражданского общества играют, по её мнению, молодежные движения. В одной из своей публикации Скобелина заключает, что для современного российского общества, по её мнению, характерна дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей. «Большое количество случаев девиантного и деликтивного поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в состоянии слабого консенсуса, а также постепенно стираются нормативные и нравственные рамки, регулирующие коллективную и индивидуальную жизнь. В связи с этим, деятельность молодежных движений приобретает довольно большое значение. Они выполняют ряд важнейших функции. К ним следует отнести воспитательную, образовательную функции, функцию социализации молодого поколения. В переходный период в российском обществе появились новые социальные группы и слои, имеющие свои корпоративные интересы. В этом случае молодежные движения выступают в качестве механизма передачи власти своих требований и поддержки (функция артикуляции интересов)»54. Молодежные движения, по мнению автора, - это некие «генераторы социальной жизни», которые способны генерировать свою нормативность и цели. С точки зрения исследовательницы молодежные движения не столько являются источниками социальных изменений, сколько проявлением защитной реакции на эти изменения. Такие выводы она делает, рассмотрев историю развития и становления молодежных движений в советское время и в современной России, их легализацию и, главное, их влияние на общественный порядок. Для современных общественных движений приоритетными являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Современные общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами55.
Таким образом, можно говорить, о возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества. Деятельность общественных движений можно рассматривать как условие и формы проявления социальной активности граждан. Значение и роль этих движений весьма велика, ведь они выполняют ряд социально-значимых функций в современном обществе56. Среди которых можно выделить следующие:
Таким образом, можно сделать вывод, что для России социальные движения становятся нормой. При этом социальная активность граждан проявляется совершенно в разных формах социальных движений. Общественная деятельность привлекает все большее количество людей, зачастую активистами социальных движений становятся обычные граждане, которые столкнулись с какой-то проблемой, сложной ситуацией, а возможно просто не остались равнодушными к происходящим вокруг них событиям. Тенденция роста социальных движений подтверждена рядом исследований российских социологов57.
О возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества так же свидетельствует правовое положение общественных движений в Российской Федерации. В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения). Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ58.
Стоит отметить, большую активность в деятельности социальных движений проявляет молодое поколение российских граждан. Е. Хаванов, анализируя деятельность этой социальной группы в прошлом веке, делает вывод, что именно молодежь являлось основной силой общественного развития59.
Таким образом, нам видится особенно важной задачей изучение деятельности молодежных социальных движений, детерминирующей гражданскую позицию молодежи.
В настоящее время остро стоит вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. Особо актуальными эти вопросы стали в контексте анализа глобализации, радикально повлиявшей на востребованность участия рядовых граждан и их объединений в жизнедеятельности общества.
Информация о работе Волонтерство, как форма социального движения