Волонтерство, как форма социального движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии.
2. Проанализировать состояние и перспективы социальных движений в России.
3. Изучить особенности волонтерства, как одной из форм социального движения.
4. Провести анализ активности молодежи в деятельности волонтерских движений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии 8
1.1 Сущность и типы социальных движений, факторы становления 8
1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России 19
Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти 30
2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти 30
2.2 Специфика организации волонтерских движений в г.о. Тольятти 44
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 67

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 202.18 Кб (Скачать файл)

Именно в связи с этим представляется важным и своевременным определить, что собой представляют российские общественные движения сегодня и каковы тенденции их развития.

Состояние и перспективы социальных движений в России являются актуальным предметом изучения, как для российских, так и для зарубежных социологов современности. Объекты исследования и сферы интереса исследователей – самые разные. Однако у всех общее стремление – показать, объяснить и понять, как начинается стремление к коллективным действиям. С этой точки зрения особенность социальных движений в России, по мнению многих специалистов, заключается в том, что  «обычные люди вовлекаются в коллективные действия на основании очень близкой и ограниченной проблемы, которая беспокоит их лично и разрушает их привычный и ближний мир обитания»41.

По оценке зарубежных авторов, существуют разные уровни вовлеченности граждан  в решение общественно значимых проблем. «Нельзя считать самой достойной из них лишь вовлеченность во имя самого общего блага. Есть и средние формы блага, такие как обще-личное (или «близкое общее») благо (например, двор дома, где люди вместе борются против уплотнительной застройки). Кроме того, есть общие черты между общим и близким. Границы между ними размыты и не заперты. Возможен переход от близкого и мелкого к общему – через испытание, личное страдание, сострадание, сочувствие, содействие»42. Таким образом, современные социальные движения позволяют людям из разных культур, с разными традициями, социальными статусами и общественно-политическими взглядами сблизиться и совместно действовать ради общего, но «укорененного в близости блага»43.

  Такое изучение вопросов коллективной мобилизации на микроуровне, то есть  решения проблем обычных людей, которые столкнулись с экстраординарными обстоятельствами в своей жизни, позволяет по-новому взглянуть на реальность социальных практик жизни общества.   «Так рождается современной язык коллективного действия, на котором говорят группы самопомощи людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Этот язык несет в себе новые словесные нормы и правила, с помощью которых они призывают к объединению, аргументируют свою позицию, объясняют мотивы необходимости коллективного действия»44.

 Таким  образом, исследователи коллективного  действия, отвечают на поставленную  ими задачу, основание социальных  движений они видят в  привязанности  к ближнему, в стремление преодолеть какие-то социальные барьеры через личное переживание. 

А. Олейник выделяет две гипотезы, объясняющие процесс формирования общественных движений. Первая – о непрерывности общественного движения. Поскольку в России отсутствуют традиционные нормы поведения, лежащие в основе движения, поэтому, говоря словами А. Олейника, было бы не верно, рассматривать традицию в качестве источника формирования российских объединений (то есть «традиции солидарного поведения, основанные на взаимности», «механизмы передачи традиций»). Вторая гипотеза уделяет основное внимание рациональным действиям индивидов. По мнению исследователя, движения в российском обществе формируются на основе социальной мобилизации. «Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов и направление их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов». Солидарное поведение и коллективные действия возникают как результат рационального осознания выгодности объединения усилий для достижения целей, которых нельзя достичь индивидуально45. На наш взгляд, вторая гипотеза является наиболее обоснованной и очень подходящей к российским реалиям. Большинство российских движений формируется при осознании «выгодности» своего движения. Хотелось бы подчеркнуть, что выгодность не обязательно должна быть материальной.

Исследования ИКД 2005-2008 гг.46  демонстрируют подъем и рост социальных движений уже в 2005 году. Карин Клеман (социолог, сотрудник ИС РАН) в своем докладе на  тему «Рождающиеся социальные движения в нынешней России: качественный сдвиг в общественно-политической культуре страны»47 рассматривает общий контекст, в котором происходит этот подъем, отмечая как элементы, препятствующие активизации, так и благоприятные факторы. Среди первых, социолог выделяет политический и социальный контексты. Рассматривается «структура политических возможностей»48, которая в нынешней России имеет противоречивый характер: с одной стороны, она подавляет гражданские инициативы, через  попытки манипулировать протестом, законодательные препятствия, закрытость СМИ, отсутствие публичной сферы, отсутствие политических партий, которые бы последовательно представляли интересы социальных движений. С другой, стимулирует их возникновение. У социальных движений появляются и своя информационная сфера - Интернет, «сарафанное радио», интенсификация общения (на разных конференциях, форумах…)49. То есть появляется активистская среда, где происходит обмен информацией и опытом.

То же самое можно сказать и об общем социальном контексте. С одной стороны, слабый уровень доверия между людьми, превосходство неформальных правил и практик над формальными (в том числе, для решения своих проблем), весомость патерналистских установок и т.д. С другой стороны, неформальные тактики становятся все менее доступными «простым» людям в связи с ростом коррупции. Кроме того, отмечает Карин Клеман, «часть людей уже социализированы в другой, постсоветской общественной системе и имеют иные ценности и притязания»50. Глобализация и становление альтернативных информационных сетей также играют роль, позволяя все большему числу людей узнавать о другом опыте и культуре. Наконец, стабильность и относительный рост благосостояния последних лет позволили некоторой части населения, наконец, ощутить почву под ногами и потребовать если не улучшения своего положения, то хотя бы его сохранения.

Без внимания Карин Клеман  не оставляет вопрос о причинах и мотивах активизации обычных людей в социально активных граждан. В основе общественных инициатив, по её мнению,  почти всегда лежит очень конкретная и значимая для повседневной жизни человека проблема. Для того, чтобы эта проблема стимулировала коллективные действия, она еще должна иметь значимость для какой-то группы или категории людей и казаться решаемой (т.е. не должна выглядеть как проявление судьбы или случайность). Далее люди, пытающие решить проблему, сталкиваются с отсутствием реакции со стороны властей или работодателей (или других контр-агентов) на (часто) подданнические жалобы. «После чего происходят следующие изменения в восприятии человека: он понимает, во-первых, что решать проблему придется самому (инициативность), во-вторых, что «они» ничего не будут делать, а скорее всего будут мешать (процесс идентификации и осознания конфликта интересов, появление оппозиции «мы» / «они»)»51.

Относительно мотиваций, было упомянуто, что всегда присутствует прагматизм, но при этом в ходе коллективной борьбы и общения с другими группами и активистами неизбежно происходит расширение взглядов, утверждение общих ценностей. Среди последних социолог отметила: равноправие (закон один для всех), справедливость, право граждан контролировать власть, человеческое достоинство («я могу»), утверждение себя как полноценных граждан («я имею право»). Постепенно ставится вопрос о власти. В качестве аргумента она привела пример последних акций солидарности, в которых люди участвуют, несмотря на то, что поднятые проблемы их напрямую не касаются.

Российский ученый Е. Хаванов52 к причинам участия в деятельности общественных движений относит:

1) «наличие  общих интересов, не вмещающихся  в узкие рамки партийных программ, рассчитанных, как правило, на интересы  отдельных классов и групп»;

2) «усложнение  социального состава общества», появление новых групп и слоев, что вместе с тем ведет к  большей дифференциации запросов, потребностей, интересов населения;

3) привлекательность  движений, состоящая в том, что  их деятельность строится на  инициативе людей, «отсутствует  обязательное членство с вытекающей  из него дисциплиной и прочими  атрибутами организации»;

4) с помощью  движений население может оказывать  давление на органы власти.

При этом автором особо подчеркивается роль движений, выступающих связывающим звеном между гражданским обществом и органами власти.

На социальных движениях как главной движущей силы гражданского общества сосредотачивает свое внимание российская исследовательница Н. А. Скобелена53. Большую роль в становлении гражданского общества играют, по её мнению, молодежные движения. В одной из своей публикации Скобелина заключает, что для современного российского общества, по её мнению, характерна дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей. «Большое количество случаев девиантного и деликтивного поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в состоянии слабого консенсуса, а также постепенно стираются нормативные и нравственные рамки, регулирующие коллективную и индивидуальную жизнь. В связи с этим, деятельность молодежных движений приобретает довольно большое значение. Они выполняют ряд важнейших функции. К ним следует отнести воспитательную, образовательную функции,  функцию социализации молодого поколения. В переходный период в российском обществе появились новые социальные группы и слои, имеющие свои корпоративные интересы. В этом случае молодежные движения выступают в качестве механизма передачи власти своих требований и поддержки (функция артикуляции интересов)»54. Молодежные движения, по мнению автора, - это некие «генераторы социальной жизни», которые способны генерировать свою нормативность и цели. С точки зрения исследовательницы молодежные движения не столько являются источниками   социальных изменений, сколько проявлением защитной реакции на эти изменения. Такие выводы она делает, рассмотрев историю развития и становления молодежных движений в советское время и в современной России, их легализацию и, главное, их влияние на общественный порядок. Для современных общественных движений приоритетными являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Современные общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами55. 

Таким образом, можно говорить, о возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества. Деятельность общественных движений можно рассматривать как условие и формы проявления социальной активности граждан. Значение и роль этих движений весьма велика, ведь они выполняют ряд социально-значимых функций в современном обществе56. Среди которых можно выделить следующие:

  1. Функция организационного сплочения. Общественные движения позволяют развивать и расширять социальные сети, объединять граждан с целью совместной защиты их интересов через своих представителей, проводить общественные кампании, формировать команды для реализации конкретных проектов и т.д.
  2. Функция идейно-ценностного объединения. В процессе совместной деятельности происходит постепенная выработка общих позиций по многим принципиальным вопросам. Одним из условий успешной совместной долговременной деятельности является общность взглядов тех, кто участвует в движении, на ряд основных ценностных позиций. Постепенное объединение индивидуальных мнений способствует формированию общей идейно-концептуальной базы. Таким образом, движения не ослабляют, а усиливают государство через постоянный поиск общественного согласия.
  3. Некоторые общественные движения начинают выполнять «программную функцию», способствуя выработке «повестки дня» для той или иной территории, страны или даже группы стран. При этом они сами оказывают влияние на формирование позиций граждан и общественного мнения.
  4. Общественные движения могут выполнять и просветительскую функцию. Их стремление добиться расширения поддержки своих взглядов и планов решения проблем делает необходимым не просто донесение своей позиции по ключевым вопросам до большего числа граждан, но и активную аргументацию в поддержку своих предложений.
  5. Общественные движения постепенно расширяют свои возможности, обращая внимание органов власти на возникновение новых проблем и необходимость их решения. Они выступают выразителями чаяний, настроений, стремлений, ожиданий различных социальных групп, призывая государственные институты не игнорировать их нужды и потребности. Таким образом, они начинают выполнять инновационную функцию.
  6. Общественные движения становятся востребованными и со стороны партий. Тем самым партии пытаются создать более широкую базу своего электората за счет своих сторонников в разных общественных движениях. Многие граждане не желают входить в конкретную партию, но в общественном движении они готовы участвовать.
  7. Общественные движения выполняют функцию каналов коммуникаций между различными группами населения, между группами населения и государственными институтами, а также бизнес-структурами. Причем эти каналы коммуникаций обычно бывают двусторонними или даже многосторонними, т.е. различные группы населения через посредство общественных движений доводят до правительства и других государственных институтов свои интересы, требования, ожидания. В свою очередь, государственные институты и их представители могут использовать общественные движения для разъяснения населению основ своей политики и конкретных действий.
  8. Некоторые общественные движения, особенно объединяющие индивидов, которые в силу различных причин лишены возможности широкого общения, выполняют компенсаторную функцию, поддерживая их психологически и морально.
  9. В последнее время активно создаются и развиваются движения, выполняющие функции обеспечения досуга. По мере увеличения свободного времени, а эта тенденция фиксируется во многих экономически развитых странах, у людей возрастают потребности повышения качества своего отдыха, что часто влечет за собой повышение его стоимости. Кроме того, возрастает потребность общения по интересующему людей увлечению, т.е. необходимы общественные движения, которые могут помочь реализовать все эти потребности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для России социальные движения становятся нормой. При этом социальная активность граждан проявляется совершенно в разных формах социальных движений. Общественная деятельность привлекает все большее количество людей, зачастую активистами социальных движений становятся обычные граждане, которые столкнулись с какой-то проблемой, сложной ситуацией, а возможно просто не остались равнодушными к происходящим вокруг них событиям. Тенденция роста социальных движений подтверждена рядом исследований российских социологов57.

О возрастающей роли социальных движений в жизни российского общества так же свидетельствует правовое положение общественных движений в Российской Федерации. В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения). Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ58.

Стоит отметить, большую активность в деятельности социальных движений проявляет молодое поколение российских граждан. Е. Хаванов, анализируя деятельность этой социальной группы в прошлом веке, делает вывод, что  именно молодежь являлось основной силой общественного развития59.

Таким образом, нам видится особенно важной задачей изучение деятельности молодежных социальных движений, детерминирующей гражданскую позицию молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти

2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти

В настоящее время остро стоит вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. Особо актуальными эти вопросы стали в контексте анализа глобализации, радикально повлиявшей на востребованность участия рядовых граждан и их объединений в жизнедеятельности общества.

Информация о работе Волонтерство, как форма социального движения