Воспитание детей в замещающих семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика приемной семьи 5

1.1 История развития института приемной семьи в России 5

1.2 Правовая природа приемной семьи 6

1.3 Значение приемной семьи 12

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи 15

2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи 15

2.2 Порядок создания приемной семьи 19

2.3. Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 23

2.4. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 27

Заключение 32

Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая готова.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Значение приемной семьи

     Свой  дом и нормальные условия жизни  для ребенка могут создать  приемные родители. В приемной семье  ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок  проживает в такой семье, как  правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни.

     Она формирует у детей навыки преодоления  трудных жизненных ситуаций, психологическую  защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд вознаграждение, которая может быть единственным источником их существования.

     Цель  приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился  как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял  этих родителей и тем самым  имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

     Воспитание  оставшихся без попечения родителей  детей в приемной семье имеет  большое значение. В такой семье  воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

     Увеличение  приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица.

     Как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса. На примере  этих семей, впервые решивших стать  приемными, можно убедиться, что  успех или неуспех подобного  начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

     Однако  проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего  права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. Однако, несмотря на вышеперечисленные факторы приемная семья получает все большее распространение.

     Подводя итоги главы можно сделать  следующие выводы:

     В соответствии со ст.152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые  осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре. Помещение несовершеннолетнего в приемную семью является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения. Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре. Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием СК РФ. В настоящее время основными нормативными актами, регламентирующими институт приемной семьи являются - СК РФ, а так же Постановление Правительства от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". Правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права – семейного, гражданского, трудового, жилищного. 

 

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи 

2.1 Субъекты правоотношений института  приемной семьи

     Субъектами  правоотношения института приемной семьи являются приемные родители, орган опеки и попечительства и ребенок.

     В юридической науке под правовым статусом, как правило, принято понимать систему прав и обязанностей, которые предоставлены личности в силу закона. Согласно данному определению под правовым статусом приемного родителя следует понимать определенную совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для осуществления воспитания, образования, материального обеспечения приемного ребенка, а также защиты его прав и охраняемых законом интересов в качестве законного представителя во всех областях и перед всеми третьими лицами (физическими и юридическими), которые он приобретает в связи с заключением договора о передаче ребенка в приемную семью. Моментом приобретения прав и обязанностей родителем-воспитателем является момент заключения указанного договора.

     Договор о передаче ребенка в приемную семью является типичным примером договора в пользу третьего лица. Соответственно, налицо три его участника: орган  опеки и попечительства и приемный родитель являются его сторонами, а  в качестве третьего лица, т.е. лица, в отношении которого совершаются все юридически и фактически значимые действия, выступает ребенок, переданный в приемную семью. Указанные субъекты с момента вступления договора в силу становятся носителями определенных прав и обязанностей в отношениях друг с другом. В связи с этим мы можем говорить о том, что родитель-воспитатель приобретает права и обязанности, с одной стороны, по отношению к органу опеки и попечительства, а с другой - к принятому на воспитание несовершеннолетнему ребенку.

     Приемной  семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

     Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

     Приемные  родители по отношению к принятому  на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

     Статья 146 СК РФ содержит требования к личности опекуна и попечителя, качающиеся его дееспособности, нравственных и  личных качеств, состояния здоровья и т.д. Все эти требования распространяются и на приемных родителей. Так, согласно указанной статье:

     Опекунами (попечителями) детей могут назначаться  только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

     При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

     Не  назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в  родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

     В соответствии со статьей 148.1 СК РФ опекун (попечитель) ребенка имеет право  и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

     Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК РФ.

     Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка  имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка  до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

     Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под  опекой (попечительством), от любых  лиц, удерживающих у себя ребенка  без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

     Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое  общение не отвечает интересам ребенка.

     Орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

     Опека и попечительство относятся к  полномочиям органов местного самоуправления. Постановления, касающиеся опеки и  попечительства - назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы, глава местной администрации выносит единолично.

     Его постановление обязательно для  исполнения всеми юридическими, физическими  лицами, общественными организациями, как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории РФ и не нуждается в подтверждении. Подготовку проекта постановления главы местной администрации проводят специально управомоченные на то лица (в отношении несовершеннолетних - инспектор по охране прав), осуществляющие свою деятельность в одном из структурных подразделений данной административной единицы. Постановление главы местной администрации, действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке и попечительству, могут быть обжалованы на общих основаниях.

     В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами РФ в пределах их компетенции. Важную роль в правоприменительной деятельности органов опеки и попечительства играют инструктивно-методические рекомендации по вопросам опеки и попечительства, другие ведомственные акты (директивные документы), значительная часть которых устарела и нуждается в обновлении.

     Органы  опеки и попечительства:

     - дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

     - участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

     Органы  управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют:

Информация о работе Воспитание детей в замещающих семьях