Воспитание детей в замещающих семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика приемной семьи 5

1.1 История развития института приемной семьи в России 5

1.2 Правовая природа приемной семьи 6

1.3 Значение приемной семьи 12

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи 15

2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи 15

2.2 Порядок создания приемной семьи 19

2.3. Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 23

2.4. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 27

Заключение 32

Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая готова.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 

 

Введение

     12 декабря 1993 года на всенародном  голосовании была принята Конституция  Российской Федерации, в статье 7 которой определено, что Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Положение о приоритетной роли родителей в  жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка  относится к бесспорным. В тех  случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, государство стремится создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей.

     В развитие этой статьи был принят Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее - СК РФ), который  является одним из первых кодексов, принятых в России, что говорит  о важности отношений, касающихся семьи  и правового положения детей. В России всегда существовала проблема обустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Издавна считалось, что дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют меньше возможностей в дальнейшей жизни. И эти утверждения небезосновательны.

     Поэтому законодатель стремился решить проблему обустройства детей, оставшихся без  попечения родителей таким образом, чтобы создать такие формы  обустройства детей, которые бы позволили  детям нормально жить и развиваться.

     Одной из таких форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей в приемную семью.

     Это новая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наибольшим образом адаптированная к условиям рыночной экономики. С  каждым годом все большее количество детей передается в приемные семьи. Так в приемные семьи в 2007 году передано 8 554 ребенка, в 2008 – 20 864 ребенка, в 2009 - 21 388 детей. Благодаря увеличению количества детей принятых в приемные семьи к 2009 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Так количество детей оставшихся без попечения родителей в 2007 году составляло 127 096 детей, в 2008 году 124 384, а к 2009 уже 115 627 детей.

     Цель  работы - исследование правового аспекта приемной семьи.

     Данная  цель достигается посредством решения  ряда задач. В задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:

  • история развития института приемной семьи;
  • понятие и значение приемной семьи.
  • состав правоотношений относительно приемной семьи.
  • договор о передаче ребенка в приемную семью.
  • правовое положение участников правоотношений приемной семьи.

     Объектом  исследования работы являются общественные отношения в сфере обеспечения  нормального существования детей, оставшихся без попечения родителей.

     Предметом исследования работы являются нормы  права, регламентирующие правовой режим  приемной семьи и положения науки  семейного права о приемной семье.

     Нормативной базой работы являются Семейный кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов федерации, регламентирующие порядок обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Методологической  основой исследования являются диалектика как общенаучный метод познания, а также логический, системный, исторический и сравнительно-правовой методы научного познания.

     Научно-теоретической  основой исследования являются труды  учёных, внесших значительный вклад  в общую теорию права, как в  прошлый, так и в современный  периоды.

     Научная новизна исследования определяется тем, что исследуется правовой аспект приемной семьи, тем самым подчёркивается чрезвычайная важность правового регулирования соответствующего поведения каждого участника общественно-правовых отношений в приемной семье.

     Структура работы определяется целью и задачами исследования - Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. 

 

Глава 1. Общая характеристика приемной семьи 

1.1 История развития института приемной семьи в России

     Приемная  семья не является новеллой законодательства современной России. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната.

     В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.

     После Октябрьской революции 1917 г. о патронате  как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.

     Согласно  постановлению Совмина РСФСР  от 14 ноября 1987 г. № 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.

     После введения в действие Семейного кодекса  РФ возник вопрос о том, как поступить  с ранее созданными домами.

     При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье. 
 

1.2 Правовая природа приемной семьи

     Помещение несовершеннолетнего в приемную семью является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без  родительского попечения.

     В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.

     В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим  из договора о приемной семье, применяются  положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

     Таким образом, законодатель недвусмысленно говорит нам о том, что договор  о приемной семье следует рассматривать  в качестве особой разновидности  договора о возмездном оказании услуг.

     Приемная  семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ.

     Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:

     - приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;

- труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

     Приемную  семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между  органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

     Приемная  семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от "классической" опеки  является специфическое основание  возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке.

     Проблема  защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

     Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право  жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного  семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

     Приоритетной  формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

     И наконец, усыновление (удочерение) - это  такая форма воспитания детей  в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей.

     К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные  дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

     Иные  индивидуальные формы семейного  воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

     Приемная  семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

     Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Информация о работе Воспитание детей в замещающих семьях