Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика приемной семьи 5
1.1 История развития института приемной семьи в России 5
1.2 Правовая природа приемной семьи 6
1.3 Значение приемной семьи 12
Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи 15
2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи 15
2.2 Порядок создания приемной семьи 19
2.3. Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 23
2.4. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
Содержание
Введение
12
декабря 1993 года на всенародном
голосовании была принята
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, государство стремится создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей.
В развитие этой статьи был принят Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее - СК РФ), который является одним из первых кодексов, принятых в России, что говорит о важности отношений, касающихся семьи и правового положения детей. В России всегда существовала проблема обустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Издавна считалось, что дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют меньше возможностей в дальнейшей жизни. И эти утверждения небезосновательны.
Поэтому
законодатель стремился решить проблему
обустройства детей, оставшихся без
попечения родителей таким
Одной из таких форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей в приемную семью.
Это новая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наибольшим образом адаптированная к условиям рыночной экономики. С каждым годом все большее количество детей передается в приемные семьи. Так в приемные семьи в 2007 году передано 8 554 ребенка, в 2008 – 20 864 ребенка, в 2009 - 21 388 детей. Благодаря увеличению количества детей принятых в приемные семьи к 2009 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Так количество детей оставшихся без попечения родителей в 2007 году составляло 127 096 детей, в 2008 году 124 384, а к 2009 уже 115 627 детей.
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Данная
цель достигается посредством
Объектом
исследования работы являются общественные
отношения в сфере обеспечения
нормального существования
Предметом исследования работы являются нормы права, регламентирующие правовой режим приемной семьи и положения науки семейного права о приемной семье.
Нормативной базой работы являются Семейный кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов федерации, регламентирующие порядок обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологической
основой исследования являются диалектика
как общенаучный метод
Научно-теоретической основой исследования являются труды учёных, внесших значительный вклад в общую теорию права, как в прошлый, так и в современный периоды.
Научная новизна исследования определяется тем, что исследуется правовой аспект приемной семьи, тем самым подчёркивается чрезвычайная важность правового регулирования соответствующего поведения каждого участника общественно-правовых отношений в приемной семье.
Структура
работы определяется целью и задачами
исследования - Работа состоит из введения,
двух глав, объединяющих семь параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика приемной
семьи
1.1 История развития института приемной семьи в России
Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната.
В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. № 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами.
При
создании правовой модели приемной семьи
законодатель использовал лучший опыт
в вопросах устройства и воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья, с одной стороны, имеет
все признаки семьи, т.к. это общность совместно
проживающих лиц, объединенных правами
и обязанностями, она предусмотрена семейным
законодательством, а с другой стороны,
имеет только ей присущие особенности.
Они будут нами определены при исследовании
субъектного состава, предмета, содержания
договора о приемной семье.
1.2
Правовая природа приемной
Помещение несовершеннолетнего в приемную семью является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.
В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.
В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Таким образом, законодатель недвусмысленно говорит нам о том, что договор о приемной семье следует рассматривать в качестве особой разновидности договора о возмездном оказании услуг.
Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ.
Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;
- труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от "классической" опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
Конвенция
ООН о правах ребенка, закрепляет
за каждым ребенком неотъемлемое право
жить и воспитываться в семье.
Государство обязано
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
И наконец, усыновление (удочерение) - это такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.