Воспитание детей в замещающих семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика приемной семьи 5

1.1 История развития института приемной семьи в России 5

1.2 Правовая природа приемной семьи 6

1.3 Значение приемной семьи 12

Глава 2. Правовое регулирование приемной семьи 15

2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи 15

2.2 Порядок создания приемной семьи 19

2.3. Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 23

2.4. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 27

Заключение 32

Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

курсовая готова.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение 

     В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.

     В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим  из договора о приемной семье, применяются  положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

     Основным  отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что  приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы приемным родителям устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 35 Положения приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря и т.д.

     Договор приемной семьи с органами опеки  и попечительства имеет ряд особенностей и в связи с этим не может  рассматриваться как разновидность обычной гражданско-правовой сделки.

     Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшихся без попечения  родителей, именуются приемными  родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

     Требования, предъявляемые к приемным родителям, по существу совпадают с требованиями, предъявляемыми к опекунам и усыновителям.

     Подбор  приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей приемных родителей, отношения между приемными родителями и ребенком, отношение к ребенку членов семьи приемного родителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Вместе с тем, сами дети независимо от возраста в заключении договора не принимают участия.

     Глава Семейного кодекса, посвященная  приемной семье, дополнена статьями 153.1 и 153.2, в которых речь идет о  содержании договора о приемной семье и о его прекращении. Упомянутый договор о приемной семье должен содержать:

     - сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

     - срок действия договора;

     - условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;

     - права и обязанности приемных родителей;

     - права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;

     - основания и последствия прекращения такого договора.

     Эти условия следует рассматривать  как существенные, и при отсутствии хотя бы одного условия договор считается  незаключенным.

     Следует отметить некоторые проблемные вопросы. Например, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска.

     Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие - недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.

     Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически  применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на два варианта.

     Одни  регионы приняли за основу Единую тарифную сетку по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, другие - устанавливают фиксированную  оплату.

     В любом случае уровень оплаты труда  приемных родителей чрезвычайно низок. Это объясняется прежде всего тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, "поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей".

     Субъекты  Российской Федерации, безусловно, имеют  различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения  приемных семей, создаваемых на их территории. С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами. При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания, а с другой - даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить.

     Размер  оплаты труда приемных родителей  находится в прямой зависимости  от количества принятых на воспитание детей.

     Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального  значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на "погоню" за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.

     Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности, уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне. В дальнейшем в качестве первоочередной задачи видится принятие мер, направленных на унификацию федеральных и региональных актов нормотворчества, касающихся статуса субъектов правоотношений приемной семьи. 

 

Список использованных источников 

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СМД СССР. - 2004. - выпуск XLVI.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // РГ. - 2009. - №7.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.09.2009 № 228 – ФЗ) // РГ. – 2005. - № 1.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2009 №106 ФЗ) // РГ. – 2008. - №17.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009 № 132 - ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 36.

6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 18.07.2009 № 49-ФЗ) // РГ. – 2009. - № 94.

7. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2000. - № 2

8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 17.12.2009 160-ФЗ) // РГ. – 2009. - № 248.

9. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ) // РГ. – 2002. - № 247.

10. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 13.10.2009 №203-ФЗ ) // РГ. – 2009. - № 121.

11. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"" // СЗ РФ. – 2008. - № 17.

12. Распоряжение Президента РФ от 13.12.2000 г. № 565-рп "О выделении средств для обеспечения социальной защиты детей" // СЗ РФ. – 2000. - № 51.

13. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // РГ. - 2009. - № 94.

14. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 29.09.2008 № 601 - ФЗ) // СЗ РФ. – 2008. - № 33.

15. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" (ред. от 19.03.2001 № 590-ФЗ) // РГ. - 2001. - № 94.

16. Закон Пермского Края от 05.06.97 № 771-112 "О приемной семье" (ред от 07.05.2007 №345-515) // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

17. Закон Ивановской Области № 13-ОЗ от 21.02.2006 "О выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

18. Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 "О приемной семье" (ред. от 01.01.2007 №234) // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

19. Закон Курской области от 28.12.2007 г. №129-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) переданного в приемную семью" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

20. Закон Мурманской области от 07.04.2010 № 1218-01-ЗМО "О размере вознаграждения и льготах предоставляемых приемной семье" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

21. Закон Камчатского края от 4 декабря 2008 г. № 165 "Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

22. Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 122 "О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

23. Закон Камчатского края от 28 апреля 2008 г. № 37 "О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

24. Письмо Минобразования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 "О порядке введения в действие постановления Правительства РФ О приемной семье" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

25. Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. № 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями" // СПС "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". – Послед. обновление 04.05.2011.

Информация о работе Воспитание детей в замещающих семьях