Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:56, реферат
Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку зрения.
1. Введение.
2. Опыт художественного исследования.
3. Один день зэка и история страны.
4. Заключение.
Солженицын заставляет
А Архипелаг ГУЛАГ- это не какой-то иной мир границы между тем и этим миром эфемерны, размыты; это одно пространство! По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов - гнилых, деревянных, глинобитных дувалов, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы не задумывались - что за ними Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть - а там-то и начинается страна ГУЛАГ, совсем рядом, в двух метрах от нас. И еще мы не замечали в этих заборах несметного числа плотно подогнанных, хорошо замаскированных дверок, калиток. Все, все эти они были приготовлены для нас! - и вот распахнулась быстро роковая одна, и четыре белых мужских руки, не привыкших к труду, но схватчивых, уцепляют нас за руку, за воротник, за шапку, за ухо - вволакивают как куль, а калитку за нами, калитку в нашу прошлую жизнь, захлопывают навсегда.
Солженицын показывает, какие необратимые, патологические изменения происходят в сознании арестованного человека. Какие там нравственные, политические, эстетические принципы или убеждения! С ними покончено чуть ли не в тот же момент, когда ты перемещаешься в другое пространство - по ту сторону ближайшего забора с колючей проволокой. Особенно разителен, катастрофичен перелом в сознании человека, воспитанного в классических традициях - возвышенных, идеалистических представлениях о будущем и должном, нравственном и прекрасном, честном и справедливом. Из мира мечтаний и благородных иллюзий ты враз попадаешь в мир жестокости, беспринципности, бесчестности, безобразия, грязи, насилия, уголовщины в мир, где можно выжить, лишь добровольно приняв его свирепые, волчьи законы; в мир, где быть человеком не положено, даже смертельно опасно, а не быть человеком - значит сломаться навсегда, перестать себя уважать, самому низвести себя на уровень отбросов общества и так же именно к себе и относиться.
Чтобы дать читателю
Это внешняя ломка. А
И на эту людоедски-
Но и это еще только начало ломки сознания. Вот - следующий этап самодеградации. Отказ от самого себя, от своих убеждений, от сознания своей невиновности (тяжко!). Еще бы не тяжко! - резюмирует Солженицын, - да непереносимо человеческому сердцу попав под родной топор - оправдывать его.
А вот и следующая ступенька
деградации. Всей твердости посаженных
правоверных хватило лишь для
разрушения традиций
И наконец - последняя (для идейных!) помогать партии в ее борьбе с врагами, хотя бы ценой жизни своих товарищей, включая и свою собственную партия всегда права! (статья 58, пункт 12 О недонесении в любом из деяний, описанных по той же статье, но пунктами 1-11 не имела верхней границы!! Этот пункт уже был столь всеохватным расширением, что дальнейшего и не требовал. Знал и не сказал - все равно, что сделал сам!). И какой же выход они для себя нашли - иронизирует Солженицын. - Какое же действенное решение подсказала им их революционная теория Их решение стоит всех их объяснений! Вот оно чем больше посадят - тем скорее вверху поймут ошибку! А поэтому - стараться как можно больше называть фамилий! Как можно больше давать фантастических показаний на невиновных! Всю партию не арестуют!
Автор приводит символический эпизод, касающийся коммунисток набора 37-го года В свердловской пересылочной бане этих женщин прогнали сквозь строй надзирателей. Ничего, утешились. Уже на следующих перегонах они пели в своем вагоне:
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Вот с таким комплексом
миропонимания, вот с таким
уровнем сознания вступают
Верность - переспрашивает автор
Архипелага. - А по-нашему хоть
кол на голове теши. Эти адепты
теории развития увидели
И Солженицын выносит
Этих людей не брали до1937
года. И после 1938-го их очень
мало брали. Поэтому их
Система ГУЛАГа достигла
своего апогея именно в
И в чем же состоит высокая истина благонамеренных - продолжает размышлять Солженицын. - А в том, что они не хотят отказаться ни от одной прежней оценки и не хотят почерпнуть ни одной новой. Пусть жизнь хлещет через них, и переваливается, и даже колесами переезжает через них - а они ее не впускают в свою голову! А они не признают ее, как будто она не идет! Это нехотение осмысливать опыт жизни - их гордость! На их мировоззрение не должна отразиться тюрьма! Не должен отразиться лагерь! На чем стояли - на том и будем стоять! Мы - марксисты! Мы - материалисты! Как же можем мы измениться от того, что случайно попали в тюрьму Вот их неизбежная мораль я посажен зря и, значит, я - хороший, а все вокруг - враги и сидят за дело.
Однако вина благонамеренных, как это понимает Солженицын, не в одном самооправдании или апологии партийной истины. Если бы вопрос был только в этом - полбеды! Так сказать, личное дело коммунистов. По этому поводу Солженицын ведь и говорит Поймем их, не будем зубоскалить. Им было больно падать. Лес рубят - щепки летят, - была их оправдательная бодрая поговорка. И вдруг они сами отрубились в эти щепки. И далее Сказать, что им было больно - это почти ничего не сказать. Им - невместимо было испытать такой удар, такое крушение - и от своих, от родной партии, и по видимости - ни за что. Ведь перед партией они не были виноваты ни в чем.
А перед всем обществом Перед страной Перед миллионами погибших и замученных некоммунистов, перед теми, кого коммунисты, в том числе пострадавшие от собственной партии, благонамеренные узники ГУЛАГа, честно и откровенно считали врагами, которых необходимо без всякой жалости уничтожить Разве перед этими миллионами контрреволюционеров, бывших дворян, священников, буржуазных интеллигентов, диверсантов и вредителей, кулаков и подкулачников, верующих, представителей депортированных народов, националистов и безродных космополитов, - разве перед всеми ими, исчезнувшими в бездонном чреве ГУЛАГа они, устремленные на создание нового общества и уничтожение старого, неповинны
И вот, уже после смерти
вождя народов, неожиданным
Сама идея лагерей, этого
орудия перековки человека, рождалась
ли она в головах теоретиков
военного коммунизма - Ленина и
Троцкого, Дзержинского и Сталина,
не говоря уже о практических
организаторах Архипелага - Ягоды,
Ежова, Берия, Френкеля и др.,
доказывает Солженицын, была безнравственна,
порочна, бесчеловечна. Чего стоят
только, например, приводимые Солженицыным
бесстыдные теоретизмы сталинского
палача Вышинского ...успехи социализма
оказывают свое волшебное (так и вылеплено
волшебное!) влияние и на... борьбу с преступностью.
Не отставала от своего учителя и идейного
вдохновителя правовед Ида Авербах (сестра
рапповского генсека и критика Леопольда
Авербаха). В своей программной книге От
преступления к труду, изданной под редакцией
Вышинского, она писала о советской исправтрудлолитики
- превращение наиболее скверного людского
материала (сырье - то помните насекомых
- помните - А.С.)
Автор Архипелага ГУЛАГ не сдерживает своего сарказма Присоединись и мое слабое перо к воспеванию этого племени! Их воспевали как пиратов, как флибустьеров, как бродяг, как беглых каторжников. Их воспевали как благородных разбойников - от Робин Гуда и до опереточных, уверяли, что у них чуткое сердце, они грабят богатых и делятся с бедными. О, возвышенные сподвижники Карла Моора! О, мятежный романтик Челкаш! О, Беня Крик, одесские босяки и их одесские трубадуры!
Да не вся ли мировая
литература воспевала блатных
Франсуа Вийона корить не
И Солженицын подтверждает,
что всегда на всё есть