Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:56, реферат
Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку зрения.
1. Введение.
2. Опыт художественного исследования.
3. Один день зэка и история страны.
4. Заключение.
Для Шухова в этой работе
нечто большее - радость мастера,
свободно владеющего своим
С какой трогательной заботой
припрятывает Шухов свой
Обо всем забывает Шухов во время работы - так увлечен делом И как вымело все мысли из головы. Ни о чем Шухов сейчас не вспоминал и не заботился, а только думал - как ему колена трубные составить и вывести, чтоб не дымило.
И не видел больше Шухов ни озора дальнего, где солнце блеснило по снегу, ни как по зоне разбредались из обогревалок работяги. Шухов видел только стену свою - от развязки слева, где кладка поднималась и направо до угла. А думка его и глаза его выучивали из-подо льда саму стену. Стену в этом месте прежде клал неизвестный ему каменщик, не разумея или халтуря, а теперь Шухов обвыкался со стеной, как со своей. Шухову даже жаль, что пора работу кончать Что, гадство, день за работой такой короткий Только до работы припадешь - уж и семь!. Хоть и шутка это, а есть в ней доля правды для Ивана Денисовича.
Все побегут к вахте. Кажется,
Оттого и недоумевает
Труд - это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Тот уклад жизни, те нормы и неписаные законы, которыми от века жил крестьянин, оказались сильнее. Они - вечные, укорененные в самой природе, которая мстит за бездумное, халтурное к ней отношение. А все остальное - наносное, временное, преходящее. Вот почему Шухов из другой жизни, прошлой, патриархальной.
Здравый смысл. Это им
Трезвый взгляд на жизнь
упрямо замечает все
Так что живет Иван Денисович по старому мужицкому правилу на Бога надейся, а сам не плошай! В одном ряду с Шуховым такие, как Сенька Клевшин, латыш Кильдигс, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и, конечно, сам бригадир Тюрин. Это те, кто, как писал Солженицын, принимают на себя удар. Им в высшей степени присуще то умение жить, не роняя себя и слов зря никогда не роняя, которое отличает Ивана Денисовича. Не случайно, видимо, этов большинстве своем людми деревенские, практические.
Кавторанг Буйновский тоже из тех, кто принимает на себя удар, но, как кажется Шухову, часто с бессмысленным риском. Вот, например, утром на шмоне надзиратели телогрейки велят распустить (где каждый тепло барачное спрятал), рубахи расстегнуть - и лезут перещупывать, не поддето ли чего в обход устава. Буйновский - в горло, на миноносцах своих привык, а в лагере трех месяцев нет
- Вы права не имеете людей
на морозе раздевать! Вы
Бессмыслен и бесцелен
Вечером пришел надзиратель в барак, ищет Буйновского спрашивает бригадира, а тот темнит, тянет бригадир, Буйновского хоть на ночь спасти, до проверки дотянуть. Так надзиратель выкрикнул Буйновский - есть А Я! -отозвался кавторанг. Так вот быстрая вошка всегда первая на гребешок попадет, - заключает Шухов неодобрительно. Нет, не умеет жить кавторанг. На его фоне еще более зримо ощущается практичность, несуетность Ивана Денисовича. И Шухову, с его здравым смыслом, и Буйновскому, с его непрактичностью, противопоставлены те, кто не принимает на себя удар, кто от него уклоняется . Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. Вот уж устроился так устроился у всех шапки заношенные, старые, а у него меховая новая шапка, присланная с воли (Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую новую городскую шапку. А с других даже обтрепанные фронтовые посдирали и дали лагерные, свинячьего меха); все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря каждый хочет выжить. Но вот то, что Цезарь как само собой разумеющееся принимает услуги Ивана Денисовича, его не украшает. Принес ему Шухов обед в контору откашлялся , стесняясь прервать образованный разговор. Ну и тоже стоять ему тут было ни к чему. Цезарь оборотился, руку протянул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху .... Образованные разговоры - вот одна из отличительных черт жизни Цезаря. Он образованный человек, интеллектуал. Кино, которым занимается Цезарь игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь (тем более с точки зрения зэка). Игрой ума, попыткой отстраниться от лагерной жизни занят и сам Цезарь. Даже в том, как он курит, чтобы возбудить в себе сильную мысль , сквозит изящный эстетизм, далекий от грубой реальности.
Примечателен разговор Цезаря
с каторжанином Х-123, жилистым
стариком, о фильме Эйзенштейна
Иван Грозный 'объективность
Но Цезаря прежде всего интересует не что, а как, его больше всего занимает, как это сделано, его увлекает новый прием, неожиданный монтаж, оригинальными стык кадров. Цель искусства при этом - дело второстепенное; ... гнуснейшая политическая идея - оправдание единоличной тирании (так характеризует фильм Х-123) оказывается вовсе не такой важной для Цезаря. Он пропускает мимо ушей и реплику своего оппонента по поводу этой идеи Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции. Пытаясь оправдать Эйзенштейна, а скорее всего себя, Цезарь говорит, что только такую трактовку пропустили бы. Ах, пропустили бы - взрывается старик. - Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнил. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!
Вот и получается, что игра
ума, произведение, в котором слишком
много искусства, - безнравственно.
С одной стороны, это
Для Шухова, безмолвного свидетеля диалога -все это образованный разговор. Но насчет добрых чувств Шухов хорошо понимает, - идет ли речь о том, что бригадир в доброй душе, или о том, как он сам подработал у Цезаря. Добрые чувства - это реальные свойства живых людей, а профессиовализмы Цезаря - это, как будет писать позднее сам Солженицын образовавщина.
Цезарь и с кавторангом пытается говорить на свои излюбленные темы монтаж, крупный план, ракурс. Но и Буйновский ловит его на игре, на нежелания соотнести выдуманное к реальности.
Кино (сталинское, советское кино) и жизнь! Цезарь не может не вызывать уважения влюбленностью в свое дело, увлеченностью своей профессией; но нельзя отделаться от мысли, что желание поговорить об Эйзенштейне во многом связано с тем, что сидел Цезарь целый день в тепле, трубочку покуривал, даже в столовую не ходил (не унижался ни здесь, ни в лагере, замечает автор. Он живет вдалеке от реальной лагерной жизни.
Вот не спеша подошел Цезарь
к своей бригаде, что
Ну как, капитан, дела
Гретому мерзлого не понять. Пустой вопрос - дела как
- Да как - поводит капитан плечами. - Наработался вот, спину распрямил. Цезарь в бригаде одного кавторанга придерживается, больше ему не с кем душу отвести. Да Буйновский смотрит на сцены из Броненосца... совсем другие глазами ... черви по мясу прямо как дождевые ползают. Неужели такие были Думаю, это б мясо к нам в лагерь сейчас привезли вместо нашей рыбки говенной, да не моя, не скребя, в котел бы ухнули, так мы бы...
Реальность остается скрытой
от Цезаря. Он расходует свой
интеллектуальный потенциал
По Солженицыну, в жизни
понимает больше других
и бригадира, и Алешку - баптиста, - всех действующих лиц повести, сам Иван Денисович со своим немудрящим мужицким умом, крестьянской сметкой, ясным практическим взглядом на мир Солженицын, конечно, отдает себе отчет в том, что от Шухова не нужно ждать и требовать осмысления исторических событий интеллектуальных обобщений на уровне его собственного исследования Архипелага ГУЛАГ. У Ивана Денисовича другая философия жизни, но это тоже философия, впитавшая и обобщившая долгий лагерный опыт, тяжкий исторический опыт советской истории. В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал почти символический в своей обобщенности образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства коммунистического режима, ярмо советской власти и блатной беспредел Архипелага и, несмотря ни на что, - выжить в этом десятом круге ада. И сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
Один день героя Солженицына,
пробежавший перед взором
Солженицын уже тогда - если
не знал, то предчувствовал срок,
накрученный стране партией
А началось все с публикации
Одного дня Ивана Денисовича...
Заключение
Совсем немного прошло
В то время казалось, что
победа тиранического