Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:56, реферат
Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку зрения.
1. Введение.
2. Опыт художественного исследования.
3. Один день зэка и история страны.
4. Заключение.
Когда же стройная эта теория опускалась на лагерную землю, выходило вот что самым заядлым, матерым блатникам передавались безотчетная власть на островах Архипелага, на лагучастках и лагпунктах, - власть над населением своей страны, над крестьянами, мещанами и интеллигенцией, власть, которой они не имели в истории, никогда ни в одном государстве, о которой на воле и помыслить не могли, - а теперь отдавали им всех прочих людей как рабов. Какой же бандит откажется от такой власти...
Нет уж, - говорит Солженицын, - ни от каменя плода, ни от вора добра. Построив государственную систему, все советское общество по законам ГУЛАГа, теоретики и практики коммунизма фактически перевоспитали - с помощью блатняков - огромную массу трудящихся и партгосруководителей в блатных. Пронизанный блатной моралью, эстетикой, представлениями о труде, управлении и самоуправлении и т.п., Архипелаг ГУЛАГ основан на отрицании мира фраерского. Солженицын поясняет Фраерский значит - общечеловеческий, такой, как у всех нормальных людей. Именно этот общечеловеческий мир, наш мир, с его моралью, привычками жизни и взаимным обращением, наиболее ненавистен блатным, наиболее высмеивается ими, наиболее противопоставляется своему антисоциальному антиобщественному коблу. В отрицании, отвержении всего нормального, общечеловеческого, нравственного, культурного органически сошлись уголовники и гэбисты, большевистские функционеры и теоретики бесправного и беззаконного государства. Больше всего их роднило между собой, по мнению Солженицына, вот это паразит не может жить в одиночестве. Он должен жить на ком-нибудь, обвиваясь.
Свой позорный вклад внесли
в оправдание - нет, неточно! - в
воспевание, настоящую апологию
усовершенствованного рабства,
Кто же противостоит в
книге Солженицына Архипелаг
ГУЛАГ чекистам и уркам, благонамеренным
и слабакам, теоретикам и певцам перевоспитания
людей в зэков Всем им противостоит у Солженицына
интеллигенция. С годами мне пришлось
задумываться над этим словом - интеллигенция.
Мы все очень любим относить себя, к ней
- а ведь не все относимся. В Советском
Союзе это слово приобрело совершенно
извращенный смысл. К интеллигенции стали
относить всех, кто не работает (и боится
работать) руками. Сюда попали все партийные,
государственные, военные и профсоюзные
бюрократы... -перечисляемый список длинен
и тосклив. А между тем ни по одному из
этих признаков человек не может быть
зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим
потерять это понятие, мы не должныегоразменивать.
Миллионы русских
Только у интеллигентных зэков Архипелага эти угрызения наконец отпали они полностью делили злую долю народа! Только сам став крепостным, русский образованный человек мог теперь (да если поднимался над собственным Горем) писать крепостного мужика изнутри.
Но теперь не стало у него карандаша, бумаги, времени и мягких пальцев. Но теперь надзиратели трясли его вещи, заглядывали в пищеварительный вход и выход, а оперчекисты - в глаза...
Опыт верхнего и нижнего слоев слились но - носители слившегося опыта умерли...
Так невиданная философия
и литература еще при рождении
погреблись под чугунной
И лишь единицам было дано
- историей ли, судьбой, Божьей
волей - донести до читателей
этот страшный слившийся опыт
интеллигенции и народа. В этом
видел свою миссию Солженицын.
И он её выполнил. Выполнил, несмотря
на протесты власть
Один день зэка и история страны.
Сегодня читатель иными
Это была эпоха настоящего геноцида, когда человеку приказывали предай, лжесвидетельствуй, рукоплещи казням и приговорам, продай свой народ... Жесточайший прессинг сказывался во всех областях жизни и деятельности, особенно в искусстве и науке. Ведь именно тогда уничтожали и сажали в лагеря талантливейших русских ученых, мыслителей, писателей (в основном тех, кто не подчинился верхушке). Во многом это происходило потому, что власть боялась и ненавидела их за истинное, ограниченное намерение жить для других, за жертвенность.
Именно поэтому многие ценные
документы прятались за
Действительно, тоталитарный
режим в России уничтожил на
своем пути всех
Путь неугодных тем к
И вот, с позиций этого
слившегося опыта-
повесть - Один день Ивана Денисовича. После долгих переговоров с властями А.Т. Твардовский получает в октябре разрешение Н.С. Хрущева на публикацию Одного дня.... В 11-номере Нового мира за 1962 год повесть была опубликована, автор ее в одночасье становится всемирно известным писателем. Ни одна публикация времен оттепели, да и много лет продолжившей ее горбачевской перестройки не имела резонанса и силы воздействия на ход отечественной истории.
Приоткрывшаяся щелка в
По обыкновению всех
Партия поддерживает подлинно
правдивые художественные
Условие, при котором партия поддерживала произведения, касающиеся отрицательных сторон жизни, было сформулировано Хрущевым отнюдь не случайно искусство и литература - с партийных позиций - нужны для того, чтобы помогать в борьбе за новое общество, а не против него, чтобы сплачивать и укреплять силы коммунистов, а не раздроблять их и разоружать перед лицом идеологического противника. Далеко не всем партийным деятелям и писателям, аплодировавшим Хрущеву в 1962-1963 гг., было ясно, что Солженицын и Хрущев преследовали разные цели, утверждали взаимоисключающие идеи. Если Хрущев хотел спасти коммунистический режим за счет проведения половинчатых реформ, идеологической либерализации умеренного толка, то Солженицын стремился сокрушить его, взорвать правдой изнутри.
В то время это понимал один Солженицын. Он верил в свою правду, в свое предназначение, в свою победу. И в этом у него не было единомышленников ни Хрущев, ни Твардовский, ни новомировский критик В. Лакшин, боровшийся за Ивана Денисовича, ни Копелев...
Первые восторженные отзывы
о повести Один день Ивана
Денисовича были наполнены
Возможно, авторы критических
статей делали это для того,
чтобы поддержать Солженицына
и защитить его детище от
нападок враждебной критики
Однако путь Солженицына от Одного дня... к Архипелагу ГУЛАГ неопровержимо доказывает, как уже к тому времени был далек автор от социалистических идеалов, от самой идеи советскости. Один день... - лишь маленькая клеточка огромного организма, который называется ГУЛАГ. В свою очередь ГУЛАГ - зеркальное отражение системы государственного устройства, системы отношений в обществе. Так что жизнь целого показана через одну его клеточку, притом не самую худшую . Разница между Одним днем... и Архипелагом прежде всего в масштабе, в документальной точности. И Один день..., и Архипелаг - не об отдельных нарушениях социалистической законности, а о противозаконности, точнее - противоестественности самой системы, созданной не только Сталиным, Ягодой, Ежовым, Берия, но и Лениным, Троцким, Бухариным и другими руководителями партии.
Человек ли.. Этим вопросом задается читатель, открывающий первые страницы повести и будто окунающийся в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Все интересы заключенного Щ-854, кажется, вращаются вокруг простейших животных потребностей организма как закосить лишнюю порцию баланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном шмоне, как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроническом голодом и изнуряющей работой теле - словом, как выжить в лагерном аду.
И это неплохо удается
сноровистому и смекалистому
русскому крестьянину Ивану