Архипелаг гулаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью образа убедить читателя, заставить его понять собственную точку зрения.

Содержание работы

1. Введение.
2. Опыт художественного исследования.
3. Один день зэка и история страны.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Архипелаг Гулаг.docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

 Сила оппозиционной советской  литературы заключалась не в  том, что она призывала к  сопротивлению злу силою. Сила  ее - в постепенном, но неумолимом  расшатывании изнутри самих устоев  тоталитарного строя, в медленном,  но неизбежном разложении основополагающих  догм, идейных принципов, идеалов  тоталитаризма, в последовательном  разрушении веры в безупречность  избранного пути, поставленных целей  общественного развития, используемых  для достижения средств; в незаметном, но тем не менее эффективном разоблачении культа коммунистических вождей. Как писал Солженицын Не обнадежен я, что вы захотите благожелательно вникнуть в соображения, не запрошенные вами по службе, хотя и довольно редкого соотечественника, который не стоит на подчиненной вам лестнице, не может быть вами ни уволен с поста, ни понижен, ни повышен, ни награжден. Не обнадежен, но пытаюсь сказать тут кратко главное что я считаю спасением и добром для нашего народа, к которому по рождению принадлежите все вы - и я . И это письмо я пишу в ПРЕДПОЛОЖЕНИИ, что такой же преимущественной заботе подчинены и вы, что вы не чужды своему происхождению, отцам, дедам, прадедам и родным просторам, что вы - не безнациональны.

 В тот момент Солженицын  ошибался относительно вождей  Советского Союза, как ошибались  в их отношении и все предшествовавшие  ему писатели другой советской  литературы обращаясь с письмами и статьями, очерками и поэмами, рассказами. В Солженицыне они могли видеть только врага, подрывной элемент, литературного власовца, т.е. изменника Родины, в лучшем случае - шизофреника. Даже на общей национальной почве у вождей с инакомыслящим писателем, лидером невидимой духовной оппозиции правящему режиму, не оказалось ничего общего.

 Как писал о Солженицыне  другой протестант нашего времени  и борец с советской тиранией - академик А.Д.Сахаров Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости. Эта роль Солженицына очень ярко проявилась уже в его повести Один день Ивана Денисовича и теперь в великой книге Архипелаг ГУЛАГ, перед которой я преклоняюсь. Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мире.

 Солженицын, в одиночку ниспровергавший  коммунизм в СССР, разоблачавший  Архипелаг ГУЛАГ как сердцевину  человеконенавистнической системы,  был от нее свободен. Свободен  мыслить, чувствовать, переживать  со всеми, кто побывал в репрессивной  машине. Проделав структурную композицию  от судьбы простого заключенного  Ивана Денисовича до масштабов  страны, представленной едиными  островами, соединенными между  собой трубами канализации, человеческими  жизнями и общим укладом, автор  тем самым как бы предопределяет  наше отношение к главному  действующему лицу - к Архипелагу. Явившись первым и последним  зачинателем нового литературного  жанра, именуемого опытом художественного  исследования, Солженицын смог в  какой-то мере приблизить проблемы  общественной морали на такое  расстояние, при котором четко  прослеживается линия между человеком  и нечеловеком. На примере всего одного персонажа - Ивана Денисовича показывается именно та главная особенность, присущая русскому человеку, которая помогла найти и не переступить эту черту - сила духа, вера в себя, умение выходить из любой ситуации - вот оплот, который помогает удержаться в безмерном океане насилия и беззакония. Таким образом, один день зэка, олицетворяющего судьбы миллионов, таких же как он, стал многолетней историей нашего государства, где насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Избрав однажды такой путь своей идеологической линией, наше руководство невольно избрало ложь своим принципом, по которому мы жили долгие годы. Но писателям и художникам доступно победить всеобщую личину неправды. Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства. Эти слова из Нобелевской лекции Солженицына как нельзя лучше подходят ко всему его творчеству. Как говорится в одной известной русской пословице Одно слово правды весь мир перетянет И действительно, монументально-художественное исследование вызвало резонанс в общественном сознании. Узник Гулага, ставший писателем для того, чтобы поведать миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи в его лице русская культура открыла источник своего возрождения, новых жизненных сил. И помнить его подвиг - наш общечеловеческий долг, ибо забыть и не знать его мы не имеем права.

 Ваше заветное желание, - писал,  обращаясь к вождям, Солженицын  в 1973 г., - чтобы наш государственный  строй и идеологическая система  не менялись и стояли вот  так веками. Но так в истории  не бывает. Каждая система или  находит путь развития или  падает. Жизнь подтвердила- менее чем два десятилетия спустя - правоту нашего великого соотечественника, предсказавшего в своей Нобелевской лекции победу слова правды над миром насилия.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Л.Я.Шнейберг Начало конца Архипелага Гулаг От Горького до Солженицына. М.Высшая школа, 1997.

2. А.Солженицын Рассказы малое собрание соч. Т.3

3. В.Лакшин Открытая дверь Воспоминания и портреты. М.,1989. С.208

4. А.Солженицын Бодался теленок с дубом Новый мир. 1991.№6.с18

5. Т.В.Гегина Архипелаг ГУЛАГ А.Солженицына Природа Художественной правды

6. С.Залыгин Вступительная статьяНовый мир.1989.№8.с.7

7. А.Зорин Внебрачное наследие Гулага Новый мир.1989.№8.с.4

 


Информация о работе Архипелаг гулаг