Сила оппозиционной советской
литературы заключалась не в
том, что она призывала к
сопротивлению злу силою. Сила
ее - в постепенном, но неумолимом
расшатывании изнутри самих устоев
тоталитарного строя, в медленном,
но неизбежном разложении основополагающих
догм, идейных принципов, идеалов
тоталитаризма, в последовательном
разрушении веры в безупречность
избранного пути, поставленных целей
общественного развития, используемых
для достижения средств; в незаметном,
но тем не менее эффективном разоблачении
культа коммунистических вождей. Как писал
Солженицын Не обнадежен я, что вы захотите
благожелательно вникнуть в соображения,
не запрошенные вами по службе, хотя и
довольно редкого соотечественника, который
не стоит на подчиненной вам лестнице,
не может быть вами ни уволен с поста, ни
понижен, ни повышен, ни награжден. Не обнадежен,
но пытаюсь сказать тут кратко главное
что я считаю спасением и добром для нашего
народа, к которому по рождению принадлежите
все вы - и я . И это письмо я пишу в ПРЕДПОЛОЖЕНИИ,
что такой же преимущественной заботе
подчинены и вы, что вы не чужды своему
происхождению, отцам, дедам, прадедам
и родным просторам, что вы - не безнациональны.
В тот момент Солженицын
ошибался относительно вождей
Советского Союза, как ошибались
в их отношении и все предшествовавшие
ему писатели другой советской
литературы обращаясь с письмами и статьями,
очерками и поэмами, рассказами. В Солженицыне
они могли видеть только врага, подрывной
элемент, литературного власовца, т.е.
изменника Родины, в лучшем случае - шизофреника.
Даже на общей национальной почве у вождей
с инакомыслящим писателем, лидером невидимой
духовной оппозиции правящему режиму,
не оказалось ничего общего.
Как писал о Солженицыне
другой протестант нашего времени
и борец с советской тиранией
- академик А.Д.Сахаров Особая, исключительная
роль Солженицына в духовной истории страны
связана с бескомпромиссным, точным и
глубоким освещением страданий людей
и преступлений режима, неслыханных по
своей массовой жестокости и сокрытости.
Эта роль Солженицына очень ярко проявилась
уже в его повести Один день Ивана Денисовича
и теперь в великой книге Архипелаг ГУЛАГ,
перед которой я преклоняюсь. Солженицын
является гигантом борьбы за человеческое
достоинство в современном трагическом
мире.
Солженицын, в одиночку ниспровергавший
коммунизм в СССР, разоблачавший
Архипелаг ГУЛАГ как сердцевину
человеконенавистнической системы,
был от нее свободен. Свободен
мыслить, чувствовать, переживать
со всеми, кто побывал в репрессивной
машине. Проделав структурную композицию
от судьбы простого заключенного
Ивана Денисовича до масштабов
страны, представленной едиными
островами, соединенными между
собой трубами канализации, человеческими
жизнями и общим укладом, автор
тем самым как бы предопределяет
наше отношение к главному
действующему лицу - к Архипелагу.
Явившись первым и последним
зачинателем нового литературного
жанра, именуемого опытом художественного
исследования, Солженицын смог в
какой-то мере приблизить проблемы
общественной морали на такое
расстояние, при котором четко
прослеживается линия между человеком
и нечеловеком. На примере всего одного
персонажа - Ивана Денисовича показывается
именно та главная особенность, присущая
русскому человеку, которая помогла найти
и не переступить эту черту - сила духа,
вера в себя, умение выходить из любой
ситуации - вот оплот, который помогает
удержаться в безмерном океане насилия
и беззакония. Таким образом, один день
зэка, олицетворяющего судьбы миллионов,
таких же как он, стал многолетней историей
нашего государства, где насилию нечем
прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться,
кроме как насилием. Избрав однажды такой
путь своей идеологической линией, наше
руководство невольно избрало ложь своим
принципом, по которому мы жили долгие
годы. Но писателям и художникам доступно
победить всеобщую личину неправды. Против
многого в мире может выстоять ложь - но
только не против искусства. Эти слова
из Нобелевской лекции Солженицына как
нельзя лучше подходят ко всему его творчеству.
Как говорится в одной известной русской
пословице Одно слово правды весь мир
перетянет И действительно, монументально-художественное
исследование вызвало резонанс в общественном
сознании. Узник Гулага, ставший писателем
для того, чтобы поведать миру и своей
родине о бесчеловечной системе насилия
и лжи в его лице русская культура открыла
источник своего возрождения, новых жизненных
сил. И помнить его подвиг - наш общечеловеческий
долг, ибо забыть и не знать его мы не имеем
права.
Ваше заветное желание, - писал,
обращаясь к вождям, Солженицын
в 1973 г., - чтобы наш государственный
строй и идеологическая система
не менялись и стояли вот
так веками. Но так в истории
не бывает. Каждая система или
находит путь развития или
падает. Жизнь подтвердила- менее чем
два десятилетия спустя - правоту нашего
великого соотечественника, предсказавшего
в своей Нобелевской лекции победу слова
правды над миром насилия.
Список использованной
литературы:
1. Л.Я.Шнейберг Начало конца Архипелага
Гулаг От Горького до Солженицына. М.Высшая
школа, 1997.
2. А.Солженицын Рассказы малое собрание
соч. Т.3
3. В.Лакшин Открытая дверь Воспоминания
и портреты. М.,1989. С.208
4. А.Солженицын Бодался теленок с дубом
Новый мир. 1991.№6.с18
5. Т.В.Гегина Архипелаг ГУЛАГ А.Солженицына
Природа Художественной правды
6. С.Залыгин Вступительная статьяНовый
мир.1989.№8.с.7
7. А.Зорин Внебрачное наследие Гулага
Новый мир.1989.№8.с.4