Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

В работе был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.
Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.
Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

Содержание работы

1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Анализ романа «Мартин Иден»
2.1. Тематика ................................................................................................11 2.2. Проблематика .......................................................................................15
2.3. Идейная основа ....................................................................................19 2.4. Характеристика главных героев ........................................................24
2.5. Второстепенные персонажи ................................................................26
2.6. Эпизодические персонажи ..................................................................31
2.7. Композиция романа и его художественные особенности………….33
2.8. Читательское восприятие……………………………………………..34
3. Заключение …………………………………………………………………37
4. Библиография ……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

МАРТИН ИДЕН.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет

им. Ф.М.Достоевского

 

Факультет культуры и искусств

 

 

 

 

Реферат

 

 

ДЖЕК ЛОНДОН «МАРТИН  ИДЕН»

ИДЕЙНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: студентка гр. КНБ106-О-05 Магденко Алена

 

                                                                               Проверил: к.п.н., доцент

Быкова Н.И.

                                                          

 

 Омск, 2013       

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение.......................................................................................................... 3                                                                            

2.   Анализ романа «Мартин Иден»

2.1. Тематика ................................................................................................11                                                                                             2.2. Проблематика .......................................................................................15

2.3. Идейная  основа ....................................................................................19                                                                                            2.4. Характеристика  главных героев ........................................................24

2.5. Второстепенные персонажи ................................................................26                                

     2.6. Эпизодические персонажи ..................................................................31                     

     2.7. Композиция  романа и его художественные особенности………….33                                                   

     2.8. Читательское восприятие……………………………………………..34       

3. Заключение …………………………………………………………………37

4. Библиография ……………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Джек Лондон (урождённый Джон Гриффит Чейни) - американский писатель, наиболее известный как автор приключенческих рассказов и романов.

Родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки и увлекалась спиритизмом, утверждая, что у неё  установлена спиритическая связь с индейским вождём. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако только слегка ранила себя.

Фамилию Джеку на восьмом  месяце жизни дал его отчим - Джон Лондон. В течение одного года он потерял любимую жену и сына, кто-то из знакомых посоветовал ему посетить спиритический сеанс - может быть, родные подадут ему весточку оттуда и облегчат его страдания Неизвестно, получил ли он весточку, зато нашел себе там новую жену - Флору. По воспоминаниям, это был мягкий по характеру и красивый внешне человек. Что его заставило жениться на неуравновешенной и экзотичной Флоре, для многих осталось загадкой. Зато Джеку повезло - он обрел настоящего отца (что редко получается из отчимов) и двух сестер, дочерей Джона от первого брака, которые навсегда стали ему самыми близкими людьми, особенно – Элиза. Отчим внес в жизнь Джека семейное тепло - ласку, сочувствие и поддержку во всех делах, чего не могла, по своему нраву, дать ему мать.

Жажду успеха и скорого обогащения Флора возвела в семейную мечту. Джон Лондон перебрал множество профессий - каменщика, плотника, торговца овощами, агента зингеровской компании, полисмена, фермера... Не раз авантюрные задумки Флоры приводили семью на грань нищеты. Когда их ферма, дававшая неплохие доходы, из-за "усовершенствований" Флоры пришла в упадок, Лондоны переехали в пригород Сан-Франциско - Окленд.

С десятилетнего возраста Джек вынужден был зарабатывать на семью – торговал газетами, был помощником у торговца льдом, служил мальчиком в кегельбане. В это же время он сделался страстным читателем, открыв для себя, что на свете есть библиотеки. Закончив начальную школу, он поступил рабочим на консервный завод, где работал по 18-20 часов. "Я не знал ни одной лошади в Окленде, которая работала бы столько часов, сколько я..." - вспоминал он то время. Боясь окончательно превратиться в рабочую скотину, он совершает для своего возраста довольно смелый поступок - занимает у своей няни, негритянки Дженни, которая по-матерински его любила, триста долларов, покупает шлюп "Рэззл-Дэззл" и становится "устричным пиратом", участвуя в опасных для жизни браконьерских налетах вместе с "устричной флотилией".

Устрицы "пираты" сдавали в  рестораны и имели неплохие заработки.

Пятнадцатилетний подросток  вел вполне взрослую жизнь, наравне  с товарищами по промыслу, полюбив буйные драки, кабаки, неразбавленное виски, дикие песни, даже завел себе подружку, которая устроила на шлюпе его первое "семейное гнездышко"... Видавшие виды "морские волки", наблюдая, как спивается пятнадцатилетний морячок, отводили ему год жизни, не больше. К счастью, благодаря отважному характеру Джека (он

быстро сделался королем пиратов), его переманил на службу рыбачий  патруль, который как раз боролся с браконьерами.

В 1893 году Джек Лондон нанялся на шхуну матросом и отправился к Японским берегам охотиться на котиков. Вернувшись через семь месяцев домой, вынужден был устроиться рабочим на джутовую фабрику-в Калифорнии была безработица.

Собственно к писательству Джека Лондона подтолкнула Флора, превратив его смутные мечтания в реальность. Вечно озабоченная мыслью, как бы разбогатеть, она вспомнила, что отец Джека писал книги, и принесла сыну газету "Сан-Франциско Колл", где объявлялся конкурс на лучший рассказ и победителю обещалась премия в двадцать пять долларов. Джек, не раздумывая, расположился тут же за кухонным столом, и через сутки рассказ был готов - "Тайфун у японских берегов". Он получил первую премию, а рецензент в той же газете писал "Самое поразительное - это размах, глубокое понимание, выразительность и сила. Все выдает молодого мастера", не подозревая, что мастер - семнадцатилетний подросток, не закончивший даже среднюю школу.

Весной 1894 года в Соединенных Штатах (период американского кризиса) происходили большие народные волнения. Огромные толпы безработных под предводительством Келли отправились из Калифорнии в Вашингтон требовать у правительства помощи. Джек Лондон решил к ним присоединиться Догоняя армию Келли на случайных поездах, он проехал безбилетником почти всю Америку, побывав в Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Нью-Йорке. Во время этих скитаний он прибился к шайке подростков, которые научили его, как "зашибать по малому на главном ходу", то есть клянчить на центральной улице, как "прокатить" пьянчужку, "почистить тугой узелок", "стибрить" дорогую шляпу с головы зазевавшегося прохожего. Его язык обогатился такими словами, как "быки", "фараоны", "загребалы", "зеленые пижоны" и т.п

Этот юношеский опыт вошел в его книгу "Дорога" В конце концов за бродяжничество он попал в тюрьму и отсидел месяц.

Возможно, это событие  заставило его вернуться в  Сан-Франциско и засесть за учебники, поступив девятнадцати лет в среднюю школу, чем он нимало не смущался.

Жил он случайными заработками. В это же время он увлекается модным тогда социалистическим учением, зачитывается трудами социалистов-утопистов, "Манифестом Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, вступает в клуб, где собиралась оклендская интеллигенция подискутировать на модные темы социалистического переустройства жизни.

Пропагандистская деятельность принесла Джеку Лондону местную известность, газеты называли его "мальчиком-социалистом", он подвергался аресту как человек, вносящий в общество революционную смуту. У Джека Лондона была и личная причина враждовать с целым светом - его внебрачное происхождение и неустойчивое положение; эта обида не утихала в нем до самой смерти. Он познакомился в клубе с Эдвардом Эпплгартом, юношей из интеллигентной состоятельной семьи, а чуть позже и с его сестрой Мэйбл - хрупким, изнеженным существом с безукоризненными манерами и аккуратно уложенными университетскими знаниями в хорошенькой головке.

Он влюбился в нее  со всей пылкостью возраста и поклонялся ей как божеству. Вся эта история отразится в его самой знаменитой книге "Мартин Иден". "Почти во всех странах мира я встречал авторов, которые уверяли, что своим побудительным импульсом и твердой решимостью стать писателями они обязаны чтению "Мартина Идена..." - свидетельствует биограф Джека Лондона Ирвинг Стоун.

Но, пожалуй, для самого Джека Лондона решающим "побудительным импульсом" к тому, чтобы прославиться как писатель и разбогатеть, стала любовь к Мэйбл. Впрочем, этим импульсом могла стать любовь к любой другой девушке, просто Мэйбл блестяще справилась с ролью, отведенной судьбой, - своей нерешительностью и сословными предрассудками невольно подстегивая честолюбие начинающего писателя.

В 1896 году он оставляет  школу и просиживает за книгами  по девятнадцать часов в сутки, готовясь к поступлению в Калифорнийский университет. Экзамены Джек успешно сдал, но проучился всего один семестр из-за отсутствия средств. Тратя последние гроши на почтовые марки, он начинает рассылать по журналам свои рассказы и очерки, однако ни одного из них не принимают к печати. Нужда заставляет его поступить на работу в прачечную Бельмонтской академии Будущий писатель, который прославит Америку на весь мир, стирал, крахмалил и гладил белье студентов, преподавателей и их жен по восемьдесят часов в неделю. В воскресенье он был способен только на то, чтобы отоспаться.

Из этого тупика его  вырвала клондайкская золотая лихорадка. 25 июля 1897 года Джек Лондон вместе с Шепардом - мужем сводной сестры Элизы и на деньги от их заложенного дома отплывает на корабле "Уматилла" в Клондайк на Аляску за золотом. Там он пробыл ровно год, пережил не одну смертельную опасность, перешел с грузом через труднейший Чилкутский перевал, заполнил свои блокноты множеством наблюдений, приобрел цингу, но не добыл ни одной унции золота. И все же именно он заработал на золотой лихорадке много больше, чем удачливые первопроходцы на золотоносном ручье Бонанза. Первую боль-

шую славу ему принесла первая же книга "Сын волка" (1900), куда вошел

клондайкский опыт. Критика  захлебывалась от похвал: "крупный, могучий

художник..."; "внушает  веру читателю в человеческое мужество..."; "в противоположность стандартно-счастливым концовкам у него преобладают трагические интонации там, где человек сражается со стихийными силами природы...".

"Сын волка" был поставлен рецензентами по мощи человеческого духа даже выше Киплинга, любимого писателя того времени, которого Джек Лондон считал своим учителем. Но это все произойдет только через несколько лет.

Вернувшись из Клондайка  без гроша в кармане, Джек Лондон узнал, что умер отчим, которого он горячо любил. Все заботы о семье легли на его плечи. Ему удавалось только изредка пробавляться случайной работой - Запад переживал последствия кризиса. От недоедания Джек так ослаб, что с трудом вставал из-за стола, где писал свои рассказы. Тряпье, в которое превратилась его одежда, не позволяло ему даже навещать любимую Мэйбл. Не в первый раз его посетила мысль о самоубийстве, он даже принялся составлять прощальные записки...

Освоение "черного  жанра" было прервано неожиданным  письмом из солидного литературного журнала "Трансконтинентальный ежемесячник" с известием о публикации рассказа "За тех, кто в пути!", а вечером того же дня он получил еще одно послание - из журнала "Черная кошка", где тоже был принят рассказ Солидный "Ежемесячник" за один из лучших его рассказов заплатил гонорар в пять долларов, а несолидная "Черная кошка" за проходной рассказ - целых сорок! Для Джека Лондона по тем временам это было целое состояние. Трудности еще не кончились, но литературная удача уже нашла дорогу в его дом.

Тут же появился и искус - приглашение из почтового ведомства на постоянную работу за шестьдесят пять долларов в месяц. Это могло обеспечить вполне пристойное существование всей семье, позволило бы Джеку жениться на Мэйбл, в то время как литературный труд никаких гарантий еще никому в жизни не обещал. Между Флорой и Джеком состоялся семейный совет - что выбрать. И тут мать, лишившая его в детстве любви, отравившая ему юность своим несносным характером, приняла твердое решение - продолжать занятия литературой, раз ему дан талант, пообещав Джеку во всем свою поддержку. Возможно (если отбросить патетику), литературный успех сына мог стать оправданием ее сумбурной судьбы.

С этого момента Джек Лондон устанавливает для себя раз  и навсегда правило - писать по тысяче слов ежедневно Фраза: "Свою тысячу слов я сегодня написал", немного режущая русский слух "бухгалтерией", проходит через всю его жизнь (если перевести на наши мерки, это около пяти машинописных страниц). В периоды творческого подъема ему удавалось доводить свою ежедневную норму до полутора тысячи слов.

Информация о работе Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ