Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:49, курсовая работа
В работе был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.
Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.
Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.
1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Анализ романа «Мартин Иден»
2.1. Тематика ................................................................................................11 2.2. Проблематика .......................................................................................15
2.3. Идейная основа ....................................................................................19 2.4. Характеристика главных героев ........................................................24
2.5. Второстепенные персонажи ................................................................26
2.6. Эпизодические персонажи ..................................................................31
2.7. Композиция романа и его художественные особенности………….33
2.8. Читательское восприятие……………………………………………..34
3. Заключение …………………………………………………………………37
4. Библиография ……………………………………………………………...38
Второе решение, обозначившее начало его профессиональной литературной деятельности - приобретение системы знаний для выработки своей рабочей философии: новейшие знания плюс форма повествования, соответствующая времени.
"Ведь если искусство и вечно, - писал он, - то форма рождается вместе с поколением". Его рабочая философия должна была заставить прислушаться к его слову "пресыщенное ухо мира". Он овладевал знаниями "со страстью влюбленного", - патетически напишет его биограф. Это было именно так. Духовными отцами Джека Лондона стали Дарвин,
Спенсер, Маркс и Ницше, чьи труды он проштудировал и законспектировал как школьник. При этом в его системе взглядов как-то причудливо сплелись два взаимоисключающих увлечения - социализмом и теорией сверхчеловека Ницше, который считал социализм заговором слабых и бездарных против сильной личности.
Разумеется, Джеку Лондону ближе был Ницше, ведь себя он без сомнения считал сверхчеловеком, как и многих своих героев. Джек Лондон был человеком XX века, в его взглядах и произведениях отразились все увлечения, заблуждения и противоречия века. Но не это стало главным содержанием его книг, иначе они ушли бы вместе со своими временем в небытие - в них победила художественность, мощь его таланта и правда жизни, потому лучшие книги Джека Лондона перечитывает каждое новое поколение.
С первыми литературными удачами к Джеку Лондону пришла уверенность в своих силах. Новый XX век он хотел начать с женитьбы на Мэйбл Эпплгарт. Джек явился к ней с предложением руки, в которой держал сигнальный экземпляр своей повести "Северная Одиссея" как залог их будущего жизненного успеха. Однако ее мать не спешила назвать Джека Лондона зятем, дочь же не решалась ее ослушаться. Будучи человеком безотлагательных решений, он приходит к мысли устроить свой брак "на разумной основе" и вскоре женится на преподавательнице математики Элизабет Маддерн (по-домашнему Бэсси), невесте погибшего друга. Он был уверен, что она даст ему красивое, здоровое потомство и обеспечит условия для работы.
Его литературные дела идут все более успешно. В 1901 году Джек Лондон пишет свой первый роман "Дочь снегов". Через год по предложению ассоциации "Америкен Пресс" едет корреспондентом в Лондон, несколько недель живет в трущобах Ист-Энда вместе с бродягами, собирая материал для книги "Люди бездны", которая выйдет в 1903 году. Поправляются и его материальные дела - издательство Макмиллан начинает ему выплачивать по 150 долларов ежемесячно за право издания его будущих произведений. Влиятельнейший журнал "Сатердей ивнинг пост" публикует в 1903 году его новую повесть "Зов предков", и у Джека Лондона появляется возможность осуществить свою давнюю мечту - он покупает шлюп "Спрэй", на котором путешествует вместе с семьей.
К тому времени у него уже появились две дочери - Джоан и Бэсси. Однако "разумная основа" брака оказалась непрочной. Выразительнее всех о разрыве рассказывает покинутая жена Элизабет: "Как-то в конце июля мы с Джеком после завтрака остались поговорить у ручья... Он сказал, что подумывает о покупке ранчо в южнокалифорнийской пустыне, и спросил, не буду ли я против того, чтобы там поселиться. Я ответила, что вовсе нет... Часа в два я отвела детей домой спать.
Мисс Китгредж (гостившая у них подруга Элизабет. - Л.К.) давно уже поджидала поблизости; они с Джеком пошли на большой гамак у дома миссис Эймс и стали разговаривать... В шесть Джек вошел к нам в домик и сказал: "Бэсси, я тебя оставляю". Не понимая, о чем он говорит, я спросила: "Ты что, возвращаешься в Пьедмонт?" - "Нет, - ответил Джек. - Я ухожу от тебя... развожусь..." Я все восклицала-"...Что с тобой случилось?"
Случилась страсть, которая в миг разрушила "разумную основу" их союза. Этот небольшой фрагмент не имеет, конечно, отношения к творчеству Джека Лондона, но исчерпывающе характеризует его натуру, не выносящую полумер, что, возможно, объяснит столь немыслимый финал его жизни. "Разлучница" Чармиан Киттредж не блистала красотой, как Бэсси, была лет на шесть старше Джека Лондона; она не подарила ему сына, о котором он мечтал всю жизнь (их единственная дочь умерла через несколько дней после родов), но привязанность к ней Джек Лондон сохранил на всю жизнь и до конца дней считал ее "своим ребенком". Она же была ему верным другом в самые тяжелые периоды его жизни и "товарищем по играм" во всех безумствах "сверхчеловека".
Главных безумств было два. В 1906 году Джек Лондон задумал кругосветное путешествие, включая посещение Петербурга, на яхте "Снарк", которую собрался строить по собственному проекту - с невероятным размахом. Проект имел множество дефектов, Джека Лондона обманывали поставщики и рабочие, он ухлопал на свою "мечту" массу средств и энергии, но 4 апреля 1907 года вместе с Чармиан вышел на весьма ненадежном "Снарке" в Тихий океан. Здесь же на борту приступил к работе над романом "Мартин Идеи" (тысяче слов в день не могло помешать ничто!).
Они посетили Гавайские острова, неделю прожили на Молокаи - острове прокаженных, затем - Маркизские острова и наконец весной 1908 года с большими трудностями достигли Таити. Материальные проблемы заставили их оставить "Снарк" и съездить домой. Получив аванс под "Мартина Идена", Джек Лондон и Чармиан возвращаются на Таити и плывут на "Снарке" к островам Самоа, Фиджи, Новые Гебриды, Соломоновым, не раз рискуя своей жизнью В мужестве Джек Лондон не уступал ни одному герою своих романов. В это же время он пишет роман "Приключение" и цикл южных рассказов. В сентябре 1908 года тяжелая болезнь Джека Лондона заставила Чармиан переправить его в Сидней и уложить в больницу. В мае 1909 года ему делают операцию, "Снарк" приводят в Сидней и продают с аукциона. Лондон возвращается на свое ранчо в Глен Эллен и пишет роман "Время-Не-Ждет".
Второе безумство Джека Лондона - строительство на ранчо в Глен Эллен огромного здания, которое он назвал "Дом Волка" Элиза Ше-пард переезжает к нему, чтобы вести его финансовые дела. Строительство продолжается несколько лет. В это время выходят в свет сборники рассказов "Потерявший лицо", "Революция", пьеса "Кража" (1910), "Когда боги смеются", "Сказки южных морей", "Путешествие на "Снарке"
(1911); "Сын Солнца", "Храм Гордыни", "Смок Беллью" (1912)
В 1913 году Джек Лондон находится в зените мировой славы, его книги переводятся на многие европейские языки, его красивое, мужественное лицо по фотографиям знают во всех концах света, на своем ранчо он проводит небывалые по размаху сельскохозяйственные эксперименты, у него работает более 80 человек Он вынашивает план основания на своей земле сельскохозяйственной общины, где будут жить лучшие его работники. К нему приходят тысячи писем от товари-| щей по
партии - социалистов с просьбой поселиться у него И поселяются. Кроме того, к ранчо прибивается всякий сброд, который Дже> Лондон называет "бродячими философами" и проводит с ними многие^ часы в беседах. Снова появляется виски и бешеные прогулки по окрестностям на четверках лошадей. Он раздает деньги направо и налево каждому просящему... Получая огромные гонорары, он не вылезает из долгов. В то же время в печати те же социалисты упрекают его в измене их делу и в том, что он возводит для себя дворцы.
Наконец "Дом Волка", который должен был стать достойным жилищем для "сверхчеловека", призванного спасти американскую литературу, экономику и общество от упадка (под конец жизни это стало навязчивой идеей Лондона), был закончен и подготовлен для вселения В же ночь он сгорел. Вместе с ним что-то сгорело и в могучей нат Джека Лондона. Он еще продолжал работать над новыми произведение ями, но их понемногу начинало покидать то джеклондоновское обаяние силы и мужества, которое покорило весь мир. Приступы депрессии, знакомые ему
смолоду, проявлялись все чаще и чаще. Он пытался сблизиться с дочерьми и предлагал им жить у него, но Элизабет противилась этому. Он напишет старшей - Джоан. "Из ревности к другой женщи-| не она поступилась твоим будущим". Дочери остались с матерью.
В 1916 году Джек Лондон заболевает уремией, все чаще жалуется на усталость. Вместе с Чармиан посещает Гавайские острова, пишет там повесть "Майкл, брат Джерри", но все это не приносит ему ни радости, ни облегчения. Он задумывает путешествие по странам Востока, покупает билеты, но тут же возвращает их. Выходит из рядов Социалистической рабочей партии, как будто расставляя последние точки над 1...
Утром 22 ноября 1916 года Джека Лондона нашли в своей спальне без сознания с признаками отравления морфием К вечеру, не приходя в сознание, он скончался. По словам доктора Томпсона, в эти минуты Чармиан больше всего была обеспокоена тем, чтобы его смерть не была приписана ничему, кроме уремии. Через день его кремировали и похоронили на холме у ранчо; это место он сам указал за несколько недель до ухода из жизни.
По сей день ведутся споры, было ли это самоубийство или случайная передозировка лекарства.
Джек Лондон прожил поистине сверхчеловеческую жизнь. За 16 лет своей литературной деятельности он написал 50 книг, бессчетное количество статей, проехал всю Америку с лекциями о социализме как совершенной форме мироустройства, не отказал ни одному человеку, кто просил его о помощи... Со всей страстностью своей натуры он пытался материализовать три своих великих иллюзии: брак "на разумной основе" со здоровым потомством, социализм и теорию сверхчеловека. "Разумный брак" отомстил ему отчуждением дочерей; социализм - поджогом его "Дома Волка", а с третьей иллюзией он расстался сам. Джек Лондон был человеком своевольных решений - материалистом. Когда жизнь стала покидать тело и он больше не ощущал себя сверхчеловеком - он убил свой дух.
2. Анализ романа «Мартин Иден»
2.1. Тематика
2.1.1 Тема любви
Одна из главных тем романа - тема любви, она основополагающая в произведении Джека Лондона. Тема любви - одна из главных тем романа «Мартин Иден». Это произведение романтического характера, а значит, сутью взаимоотношений между героями является любовь или ненависть. Любовь - это высочайшее проявление чувств человека к миру во всех его проявлениях. По моему мнению, любовь требует от человека напряжения самых потаенных сил, которые дремлют в нем, что и отражает одна из главных линий романа. Временами человек и сам не может разобраться, какое чувство притягивает его к другому человеку, о чем и говорит нам позиция Руфь.
До чего трудная задача - передать чувство, ощущение такими словами, на бумаге или вслух, чтобы тот, кто читает или слушает, почувствовал или ощутил то же, что и ты. [2, стр. 317]
Любовь обитала на недосягаемых горных вершинах, высоко над долинами разума. Она была квинтэссенцией жизни, высшей формой существования и не всякому выпадала на долю. [2, стр. 145]
2.1.2. Тема общества
Читателю общество представляется, как полная противоположность главному герою, что более ясно показывает его сущность, его внутренний мир. Я считаю, что героиня Руфь – есть олицетворение буржуазного класса. А Мартин Иден представитель рабочего класса, но он смог поставить себе задачу и стремиться к ней и ему не важно на каком уровне общественной системы он находится.
Все люди и все слои общества или, вернее, почти все люди и слои общества подражают тем, кто стоит выше. Ну, а кто в обществе стоит выше всех? Бездельники, богатые бездельники. Как правило, они не знают того, что знают люди, занятые каким-либо делом. [2, стр. 273 ]
Раньше он, по глупости, воображал, что каждый хорошо одетый человек, не принадлежащий к рабочему сословию, обладает силой ума и утонченным чувством прекрасного. Крахмальный воротничок казался ему признаком культуры, и он еще не знал, что университетское образование и истинное знание далеко не одно и то же. [2, стр. 271 ]
Боже милостивый, да чего вы ждете от буржуазной девицы. Забудьте про них. Найдите женщину пылкую, с горячей кровью, чтоб потешалась над жизнью, и насмехалась над смертью, и любила, пока любится. [2, стр. 133 ]
2.1.3 Тема образованности
Раньше, во время написания романа «Мартин Иден» считалось, что если ты принадлежишь к классу буржуазии, то ты образованный, умный и начитанный, и это только их отличительная особенность. Я считаю, что Мартин Иден, находясь ниже по уровню обеспеченности, намного умнее, допустим, Руфь. Ведь для нее все эти знания были как должное, а Мартин Иден сам стремился к этому.
Культура сама по себе - искусство.[2, стр. 60]
Несчастные тупые рабы, думал он, слушая сестру. Неудивительно, что мир принадлежит сильным. Рабы помешаны на своем рабстве. Для них работа — золотой идол, перед которым они падают ниц, которому поклоняются. [2, стр. 155]
До чего трудная задача – передать чувство, ощущение такими словами, на бумаге или вслух, чтобы тот, кто читает или слушает, почувствовал или ощутил то же, что и ты. Это великая задача. [2, стр. 208]
2.1.4 Тема стремления
Я думаю, что Мартин Иден один из самых устремленных к достижению своей цели героев романов. Стремление – это преодоление, в первую очередь, себя. Стремление может загубить оценка общества, но это, как показывает нам главный герой, совсем не важно. Даже если у тебя не получается, ты ошибаешься, нужно всегда идти к мечте, и это не останется не вознагражденным.
Кто не стремится жить, тот на пути к концу. [2, стр. 98]
Жизнь, не стремящаяся к жизни, ищет путей к смерти. [2, стр. 157]
Мне захотелось всего этого, да и теперь хочется. Я хотел бы дышать таким воздухом, как у вас в доме, чтобы кругом были книги, картины и всякие красивые вещи, и чтобы люди говорили спокойно и тихо и были чисто одеты, и мысли чтоб у них были чистые. [2, стр. 156]
Информация о работе Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ