Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

В работе был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.
Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.
Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

Содержание работы

1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Анализ романа «Мартин Иден»
2.1. Тематика ................................................................................................11 2.2. Проблематика .......................................................................................15
2.3. Идейная основа ....................................................................................19 2.4. Характеристика главных героев ........................................................24
2.5. Второстепенные персонажи ................................................................26
2.6. Эпизодические персонажи ..................................................................31
2.7. Композиция романа и его художественные особенности………….33
2.8. Читательское восприятие……………………………………………..34
3. Заключение …………………………………………………………………37
4. Библиография ……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

МАРТИН ИДЕН.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В центре созданной им художественной системы - Человек, чья жизнь обусловлена сложными общественными конфликтами, отразившими основные тенденции социально-политической и культурной жизни рубежа Х1Х-ХХ веков, а также представленная в плане межличностных отношений. Лондон уже в начале своего творческого пути приходит к выводу, что человек и цивилизация неразрывно связаны, их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, человек - это связующее звено между миром природы, частью которого он является, и миром цивилизации.

 

Нет, не по душе ему карьера мистера Батлера. В конце концов было в таком  успехе что-то жалкое. Тридцать тысяч  в год, конечно, хорошо, но больные  кишки и неспособность радоваться простым человеческим радостям начисто  обесценивают этот роскошный доход. [2, стр. 157]

 

Центральной в его  творчестве становится проблема «человек - природа - цивилизация», в осмыслении которой Дж. Лондон развивает открытые им в еще в начале творческого пути мотивы и темы, с другой - обнаруживает новые приоритеты, что позволяет, на наш взгляд, выявить особенности его художественного мира, обозначить роль писателя в литературном процессе США рубежа Х1Х-ХХ веков.

Впитав в себя традиции американской и западноевропейской (английской, прежде всего) литератур, обнаружив исключительный интерес к философским, культурологическим вопросам, Дж. Лондон, тем не менее, явил в своем творчестве собственную «философию жизни», которая во многом стала основой, базисом его художественного мира. Для него, как писателя, понятие «философия творчества» и «писательская философия жизни» - это естественное выражение эмоционального и одновременно аналитического творческого мировосприятия. Он вырабатывал свой стиль, ориентируясь на мастерство предшественников и современников, прежде всего Г. Мелвилла, Дж. Р. Киплинга, Дж. Конрада, Р.Л. Стивенсона; рассматривал литературный процесс как часть общественной жизни, полагая, что он напрямую зависит от уровня развития общества и тех законов, по которым развивается современная цивилизация.

 

То была очень  обычная узость мышления – те, кто ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды – самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой. [2, стр. 69]

 

В качестве основополагающего  принципа структурирования своего художественного мира писатель выдвигал требование отображения правды жизни, верности факту (но не фактографичность), представленному в свете авторского воображения; творческой фантазии, роль которой он высоко ценил, что обусловило в его творчестве синтез двух начал - документального и художественного, характерных для литературы США в целом (это ярко представлено в художественной публицистике писателя). Важным принципом изображения Лондон также полагает движение авторской мысли от частного к универсальному, в чем он видел залог художественной точности.

Эстетическая программа  Дж. Лондона наглядно отражает сложный  синтез реалистического, романтического и отчасти натуралистического начал, определяющих своеобразие его художественного мира, что, в свою очередь, напрямую соотносится с такими важными стилистическими критериями, как соединение публицистического и художественного компонентов, следование факту и обращение к фантазии, синтез аналитического, художественно-образного и медитативно-философского уровня повествования.

Художественный образ  мира в его произведениях отражает сознание писателя-романтика, для которого важно выразить определенное чувство, и писателя-реалиста, стремящегося познать истинные причины происходящего («Северные рассказы», «Лунная долина», «Межзвездный скиталец» и др.).

 

Видеть высокий  нравственный идеал, вырастающий из клоаки несправедливости; расти самому, и глазами, ещё залепленными грязью, ловить первые проблески красоты; видеть, как из слабости, порочности и скотской грубости рождается сила, и правда, и благородство духа. [2, стр. 152]

 

В своем творчестве Дж. Лондон, не сформулировав определенного, собственного, понимания сути и характера цивилизации, тем не менее, сумел отразить общие тенденции развития цивилизации, характер путей формирования законов ее существования, представив человека как объект и субъект цивилизационного процесса («Железная пята», «Алая чума» и др.).

 

Читаешь его  и словно выходишь из какого-то тесного  закоулка на широкое лоно морей, забираешь  грудью соленый воздух и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинная жизнь к работе и борьбе. (Леонид Андреев) [3, стр. 360]

 

Джек Лондон – писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей. (Максим Горький) [3, стр. 360]

 

Земной поклон этому удивительному художнику  за веру в человека, в то время  когда, казалось, в человечестве испарилось и выдохлось, пропало навеки героическое  начало. (Александр Куприн) [3, стр. 361]

 

Джек Лондон обладал талантом видеть то, что в настоящий момент скрыто от большинства людей, и научным знанием, позволяющим заглядывать в будущее, он предвидел события, разворачивающиеся в нашу эпоху. (Анатоль Франс) [3, стр. 361]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Читательское  восприятие

 

История становления личности - тема всегда интересная и практически никого не оставляет равнодушным. Умело рассказанная, эта история может стать второй кожей читателя, привлекательной одежкой, примеряемой перед зеркалом. Взгляд на поступки и мысли героя, а вместе с ним и автора, сквозь призму собственных суждений - дело увлекательное и заманчивое, хоть и таит в себе немалые подвохи и трудности. Объективность легко меняется на субъективность, легко и непринужденно замыливаясь в свете симпатии или антипатии. После прочтения последней страницы романа "Мартин Иден" хочется снова и снова перечитывать, чтобы понять, чтобы опять ухнуть в глубину омута души такого человека, оказавшегося холоднючей полыньей.

Героя книги сложно назвать  идеальным, да и не является он таковым, и, что немаловажно, не нуждается в такой оценке. Его жизнь - напряженная, сложная, неоднозначная, неоднородная - захватывает и не отпускает. Он, как случайно выросший среди толпящихся полевых трав и цветов подсолнух, вырвавшийся вверх, к солнцу, необычный и чужой среди окружающих, новых ему людей. Ему искренне сопереживаешь и жалеешь, что нет рядом учителей, помощников и соратников: кто-то не оказался рядом, а кого-то он, ослепший, оттолкнул и не принял. За него безумно обидно, что возвысившись надо многими, оказался под палящими и сжигающими лучами солнца, к которому так рвался. Упорство, сила, воля, твердость в достижении целей Мартина восхищают и зажигают внутри порывы к действиям, вот только завеса глубокого и беспросветного одиночества - этого удела всех талантливых людей - перекраивает светлые качества, превращая их в упертость, самонадеянность, высокомерие, слепоту и слабость.

Окружающие его люди, как полевые цветы вокруг ребенка  солнца, не так ярки, не так высоки. Но Мартин своим бездействием так  и не смог окружить себя или найти такое окружение, где он был бы "своим парнем". Вернее не так: где был своим - убежал, где можно было найти или увидеть - не искал и не видел. Утонув в своих идеях, упрямо толкая себя к ним, Мартин превратился в машину с бронированным панцирем, сгорая в лучах собственных идей и собственного "Я", а достигнув, доплыв до намеченного берега, понял, что остался (опять же, видя все вокруг, как свое отражение в зеркале) совершенно один, надо всем окружающим, совершенно непонятый никем, потерявший свою нить в жизни, покинутый даже мальчишкой в широкополой шляпе.

Талант писателя, думается мне, заключается в том, чтобы  не заставить читателя посмотреть внутрь выдуманного героя, не вынудить думать мыслями персонажа, а в том, чтобы, сопереживая и соприкасаясь с идеей автора, заглянуть в себя, встряхнуть все застоявшееся и залежавшееся внутри себя. 

 

3. Заключение

 

Мною был  проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.

Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.

Роман было очень  интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень  глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

Этот роман  произвёл на меня неизгладимое впечатление, заставил меня над многим задуматься, пересмотреть свои взгляды на жизнь. Эта книга стала моей самой любимой книгой; книгой, которую можно читать бесконечное количество раз, и каждый раз она будет также непредсказуема, поучительна и интересна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Библиография

 

  1. История зарубежной литературы  / Под. ред. Н. А Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991.

 

  1. Джек Лондон «Мартин Иден» / пер. Б. Лившица. – М. : Эксмо, 2009.

 

  1. Хроника мировой культуры / гл. ред. С. В. Стаховский. - М. : Белый город, 2001. 

Информация о работе Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ