Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

В работе был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.
Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.
Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

Содержание работы

1. Введение.......................................................................................................... 3
2. Анализ романа «Мартин Иден»
2.1. Тематика ................................................................................................11 2.2. Проблематика .......................................................................................15
2.3. Идейная основа ....................................................................................19 2.4. Характеристика главных героев ........................................................24
2.5. Второстепенные персонажи ................................................................26
2.6. Эпизодические персонажи ..................................................................31
2.7. Композиция романа и его художественные особенности………….33
2.8. Читательское восприятие……………………………………………..34
3. Заключение …………………………………………………………………37
4. Библиография ……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

МАРТИН ИДЕН.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

Одни и те же безмолвные ласки производят одинаковое впечатление и на бедных работниц и на девушек высшего общества. [2, стр. 206]

 

Он забылся, и снова жил, и, ожив, в миг озарения ясно увидел, что сам обращает себя в животное — не тем, что пьет, но тем, как работает. Пьянство — следствие, а не причина. Оно следует за этой работой так же неотвратимо, как вслед за днем наступает ночь. Нет, обращаясь в рабочую скотину, он не покорит вершины — вот что нашептало ему виски, и он согласно кивнул. Виски — оно мудрое. Оно умеет раскрывать секреты. [2,стр. 213]

 

Города, эти  царства буржуа, убьют вас. Чего стоит  логово торгашей, где я вас встретил. Гнилые души – это еще мягко сказано. В такой среде нравственное здоровье не сохранишь. Она растлевает. Все они там растленные, мужчины и женщины, в каждом только и есть, что желудок, а интеллектуальные и духовные запросы у них как у моллюска. [3, стр. 45]

 

 

2.3.3. Любой человек при огромном желании и стремлении может стать грамотным.

 

Если поставить себе задачу и стремиться к ее воплощению, то ты обязательно этого добьешься. Вот так же Мартин Иден поставил себе задачу – стать образованным, а позже, стать писателем, и он этого добился, чтобы приобщиться  и найти темы для разговора  с его возлюбленной Руфь. Я считаю, что Мартин Иден, находясь ниже по уровню обеспеченности, намного умнее, допустим, Руфь. Ведь для нее все эти знания были как должное, а Мартин Иден сам стремился к этому. 

 

У каждого  своя мудрость, в зависимости от склада души. Моя для меня столь же бесспорна, как ваша для вас. [2, стр. 13]

 

Они говорили с жаром и увлечением, мысли  возбуждали их так, как других возбуждает гнев или спиртные напитки. [2, стр. 183]

 

Она знала, что  Мартин беден, и это связывалось для нее с юностью Линкольна, мистера Батлера и многих других, кто потом добился успеха. К тому же, сознавая, что бедным быть не сладко, она, как истинная дочь среднего сословия, преспокойно полагала, будто бедность благотворна, что, подобно острой шпоре, она подгоняет по пути к успеху всех и каждого, кроме безнадежных тупиц и вконец опустившихся бродяг. [2, стр. 207

 

То была очень  обычная узость мышления – те, кто  ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды – самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой. Из-за этой же узости иудей в древние времена благодарил Господа Бога, что тот не создал его женщиной, из-за нее же нынешний миссионер отправляется на край света, стремясь своей религией вытеснить старых богов; и из-за нее же Руфь жаждала перекроить этого выходца из иного мира по образу и подобию людей своего круга. [2, стр. 200]

 

 

2.3.4. Несмотря на неудачи нужно идти вперед и не останавливаться.

 

Мартин Иден, по моему мнению, является самым явным персонажем подчеркивающим данную идею. Главный герой своим стремлением доказал всем, семье, Руфь, своим друзьям по работе, обществу и главное себе, что поставив задачу и идя к ней все время, отдавая все, то ты обязательно этого добьешься, даже если эта задача кажется невыполнимой.

 

Он препарировал красоту – препарировал, изучал анатомию красоты, – и приближался к тому, чтобы создавать ее самому. [2, стр. 293]

 

-Трудиться  подобает всем и каждому, труд  полезен человеку - это говорят  проповедники; и, видит бог, я  никогда не ленился работать. Но все хорошо в меру.

- Почему вы не родились с готовым доходом! 
- Предпочитаю иметь здоровье и воображение, а доходы придут. [2, стр. 229]

 

Не дано ей было следовать за полетом его  мысли, и когда она не понимала его рассуждений, полагала, что он ошибается. Рассуждения всех окружающих были понятны ей. Она всегда понимала, что говорят мать и отец, братья и Олни, а потому, когда не понимала Мартина, виноватым считала его. [2, стр. 148]

 

Слушать разговоры  о деле бездельникам скучно, вот они и определили, что это узкопрофессиональные разговоры и вести их в обществе не годится. Они же определили, какие темы не узкопрофильные и о чём, стало быть, годится беседовать: это новейшие оперы, новейшие романы, карты, бильярд, коктейли, автомобили, скачки, ловля форелей или голубого тунца, охота на крупного зверя, парусный спорт и прочее в том же роде, — и заметь, всё это бездельники хорошо знают. По сути, это — узкопрофессиональные разговоры бездельников. И самое смешное, что многие умные люди или те, кто слывёт умными людьми, позволяют бездельникам навязывать им свои дурацкие правила. [2, стр. 240]

 

 

2.3.5. На протяжении жизни человечества люди всегда были готовы помочь друг другу.

 

Помогая людям, мы помогаем себе становиться теми, кем являемся по своей духовной сути. Мы учимся слушать свою душу, игнорировать навязчивые мысли, видим радость в благе для других. И главное - в помощи людям мы освобождаем свой огромный потенциал уникальных талантов и добрых побуждений, которые создают условия для нашего светлого будущего и будущего всего человечества.

 

Не удивительно, что святые на небесах чисты и  непорочны. Тут нет заслуги. Но святые среди грязи — вот это чудо! [2, стр. 116]

 

Святые на небесах - всего лишь святые, с них  большего не спросишь. А он человек. [2, стр. 207]

 

И как это тебе удаётся, Март?

— Мало ими  интересуюсь, вот и всё.

— Ты, стало  быть, делаешь вид, что тебе на них  наплевать?

Мартин с  минуту раздумывал над ответом.

— Может, и это подействовало бы. Но мне-то в самом деле на них наплевать. А ты попробуй сделать вид, может что и выйдет. [2, стр. 273]

 

Он не мог  выпустить из рук серебро. Он не был  ни скуп, ни жаден, но деньги значили  для него больше, чем столько-то долларов и центов. Они означали успех, и оттиснутые на монетах орлы олицетворяли для него крылатую победу. [2, стр. 260]

 

 

2.3.6. Человек должен умереть «не из-за его отсутствия веры в Бога, но из-за отсутствия у него веру в мужчин» (Джек Лондон).

 

Тем не менее, Лондон стремится  подчеркнуть, что именно этот индивидуализм, который привел к самоубийству Идена. Он описал роман как притчу о человеке, который должен был умереть «не из-за его отсутствия веры в Бога, но из-за отсутствия у него веру в мужчин».

 

Человек, не стремящийся  к жизни, ищет путей к смерти. [2, стр. 256]

 

… И как это тебе удаётся, Март?

— Мало ими  интересуюсь, вот и всё.

— Ты, стало быть, делаешь вид, что тебе на них наплевать? 
Мартин с минуту раздумывал над ответом.

— Может, и это подействовало бы. Но мне-то в самом деле на них наплевать. А ты попробуй сделать вид, может что и выйдет. [2, стр. 66]

 

Мне требуется  или правда или ничего. Иллюзия, которая не убеждает, это явная ложь… [2, стр. 124]

 

Смерти он не боялся, с едкой горечью высмеивал любой образ жизни, но, умирая, жадно любил жизнь, каждую кроху бытия. Он был одержим безумным желанием жить, ощущать трепет жизни, «все испытать на краткий миг, пока и я – пылинка в звездном вихре бытия», как выразился он однажды. Он рисковал пробовать наркотики, шел и на другие странные опыты в погоне за новой встряской, за неизведанными ощущениями. [2, стр. 172]

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Характеристика  главных героев

 

Мартин Иден - герой романа Джека Лондона «Мартин Идеи», простой матрос и рабочий, который становится известным писателем. Его жизненный путь сходен с тем, что прошел и сам Джек Лондон. Роман, соединивший романтическую и реалистическую традиции, посвящен борениям духа личности незаурядной, высокоодаренной, дерзновенной.

Это герой, силой своей  натуры словно предназначенный противостоять вызову жизни. Подобно Дж.Лондону, М. И. вырос в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы. Подобно же своему создателю, в котором с ранней молодости пробудилось страстное желание пробиться «наверх», к материальным и духовным благам общества, М.И. испытывает неудовлетворенность своим положением, хочет избежать жалкой участи людей, в среде которых он живет, и ставит перед собой задачу изменить предначертанную ему происхождением судьбу. Он отказывается безропотно принять свою бедность, незначительность, отсутствие надежд на будущее. К кардинальному решению о перемене своей участи подвигла М.И. любовь.

 

Поток воспоминаний, картин – как он знакомился с  женщинами – хлынул, грозя его  захлестнуть. Но он отмахнулся от них и смотрел на девушку. Отродясь такой не видал. Ему знакомы совсем другие женщины! И тотчас подле Руфи, по обе стороны, выстроились женщины, которых он знал. Бесконечно долгое мгновенье стоял он посреди какой-то портретной галереи, где царила она, а вокруг расположилось множество женщин, и всех надо было окинуть беглым взглядом и оценить, и непреложной мерой была она. [2, стр. 12]

 

Он, неотесанный матрос, стремится завоевать любовь девушки  из общества. Благодаря случайному стечению обстоятельств, познакомившись с семейством банкира Морза, М.И. влюбляется в его дочь Руфь. Она для М.И.- олицетворение чистоты и одухотворенности, всего того, к чему его неодолимо и властно влечет пробуждающийся в нем художник.

Предпринимая свое «восхождение», М.И. движим высокими помыслами. Его стремление завоевать себе место наверху стимулируется не столько материальными интересами и честолюбивыми помыслами, сколько потребностью в знании, культуре, мечтой о красоте отношений между людьми. Обратившись к чтению и самообразованию, приобщаясь к сфере культурных ценностей, М.И. поначалу беспрестанно сравнивает два мира. Если тот, который дан ему от рождения, видится теперь засасывающей трясиной, то новый, едва приоткрывшийся перед ним, манит, как светлая солнечная даль.

 

Как стать  достойным ее, когда водишь компанию с такой вот скотиной? Марина ужаснула огромность встающей перед ним задачи, придавило тяжкое бремя – принадлежность к рабочему люду. Все держит его  и не дает подняться – сестра, ее дом и семья, подручный слесаря Джим, все, кого он знает, все, с чем связан самой жизнью. Он ощутил оскомину от жизни, а ведь прежде она радовала, хотя вокруг было все то же. Никогда его не одолевали сомнения, разве только над книгами, так ведь книги они книги и есть, – красивые сказки о сказочном неправдоподобном мире. Но теперь он увидел этот мир, подлинный, самый настоящий, и на вершине его – цветок, женщину по имени Руфь; и с тех пор ему суждена горечь и острая, болезненная тоска и мука безнадежности, тем более жгучие, что питает их надежда. [2, стр. 34]

 

Дж. Лондон, которого всегда притягивали мужественные натуры, наделяет М.И. недюжинной силой и несокрушимой волей.

Вдохновленный любовью, М.И. с энтузиазмом устремляется на завоевание нового мира. Осознание  своего художественного предназначения и утверждение его в буржуазном мире, где мерилом достижений служит деятельность финансиста, требует от М.И. огромной выдержки и стойкости.

 

Девушки, бывавшие в Лотос-клубе, гадали, что с ним  приключилось, и донимали расспросами  Джима, а кое-кто из парней завсегдатаев гаража Райли, не слитком стойких в драках, только радовался, что его больше не видно. Тем временем Мартин раскопал в библиотеке еще один клад. Если грамматика дала ему понятие о том, как строится язык, то эта книга дала понятие о том, как строится поэзия, и за дорогой ему красотой он стал различать размеры, ритмику и форму, стал постигать, как и отчего возникает красота. [2, стр. 57]

 

Желание М.И. выдвинуться, занять более высокое социальное положение не могло не рассматриваться как естественное и похвальное. Но его стремление к писательству видится окружению Руфи едва ли не сумасбродством. Отнюдь не одобряет его и сама Руфь, которая только заставляет себя смириться с его писательской «лихорадкой», думая, что со временем она неизбежно пройдет и тогда Мартин образумится. М.И. пишет рассказы, повести, стихи, рассылая их в различные редакции и издательства. Но рукописи неизменно возвращаются. Ему действительно требуется большая выдержка, чтобы, не потеряв веры в себя, продолжать писать. Упорствуя в этом стремлении, М.И. обрекает себя на отчаянную нужду, терпит лишения. Нередко, потратив последние деньги на марки, чтобы в очередной раз отправить свои сочинения, он остается голодным. В надежде разобраться, почему написанное им отвергается, М.И. часами просиживает в читальном зале, придирчиво сравнивая напечатанное в журналах со своими рассказами.

В глазах М.И. журнальное сочинительство - мелочно, ограниченно и без сомнения ориентировано на добропорядочных господ, кровь которых не волнуют мятежные чувства. Все эти писания бесконечно далеки от той действительной жизни, из самой гущи которой он вышел, все они - безжизненны, фальшивы и пресны. Для прямой, честной натуры М.И. сделки с совестью невозможны.

Лондон раскрывает через  образ М.И. свое понимание миссии писателя. Его герой отказывается следовать расхожим литературным образцам. Он так же, как и сам Лондон, отказывается встать «в ряды умных посредственностей» и потворствовать «бесхарактерным, ожиревшим, трусливым буржуазным инстинктам». Натура незаурядная и дерзновенная, М.И. стремится наиболее полно выразить свою творческую индивидуальность. Он жаждет отыскать в духовной сфере наилучшим образом отвечающую своей натуре стезю и находит ее в философских воззрениях Ницше.

При тех исключительных интеллектуальных и физических данных, которыми наделен М.И., трудно было не поддаться искушению вообразить себя «сверхчеловеком». Однако в еще большей степени на «исповедание» ницшеанства М.И. подвигло то, что он воспринял в учении немецкого философа глубоко созвучный ему антибуржуазный пафос.

 

Ницше был  прав < ...> Мир принадлежит сильным, которые так же благородны, как  и могучи, и которые не барахтаются  всю жизнь в болоте купли и продажи. [2, стр. 207]

 

Торгашеский дух, который  М.И., приобщившись к жизни «столпов общества», распознал за внешним лоском и утонченностью, был ему отвратителен. М.И. столкнулся с мелочностью, скудостью духовных интересов. Этому обществу принадлежит и Руфь при всей ее изысканности. Она существует в мире светских условностей и не способна осознать этого. Даже если бы разрыва с Руфью не было, то все равно наступило бы глубокое и острое разочарование М.И. в мире, к которому она всецело принадлежит. К тому моменту, когда - внезапно и ошеломительно - к М.И. пришел писательский успех, от прежних иллюзий не осталось и следа. С горечью герою пришлось осознать подлинное место искусства в этом мире, где оно, в сущности, как и всякий товар,— предмет купли и продажи.

Информация о работе Джек Лондон «Мартин Иден» идейно – художественный анализ