Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью данного исследования является определение авторской концепции пуританства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. дать определение термину «пуританство»,
2. определить, какое отношение имеет Готорн к пуританству,
3. определить образ пуританина (на произведении Готорна «Алая буква»).
Введение 2
Глава 1. Феномен пуританства в истории человечества 4
1.1 История пуританства 4
1.2 Симпатии и антипатии пуритан 6
1.3 Образ пуританина 8
Глава 2. Готорн и пуританство 10
1.1 Какое отношение имеет Готорн к пуританству 10
1.2 Тема пуританства в творчестве писателя 12
Глава 3. Образ пуританина в осмыслении Готорна 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Тема проклятия легла в основу сюжета его романов «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах». Эта тема является основополагающей и некоторых его новелл.
Хоть Натаниэль Готорн и был религиозным человеком, он, тем не менее, ни разу за всю свою сознательную жизнь не посетил церковь. А про пуританский молельный дом он говорил так: «замороженное чистилище моего детства» [10, 83]. Он хранил о церкви «сумрачные воспоминания». По воскресным же дням писатель никогда не сопровождал жену в церковь. А о себе писал, что любит этот день, хотя и проводит его всегда по-разному.
Да, Готорн был человеком религиозным, но его религиозность носила скорее не догматический, а эмоционально-интуитивный характер.
Готорн считал, что люди едины в своей греховности и равны в том, что она порождает: в бедствиях, в болезнях, а также в самой смерти. А основой братства всех людей он считал человеческое сердце, пораженное грехом.
Отношение писателя к пуританству
противоречиво и своеобразно. С
одной стороны, это не равнодушие
уверенного в себе трансценденталиста.
Готорн понимал идеи пуритан. Кроме
того, в самом Готорне обнаруживается
наследник пуританства. Это, прежде
всего, особенности его
Готорн ощущал сектантский дух пуританизма: его моральную жестокость, узость и абстрактное законничество. Рационализм в богословии пуритан для него был абсолютно неприемлем.
Творчество Готорна насквозь пропитано темой пуританства. Он отвергал слепой фанатизм официальной пуританской идеологии. Писатель идеализировал некоторые ее черты. Готорн видел в пуританстве единственную гарантию нравственной чистоты и стойкости. Он считал, что пуританство – это единственное условие существования гармонии.
В своих новеллах писатель изображает жизнь первых пуританцев Америки, их благочестие, непреклонность нравственных понятий, суровость, а также борьбу между естественными стремлениями природы человека и требованиями отвлеченной морали. В рассказах Готорна главными героями становятся живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность. Он окружает их поэтическим ореолом. Герои Готорна действуют инстинктивно, они глубоко каются и раскаянием стараются искупить свою вину.
Готорн соединяет
Произведения Натаниэля Готорна насквозь пропитаны символами. Некоторые предметы приобретают в его трактовке самое невероятное значение.
Пуритане были народом, «у
которого религия и закон слиты
почти воедино и так
«Судьи, конечно, люди богобоязненные, только уж слишком мягкосердечные. Этой Гестер Прин следовало бы выжечь каленым железом клеймо на лбу. Вот тогда мадам Гестер получила бы сполна!» [4, 44].
Надо также отметить, что для людей пуританской эпохи подобные мероприятия были развлечением, зрелищем. На площади собирались все: от бедняка до богача.
«… торжественным присутствием столь немаловажных лиц, как губернатор, некоторые его советники, судья, генерал и местные священники» [4, 51].
В наше время, на мой взгляд, люди бы уж если бы и обратили свое внимание на подобный «позор» Гестер Прин, то, наверняка, забыли бы о нем уже на следующий день. Но пуритане не забывали еще очень долго. Каждый день и бедняки, и люди побогаче напоминали Гестер о ее грехе, из-за чего ее страдания только усиливались.
«… бедняки, на которых она пыталась излить свою доброту, часто оплевывали протянутую им для помощи руку. Дамы высоко положения, в чьи дома она приносила заказанные ей вышивки, также не упускали случая уронить каплю горечи в ее сердце…» [4, 75].
Даже священники не могли молча пройти мимо Гестер.
«Священники останавливались на улице, увещевая несчастную грешницу, вокруг которой немедленно собиралась то хмурая, то насмешливая толпа» [4, 76].
Грех Гестер Прин был известен всем. Даже дети не упускали возможность ее унизить.
«… сперва пропускали ее, а потом преследовали издали, визгливо выкрикивая слово, тем более страшное для Гестер, что детские губы лепетали его бессознательно, ибо оно не имело для них смысла» [4, 76].
Люди рассказывали о Гестер всем приезжим, рассказывали небылицы. Эта выдуманная история о ее жизни стала, можно сказать, легендой.
«Простые люди, относившееся в те давние и мрачные времена с преувеличенным ужасом ко всему, что занимало их воображение, рассказывали об алой букве небылицы, которые мы вполне могли бы изложить в виде устрашающей легенды. Они утверждали, что алый знак не выкрашен в обыкновенном чане, а докрасна раскален в адском горниле и пылает на груди у Гестер, когда молодая женщина идет ночью по улицам» [4, 78].
Люди – это также и такие существа, которые всегда обращают внимание на других, а про себя напрочь забывают. Такими мы были всегда. Остальные бостонские жители ничем не отличались от Гестер.
«Порою алое чудовище на
ее груди начинало приветственно
трепетать, когда она проходила
мимо почтенного священника или судьи,
слывших образцами набожности и
справедливости, на которых люди той
эпохи патриархального
Какой пуританин без семьи?.. Для него она была всем. К воспитанию детей подходили строго.
«Семейная дисциплина в те
времена была куда строже нашей. Хмурый
взгляд, сердитый окрик, частенько розга,
подкрепленная авторитетом
«Не думаешь ли ты, что если девочку возьмут у тебя и скромно оденут, и будут держать в строгости, и научат истинам, божественным и человеческим, это послужит благополучию твоей дочери на земле и спасению души на небе?» [4, 97].
Приведенный выше отрывок также как нельзя лучше показывает и набожность пуритан.
Также пуритане были с точки зрения современного человека людьми скучными.
«Здесь не было ни грубых забав в виде балаганных представлений, ни бродячего певца с арфой, исполнителя старинных баллад, ни скомороха с танцевавшей под музыку обезьяной, ни фокусника с трюками… ни веселого петрушки… Против всех таких мастеров увеселения были бы приняты суровые меры по воле не только закона, но и общественного мнения, которое придает закону его жизненность» [4, 204].
Законы у пуритан были суровыми и глупыми. Иногда они, по меркам современности, переходили все границы разумного.
«Приблизительно, а может быть и точно, в описываемые годы возник спор о праве собственности на свинью, повлекший за собой не только бурную дискуссию в законодательном органе, но и существенные изменения в самой структуре законодательной власти» [4, 90].
«… гигант с суровым лицом, наделенный достаточной мощью и для того, чтобы поддержать, и для того, чтобы задушить своей железной рукой…» [4, 70].
Можно сказать, что Готорн показывает вполне типичного пуританина, семейного человека, который уважает законы, пуританина жестокого по отношению к тем, кто нарушает устои общества.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Если бы в наше время людей судили по всей строгости пуританских законов, то, наверное, каждый третий или даже каждый второй был бы назван преступником и был бы заключен в тюрьму. И практически каждый носил бы на своей груди алую букву.
http://www.reformed.org.ua/2/
Информация о работе Феномен пуританства в осмыслении Готорна