Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:05, курсовая работа
Часто мы наблюдаем в литературе весьма широко распространенный круг произведений, в которых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к подчеркнутому преувеличению, к гротескной форме, резко искажающий реальный облик явления. Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художник изображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько преувеличивает ту или иную его черту, что делает его смешным и нелепым. При этом преувеличение, характерное для карикатуры, – это преувеличение особого рода, оно связано именно с подчеркиванием смешного и нелепого в изображаемом явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции так, чтобы они обнаружили неприемлемость для нас изображаемого явления.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сатиры как жанра 5
История становления сатиры как жанра
Юмор и сатира в художественной литературе 9
Глава 2. Н.В. Гоголь – М.А. Булгаков: 15
традиции и новаторство сатирической прозы
2.1 Юмор и сатира в произведениях Н.В. Гоголя
2.2 Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя 21
на сатиру М.А. Булгакова
Заключение 27
Библиография 29
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сатиры как жанра 5
Глава 2. Н.В. Гоголь – М.А. Булгаков: 15
традиции и новаторство сатирической прозы
2.1 Юмор и сатира в произведениях Н.В. Гоголя
2.2 Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя 21
на сатиру М.А. Булгакова
Заключение 27
Библиография 29
Введение
Часто мы наблюдаем в литературе весьма широко распространенный круг произведений, в которых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к подчеркнутому преувеличению, к гротескной форме, резко искажающий реальный облик явления. Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художник изображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько преувеличивает ту или иную его черту, что делает его смешным и нелепым. При этом преувеличение, характерное для карикатуры, – это преувеличение особого рода, оно связано именно с подчеркиванием смешного и нелепого в изображаемом явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции так, чтобы они обнаружили неприемлемость для нас изображаемого явления. Понятно, что такого рода изображение предполагает соотнесение данного явления с какой-то нормой, несоответствием которой и делает его для нас неприемлемым, смешным, нелепым, в наиболее острой форме - вызывающим негодование. «Для того чтоб сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, – отмечал Щедрин, чтоб она давала почувствовать писателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало» [1,206]. Эта подчеркнутая соотнесенность с идеалом и вместе с тем резкое отступление от реальных жизненных пропорций, присущих явлению, придает данному типу образного отражения действительности совершенно особый характер.
Комическое в жизни – это явления внутренне противоречивые, в которых мы отмечаем обесценивающее их несоответствие тому, на что они претендуют. Основное свойство комического состоит в том, что оно основано на ощущаемой нами внутренней противоречивости явления, на скрытой в нем, но улавливаемой нами его внутренней неполноценности, на несоответствии его внешних данных и внутренних возможностей, и наоборот.
Всматриваясь в сатирические образы, приходишь к выводу, что они непременно определенным образом эмоционально окрашены. Эмоциональная оценка в сатире –
всегда отрицание изображаемого смехом над ним.
Юмор намного реже предполагает отрицание; смех, рождаемый юмористическим отношением, по своей тональности отличается от сатирического смеха.
Н.В. Гоголь стал первым из русских писателей, изобразивший в ярчайшей форме отражение отрицательных явлений жизни.
Объектом нашего исследования являются сатирические произведения Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова: проблема традиций и новаторства.
Цель нашей работы: выявление черт гоголевской сатиры в произведениях М.А. Булгакова.
Цель работы определяет следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; дать определение сатиры и юмору; провести сравнительный анализ сатирических произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
Научная новизна состоит в систематизации сравнительной характеристики сатиры в творчестве двух писателей: Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
В работе анализируются сатирические произведения М.А. Булгакова, в которых комическое, как и у Н.В. Гоголя, занимает весьма существенное место. Сатира рассматривается как многоаспектная, многослойная, динамически развивающаяся художественно-эстетическая система, раскрывающая важнейшие структурообразующие элементы замысла писателя.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Теоретические основы сатиры как жанра
Сатира в начале своего появления являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями.
Сатира как жанр возникла в римской литературе. В литературной энциклопедии приводится следующее определение: «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров [18]. Оно связано и со словом satura, означавшим в простонародье блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров и на присутствие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Римская сатира наиболее проявилась в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала.
С течением времени сатира утрачивает свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами, например, элегией, идиллией и др. Изобличение стало основным признаком сатиры, определяющим ее основную сущность. Это свое назначение сатира выполняла при помощи разных литературных форм и жанров. Однако, когда возрождались в литературе формы античной литературы, возрождалась частично и старинная жанровая сатира. Так было, например, в русской литературе второй половины 18 века, когда классическая форма сатиры была использована Кантемиром, Сумароковым и др. Но одновременно с ней существовали и сатирическая комедия и сатирические журналы с их фельетонами, карикатурами, рассказами и др.
Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу не связывали со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного – в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры – в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов.
Cмеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 веке. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 веке маскарады, дурацкие процессии, шутовские свадьбы, насаждаются в России сверху и нередко вызывают протест со стороны простого народа.
В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков.
В 18 веке сатира в России процветает. Она воплощается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию, эпитафию, пародийную песню, публицистику. Особую роль в развитии сатиры сыграло творчество А.Д. Кантемира, основывающегося на европейские литературные традиции. Сатиры А.Д. Кантемира делились на философические и живописные. Он вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии и переносы, стремился приблизить стих к простому разговору, вводил просторечия, пословицы и поговорки. В.А. Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» писал о том, что сатиры А.Д. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские – «живописные», т.е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры – «философические», поскольку в них А.Д.Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом [10].
Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А.П. Сумароковым, автором книги «1774 Сатиры», который свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров изложил в двух эпистолах 1747 «О русском языке» и «О стихотворстве».
Сатиры А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, комедии Фонвизина обходили молчанием такие вопиющие явления, как например, крепостное право. Резкую противоположность сатире такого типа представляют сатирические разоблачительные картины «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Во второй половине 18 века стихотворная сатира в России утрачивает свою былую роль и уступает место журнальной. В 1760–1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И.С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. В литературном сознании формируется расширительное понимание сатирического как межжанровой разновидности идейно-эмоционального подхода к предмету изображения.
Своего расцвета русская сатира достигла в 18 веке. В 19 веке линия стихотворной сатиры в русской литературе постепенно затухает. Наиболее значительные ее образцы рождаются в контексте литературной полемики. Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона.
Фельетон – совершенно особенный жанр. Б.В. Стрельцов предлагает следующее определение: «фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций в действительности раскрывается путем инверсионной, ассоциативной разработки темы, с использованием приемов иносказания» [25,19].
Элементы сатиры интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Сначала – басни И.А. Крылова, сатирические стихи Г.Р. Державина, потом – А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума», Н.В. Гоголь сатирически показывал «мертвые души» помещичьей России. Сатира Гоголя имела глубоко революционизирующее значение. На смену дворянской (А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь) пришла сатира революционно-демократическая, содержавшая решительное отрицание феодально-крепостнической, царско-бюрократической системы. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «Современная ода», «Убогая и нарядная», «Современники» и др.).
Новый расцвет сатиры связан с революцией 1905 года. За годы 1905–1908 возникает огромное количество сатирических журналов, большей частью либерально-демократических. В эти годы создавалась пролетарская сатира, сатирические рабочие журналы и сатира большевистских газет «Звезда» и «Правда». Своих вершин пролетарская сатира достигает в творчестве М. Горького.
Советская сатира отличается не только по своей тематике. Она представляет значительные качественные видоизменения. В собственническом обществе сатира представляла собой или отрицание всей социальной системы в целом, или критику отдельных сторон этой системы. Советская сатира направлена, прежде всего, против действительности классово-враждебной, против прямого своего классового врага, противостоящего советской системе.
Советская сатира занята изобличением недостатков в своих собственных рядах. На этом пути она сумела завоевать целый ряд самых разнообразных жанров: басни-сатиры Д.Бедного, сатиры Маяковского, проза М.А. Булгакова, новеллы М.М. Зощенко и большие сатирические романы Ильфа и Петрова, очерки и фельетоны М. Кольцова, комедии Безыменского («Выстрел»), Киршона («Чудесный сплав»), Константина Финна. Это внедрение сатиры почти во все жанры, это многообразие сатирических форм уже само по себе доказывает, сколь необходима и актуальна советская сатира.
Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый сатирикон» (1913–1918). В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не сторонились смелой политической сатиры, обращались к широкому кругу стихотворных и прозаических жанров, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского и др.)
В творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (А. Аверченко, Саша Черный, Тэффи, В.Горянский, и др.) сатира занимает немаловажное место. В 1931 году в Париже М.Корнфельд возобновляет издание «Сатирикона». В вышедших номерах, помимо прежних авторов, участвуют И.А. Бунин, А.М. Ремизов, А.И. Куприн. Особое место в журнале занимает сатира на советскую действительность и нравы эмиграции.
С конца 1950-х и в 1960-е, на волне «оттепели», сатира в СССР идет на подъем и берет на себя роль подспудного полемического противостояния господствующей идеологии. Официозная версия советской эпической героики о «руководящей и направляющей силе партии» в годы Великой Отечественной войны сатирически ниспровергается в романе В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969).
В 1970-е и 1980-е отечественная сатира подхватывает традиции М.М. Зощенко и основным носителем сатирического сознания делает фигуру «простого советского человека», трезвого конформиста, который выхватывает из окружающего малейшие проявления абсурдности советского быта, слагающиеся в общую мозаику общественного неблагополучия. Идейная двусмысленность такого рода словесной продукции и ее скрытая оппозиционность обусловили постепенное перемещение сатиры от крупных литературных форм к миниатюрным устным жанрам анекдотического рассказа и эстрадной репризы (М. Жванецкий, А. Арканов и др.).
Сатирическое творчество представителей «третьей волны» русской эмиграции по большей части укладываются в жанровые рамки антиутопии и не выходят на пределы одномерного высмеивания советской действительности.
1.2 Юмор и сатира в художественной литературе
О сатире существует много исследований, но до сих пор среди ученых нет единого мнения о том, что такое сатира: род, жанр или особый принцип изображения действительности. Сатира (лат. satira) – вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.
Комизм лежит в основе сатиры вне зависимости от жанра. Смех всегда является огромным средством социального воздействия. «...Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного» [5,76].
Информация о работе Гоголь – Булгаков: традиции и новаторство сатирической прозы