Гоголь – Булгаков: традиции и новаторство сатирической прозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Часто мы наблюдаем в литературе весьма широко распространенный круг произведений, в которых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к подчеркнутому преувеличению, к гротескной форме, резко искажающий реальный облик явления. Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художник изображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько преувеличивает ту или иную его черту, что делает его смешным и нелепым. При этом преувеличение, характерное для карикатуры, – это преувеличение особого рода, оно связано именно с подчеркиванием смешного и нелепого в изображаемом явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции так, чтобы они обнаружили неприемлемость для нас изображаемого явления.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы сатиры как жанра 5
История становления сатиры как жанра
Юмор и сатира в художественной литературе 9
Глава 2. Н.В. Гоголь – М.А. Булгаков: 15
традиции и новаторство сатирической прозы
2.1 Юмор и сатира в произведениях Н.В. Гоголя
2.2 Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя 21
на сатиру М.А. Булгакова

Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Сатира.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Для усиления комической ситуации Н.В. Гоголь часто использует прием комического преувеличения, благодаря которому данная ситуация становится гротескной. Например, в повести «Нос» развивается гротескная комическая ситуация; фабула представляет собой фантастическую и невероятную историю, в которой персонаж Ковалев просыпается без собственного носа, и все его дальнейшие действия направлены на поиски пропажи, в то время как нос свободно разгуливает по Невскому проспекту.

Как отметил М. Бахтин, Н.В. Гоголь «погружает» гротескную фабулу в совершенно «определенную», выбранную автором обыденную среду, чтобы показать, как данное событие "будет свершаться в сгущенной атмосфере праздности и пустоты" [4,422]. Такой прием позволяет автору в полной мере обнажить пороки своих героев: убожество, бесцельность их существования и полное отсутствие каких-либо духовных интересов.

Любая комическая ситуация является лишь вспомогательным приемом, позволяющим автору выгодно представить главный объект комического - комический характер.

М. Бахтин дает такое определение комическому характеру: «Комический характер - это то, что остается за вычетом быта, за вычетом положения; это человек, который смешон своими чертами. Первое требование к комическому характеру – отсутствие разрыва между характером и судьбой: этот человек сделан для этой судьбы, и наоборот. <...> Так, у Гоголя <...> слияние фабулы с судьбой происходит полностью» [4,422].

Еще Аристотель утверждал, что комедия изображает людей «худших, нежели ныне существующие». Поэтому для создания комического характера необходимо некоторое преувеличение дефектов, свойственных человеку [11]. Существует несколько типов комического преувеличения - карикатура, гипербола и гротеск.

Карикатура, которая преувеличивает и деформирует какую-то отдельную отрицательную черту, чтобы именно на нее было обращено основное внимание читателя или зрителя, представляет собой весьма эффективный комический прием и по этой причине часто используется юмористами и сатириками. Многие персонажи «Мертвых душ» созданы с помощью карикатуры: Манилов символизирует слащавость, Собакевич - грубость, Плюшкин - жадность и так далее.

Гоголь в своих произведениях  использует принцип повторения в создании комической пары. В произведениях сатирика можно найти как комические пары с похожими характеристиками (Бобчинский - Добчинский; жена и дочь городничего; Иван Иванович и Иван Никифорович; Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна и т.д.), так и комические пары с противоположными характеристиками (Пискарев - Пирогов; Подколесин - Кочкарев; Башмачкин до и после смерти).

Другим часто используемым гоголевским приемом в создании комического характера является выбор профессии персонажа. Так, в гоголевских повестях часто встречаются чиновники, переписчики, портные, цирюльники, повара, а иногда в этот список попадают и «иностранные граждане», как это произошло «с жестяных дел мастером» Шиллером и его приятелем, «довольно хорошим сапожником» Гофманом. Прием выбора профессии персонажа впоследствии был широко использован Чеховым, который продолжил эту гоголевскую традицию чередой швейцаров, полицейских, врачей, учителей и других профессиональных категорий.

Решающую роль в создании персонажа играет имя героя, являющееся важнейшим юмористическим и сатирическим средством в поэтике Гоголя. Известно,

что Гоголь «придумывал» имена, отчества и фамилии своим героям чрезвычайно кропотливо, порой используя при этом даже лингвистические приемы, как, к примеру, итерацию: Чи-чиков, Лю-люков, Тен-тет-ников. Или когда отчество повторяет имя героя: Акакий Акакиевич, Иван Иванович. Иногда писателем используется двойная итерация: Петр Петрович Петух. Данный гоголевский прием был назван Ю. Тыняновым приемом «словесной маски», позволяющим сатирику создать свои ясно вычерченные и «резко определенные» характеры, «не испытывающие никаких «переломов» или «развитии» [26].

Подобно Шекспиру, Гоголь порой создает имена своих героев посредством сравнения с животными или вещами: Собакевич, Коробочка, Петух, Яичница, Земляника и так далее. В этом гоголевском приеме М. Бахтин отметил наличие «чрезвычайно последовательной системы превращения имен в прозвища» [3].

Важным приемом создания комизма у Гоголя является портрет персонажа. Сатирик обычно описывает своих героев самым тщательным образом, часто выделяя их «физиологические» характеристики. Писатель любит рассказывать в деталях, что в точности его герои едят, как одеваются, как умываются, бреются, чихают и так далее.

Язык Гоголя представляет собой новый этап в развитии языка русской прозы. В частности, новаторство сатирика заключается в существенном расширении диапазона языковых средств и в дальнейшем сближении языка художественной прозы с живой разговорной речью среднего класса общества.

Необходимо также отметить, что в создании своего неповторимого комического стиля Гоголь опирается как на европейскую, так и на русскую литературную традицию. В гоголевской иронии можно заметить влияние Стерна, но Гоголь трансформирует иронический прием английского писателя, включив его в свою особую систему взаимодействующих юмористических и сатирических средств. Ирония становится эффективным оружием в комическом сказе писателя, который он использует для обнаружения и разоблачения слабостей и пороков своих персонажей и комической ситуации в целом. В повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» есть ироническое описание «единственной», «удивительной» и «прекрасной» лужи Миргорода, которая «занимает почти всю площадь» и которую городничий называет «озером». Кроме иронии в данном отрывке используется также прием торжественного и хвалебного тона, который помогает Гоголю разоблачить предмет комического - город Миргород и его жителей, подчеркнув всю их банальность и ничтожность.

Другим часто используемым гоголевским комико-лингвистичестим средством является комический сдвиг в логике, в результате которого стилистически выстроенное доказательство не соответствует внутреннему смыслу доказуемого, а ведет к совсем противоположному суждению. Так, в описании Ивана Ивановича Гоголь «делает вид», что дает положительные характеристики своему герою, в то время как читатель понимает совсем обратное: гоголевский персонаж - человек совершенно посредственный, с низменными интересами, но который очень высокого мнения о себе. Разработанный Гоголем комический прием сдвиг в логике впоследствии широко используется другими русским юмористами и сатириками: Лейкиным, Лесковым, Чеховым, Тэффи, Зощенко и другими.

Принцип разрушения логики становится основой многих комико-лингвистических приемов Гоголя.

М. Бахтин также отмечает распространенность у Гоголя различного рода «алогизмов», которые ученый называет элементами «кокаланов», с помощью которых писатель создает свои «словесные нелепицы». Этот комико-лингвистический прием М. Бахтин рассматривает в связи с непосредственным влиянием на Гоголя различных форм народной комики и с гротескным реализмом [3].

Другим распространенным средством комического у Гоголя является прием физиологизации речи. Такой речью, к примеру, наделен Башмачкин в «Шинели»: автор «озвучивает» своего героя-неудачника, изъясняющегося «большею частью предлогами, наречиями... и частицами, которые решительно не имеют никакого значения», не только для того, чтобы подчеркнуть незначительность и ничтожность своего героя, но и для того, чтобы возбудить в читателе чувство жалости, сопереживания и беспокойства за его судьбу [13].

Гоголь является продолжателем традиций Фонвизина и Грибоедова, то есть традиций русской комедии социальной сатиры. В то же время писатель стал первым русским прозаиком XIX века, который разработал метод социальной характеристики персонажей, поэтому гоголевские герои – это прежде всего социальные типы, представители определенного социального слоя общества, наделенные «типичными, устойчивыми признаками, вкусами и интересами» данной социальной среды [15,102-103].

 

2.2 Влияние сатирического  творчества Н.В. Гоголя на сатиру  М.А. Булгакова

 

Уже довольно долгое время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено.

Проблему традиций Н.В. Гоголя в творчестве М.А. Булгакова можно назвать неисследованной. Некоторым критикам произведений М.А. Булгакова бросались в глаза явные приметы гоголевского творчества и даже личности самого Н.В. Гоголя. В качестве примера можно назвать имена следующих исследователей: В.Г. Боборыкин, З.Г. Галинская, М. Чудакова.

Гоголь - мыслитель, Гоголь - художник играет основную роль в формировании и эволюции Булгакова, он живет в письмах писателя, беседах с близкими, друзьями. В письмах Булгаков называет Гоголя «хорошо знакомым человеком» и «великим учителем».

Обратимся непосредственно к булгаковскому творчеству и попытаемся выявить те элементы поэтики, стиля, языка, которые М.А. Булгаков заимствовал у своего учителя. Первые же из известных нам произведений Булгакова показывают, что это предпочтение Гоголя не было независимым от собственной его творческой работы - напротив, в ней-то настойчивей всего оно и утверждалось, становилось фактом литературным. Его ранние повести и рассказы открыто ориентированы на Гоголя.

В первое десятилетие творчества Булгакова увлекала фантастика украинских и петербургских повестей Гоголя, присущий ему романтический и реалистический гротеск. В 1922-1924 годах, работая в редакции газеты «Накануне», Булгаков выступает как бытописатель Москвы. Из номера в номер с продолжением печатались очерки и фельетоны, где ирония и сарказм нередко уступали место лирике и оптимизму.

В сентябре 1922 года в «Накануне» Булгаков опубликовал рассказ «Похождения Чичикова». Родился рассказ как острая непосредственная реакция писателя на странные, с его точки зрения, для революционной страны контрасты. Контраст этот Булгаков видел не извне, не со стороны, а изнутри, из собственного голодного и холодного быта. Так он и построил рассказ.

Булгаков строит фельетон, раскрывая знакомые уже качества гоголевских героев в новой обстановке. Он рисует сатирическую картину "деятельности" частных предпринимателей, обкрадывающих молодое государство, только становящееся на ноги после гражданской войны. Писатель создает комические ситуации, вызванные новыми сокращенными названиями учреждений, к которым еще не привыкли москвичи, да и сам автор относится с некоторым сомнением. Так, Чичиков берет в аренду предприятие «Пампуш на Твербуле» и наживает на нем миллиарды. Впоследствии выяснилось, что такого предприятия не существовало, а аббревиатура означает «Памятник Пушкину на Тверском бульваре».

Приемы реалистического гротеска Гоголя реализованы и в описании головокружительной карьеры Чичикова, и в том, как описана сцена его разоблачения.

Несомненно, у Гоголя брал Булгаков  первые уроки гротеска, которые он не забывал и в ходе работы над «Дьяволиадой». Под гротеском в широком смысле следует понимать такую направленность действий и положений, при которых утрируется какое-нибудь явление путем перемещения плоскостей, в которых это явление обычно строится. Получающееся, таким образом воспроизведение известного явления «остраняет» его в сторону или комедийной плоскости, или, наоборот, трагической углубленности.

Причины появления гротеска в творчестве и Гоголя и Булгакова вызваны проблемами внутреннего порядка, «душевными потребностями» - тоской, желанием выйти из ограничивающей невыносимой действительности. Тоже у Булгакова в «Похождении Чичикова» - комедийный гротеск сменяется грустью, тоской по неустроенному быту: «чуть было не выложил в трубку все сметные предположения, которые давно уже терзали меня», «увял и пробормотал», «хмурые  бессонные ночи».

Сравним внешние, сюжетно-композиционные детали «Сорочинской ярмарки» и «Похождения Чичикова». У Гоголя можно отметить прежде всего внешний гротескный момент – разделение на 13 глав («чертово число»), которое вкупе с образом цыгана, наделенного дьявольскими характеристиками, свидетельствует о вмешательстве черта. У Булгакова также рассказ начинается с общей гротескной установки: повествование отталкивается от описания «царства теней» и проделки «шутника сатаны». «Сорочинская ярмарка» для Гоголя, и «Похождение Чичикова» для Булгакова – были первыми, так сказать, «ученическими» произведениями. В последующих произведениях у обоих писателей характер гротеска меняется.

М.А. Булгаков был мастером сатирического портрета, но при этом он напоминает об истинном назначении писателя: после сатирической или комической картины следуют горькие слова лирического героя, заставляющие читателя задуматься, смех сменяется состраданием к герою, а затем чувством протеста. Так, например, «Театральный роман» производит впечатление поэтическое. Здесь продолжено присущее Гоголю двойное осмысление действительности: комическое и высоко лирическое.

М.А. Булгаков обратился к наиболее фантастической из петербургских повестей Н.В. Гоголя, чтобы передать атмосферу учрежденческого быта Москвы 20-х годов. Так «Нос» промелькнул в первых произведениях М.А. Булгакова («Записки на манжетах», «Дьяволиада»).

В последнем творении, романе «Мастер и Маргарита», значительная часть эпилога варьирует концовку «Носа»: нелепые слухи, распространяемые в обеих столицах, критическое отношение к ним «почтенных и благонамеренных людей» в повести - и «наиболее развитых и культурных людей» в романе; опыты магнетизма в «Носе» - и шайка гипнотизеров и чревовещателей в «Мастере и Маргарите»; и, наконец, любопытство толпы обывателей, стекающихся к магазину Юнкера поглазеть на нос, претворившееся у Булгакова в волнение многочисленных охотников за котами (толпа в театре).

Лень ума, отсутствие воображения, живучесть предрассудков - вот что иронически высмеял в эпилоге Булгаков, вот для чего он обратился к повести Гоголя.

В последнем романе «Мертвые души» в образе Чичикова у Гоголя звучит тема продажи души дьяволу; Булгаков сталкивает своих персонажей с самим сатаной.

Информация о работе Гоголь – Булгаков: традиции и новаторство сатирической прозы