Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 04:12, курсовая работа
Целями данного исследования являются:
- изучение интонационных особенностей при чтении поэтического произведения(американский вариант);
- выявление наиболее важных компонентов интонации при чтении поэтического текста.
Достижение целей обуславливает необходимость решения ряда более частных задач:
-систематизировать теоретические знания по английской интонации;
Введение……………………………………………………………………..…….…...5
Глава 1.Теория интонации…………………………………………………..……...7
Понятие интонации………………………………………………………..….....7
Эмфатическая интонация…………………………………………………….....8
Функции интонации……………………………………………………………..9
Компоненты интонации……………………………………………..................10
1.4.1. Мелодика………………………………………………………………....11
1.4.2. Интенсивность…………………………………………………………….12
1.4.3.Фразовое ударение………………………………………………………..14
1.4.4. Длительность и темп речи………………………………………………..14
1.4.5. Пауза…………………………………………………………………........17
1.4.6. Тембр………………………………………………………………………19
1.5. Поэтическая интонация………………………………………………………….…20
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование компонентов интонации в стихотворной речи……....24
2.1. Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов…24
2.2. Мелодика………………………………………………………………………..…25
2.2.1. Мелодика стихотворения в мужском исполнении…………..……………..…25
2.2.2. Мелодика стихотворения в женском исполнении…………..…………….….26
2.3. Паузация………………………………………………………………………..….27
2.3.1. Паузация стихотворения в мужском исполнении …………………….……..27
2.3.2. Паузация стихотворения в женском исполнении ……………………………28
2.4. Ритм в стихотворении…………………………………………………………….29
2.4.1. Ритм в стихотворении в мужском исполнении ………………………..29
2.4.2. Ритм в стихотворении в женском исполнении…………………………30
2.5. Тембр стихотворной речи………………………………………………………...31
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении……………………...32
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении………………….….32
Выводы по Главе 2………………………………………………………………......33
Глава 3. Описание экспериментально-фонетического исследования………...34
Выводы по Главе 3…………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
______________________________
______________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К_____________________________
(дипломному проекту (работе); выпускной работе бакалавра, магистра)
На тему:
______________________________
студент
группы ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
Направление
подготовки (специальность)_______________
______________________________
Руководитель__________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
Консультанты__________________
______________________________
______________________________
______________________________
Зав.
Кафедрой ______________________________
20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теория интонации…………………………………………………..
1.4.1. Мелодика…………………………………………………………
1.4.2. Интенсивность……………………………………………
1.4.3.Фразовое ударение……………………………………………………….
1.4.4. Длительность и темп речи………………………………………………..14
1.4.5. Пауза…………………………………………………………………
1.4.6. Тембр…………………………………………………………………
1.5. Поэтическая интонация………………………………………………………
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………...
Глава 2. Исследование компонентов интонации в стихотворной речи……....24
2.1. Общая характеристика
2.2. Мелодика…………………………………………………………
2.2.1. Мелодика стихотворения в мужском исполнении…………..……………..…25
2.2.2. Мелодика стихотворения в женском исполнении…………..…………….….26
2.3. Паузация…………………………………………………………
2.3.1. Паузация стихотворения в мужском исполнении …………………….……..27
2.3.2. Паузация стихотворения в женском исполнении ……………………………28
2.4. Ритм в стихотворении…………………………
2.4.1. Ритм в стихотворении в мужском исполнении ………………………..29
2.4.2. Ритм в стихотворении в женском исполнении…………………………30
2.5. Тембр стихотворной речи………………………………………………………...31
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении……………………...32
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении………………….….32
Выводы по Главе 2……………………………………………………………….....
Глава 3. Описание экспериментально-
Выводы по Главе 3……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..….
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Поэтический текст — особый способ организации речи, словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Каждое искусство имеет своё собственное средство: у художника — краски, у музыканта — звуки, а у писателя — слова. Сложность в том, что слова используются в повседневной жизни и изнашиваются, как монеты долгого использования. Поэт, более чем другой писатель, пытается взглянуть на слова по-новому. Он таким образом расставляет слова, чтобы они приносили такое же удовольствие, какое мы испытываем от музыки или картин. Большая часть удовольствия исходит из самих слов, но определённая часть — от их ритмической расстановки. Но слова, в отличие от музыки, имеют смысл, о котором должен заботиться поэт. Некоторые поэты попытались избавиться от этой помехи. Они желали создавать рисунки слов и ритмы, лишённые смысла. В то же время большинство великих поэтов придавали смыслу первостепенное значение, показывая любовь, смерть, желания.
Особую роль при чтении поэтического текста играет интонация.
Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались фонетисты, фонологи, синтаксисты, описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи ее компонентов.
Актуальность темы заключается в тщательном и подробном исследовании интонации и ее компонентов при чтении поэтических произведений.
Новизна данной работы заключается в том, что были проанализированы поэтические произведения Уильяма Батлера Йейтса “The Song of Wandering Aengus„ и Кристины Розетти „The Months“ с точки зрения особенностей интонирования поэтического текста в американском варианте английского языка.
Достоверность данного исследования подтверждается тем, что было проанализировано 42 источника теоретического материала. В данной работе для исследования звучащей речи использовались методы слухового анализа. За образец были взяты поэтические произведения, прочитанные носителями языка. Длительность стихотворных текстов составила 2 минуты 30 секунд.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование результатов, полученных в ходе исследования, поможет улучшить качество занятий по практической фонетике для студентов факультета иностранных языков. Необходимо правильно овладеть не только фонемным составом американского варианта английского языка, но и типичными чертами его интонации, в том числе эмфатической, так как ошибки в интонации не только искажают общее звучание поэтического произведения, но часто приводят к непониманию и искажению смысла
Данное исследование проводилось на материале звучащей речи английского языка(американский вариант). В ходе работы были использованы стихотворения Christina Rosetti – «The Months» и «The Song of Wandering Aengus» by W. B. Yeats.
Целями данного исследования являются:
- изучение интонационных особенностей при чтении поэтического произведения(американский вариант);
- выявление наиболее важных компонентов интонации при чтении поэтического текста.
Достижение целей обуславливает необходимость решения ряда более частных задач:
-систематизировать
теоретические знания по
- изучить особенности интонационного оформления английской речи при чтении поэтического произведения;
-выделить основные компоненты
интонации английского языка(
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В главе 1 раскрываются особенности речевой интонации английского языка. В главе 2 описывается интонирование при чтении поэтических произведений. В заключении подводится итог исследования особенностей интонации при чтении поэтических текстов на английском языке (американский вариант).
ГЛАВА 1.ТЕОРИЯ ИНТОНАЦИИ
Интонация — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под интонацией понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании [12, с.5].
В плане фонетическом интонация получила большое количество определений, и в настоящее время, по-видимому, нет общепринятой точки зрения по поводу того, что следует понимать под этим термином в языкознании вообще, и в фонетике в частности.
Ж. Марузо отождествляет интонацию с мелодией речи, давая ей следующее определение: «Изменения высоты звука в речи образуют то, что называют в самом общем виде интонацией»[9, с.124].
В фонологическом плане интонация
рассматривается в работах
По определению Л.В. Щербы интонация – это мелодия, то есть музыкальное движение голоса во время речи[29, с.193].
Д.Джоунз рассматривает интонацию
как изменения, которые происходят
в высоте голоса в связной речи.
Американцы Р. Ладо и Ч. Фриз рассматривают
интонацию как сочетание
Итак, мы
видим, что большинство исследователей
считают компонентами интонации
изменение высоты тона, фразовое ударение,
ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба,
Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в
качестве компонентов интонации
всего лишь один-два элемента: изменение
высоты основного тона и фразовое
ударение или изменение высоты основного
тона и ритм. Таким образом, все
исследователи считают
1.2.Эмфатическая интонация
Эмфатическая интонация(Emphatic Intonation) – сложная интонация, выражающая разные созначения, особое смысловое подчёркивание слов и эмоций. Она представляет собой единство ритма, мелодии и эмфатического ударения, в ней выражены яркие эмфатически акцентированные эмоции и отношения говорящего. Она характеризуется более сложным по сравнению с неэмфатической интонацией мелодическим ходом и ритмом, концентрацией интенсивности в особо важных словах, яркой тембральной окраской, заметными убыстрениями и замедлениями темпа [5, с.203].
Эмфатическая
интонация – сложная интонация,
выражающая разные созначения, особое
смысловое подчёркивание слов и
эмоций. Она представляет собой единство
ритма, мелодии и эмфатического
ударения, в ней выражены яркие
эмфатически акцентированные
Информация, которая передается эмфатическими интонационными типами, имеет свою специфику. Она заключается в том, что с их помощью выделяется тот или иной элемент синтагмы для создания контраста или для того, чтобы подчеркнуть его важность и значение[3, с.78].
Одной из
особенностей эмфатической интонации
является изменение интенсивности
высказывания. Интенсивность возрастает
с увеличением общего эмоционального
напряжения. Положительные и активные
эмоции обычно характеризуются повышением,
а отрицательные и пассивные
– понижением общего уровня интенсивности.
Высокий уровень громкости
1.3.Функции интонации
Интонация характеризуется разнообразием функций.
Большинство исследователей считают, что основной функцией интонации является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. И когда говорят, что какое-нибудь предложение было произнесено без интонации, это означает в первом случае, что оно было сказано с монотонной интонацией, а во втором, что интонация была недостаточно выразительной.
Неопределенность
в трактовке «функция» привела
к появлению разнородных по принципам
и противоречивых по содержанию систем
классификации функций
- Организация и членение речевого потока является одной из основных функций интонации.
Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи — это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей).
Peter said brother is ill today we must send for the doctor.
Отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации как суперсегментного средства.
Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным пониманием.
-Функция выражения степени связи между единицами членения.
В естественной
речи связь между соседними
′Peter said ׀ Brother is ill today.׀׀ We must send for the doctor.
Информация о работе Исследование компонентов интонации в стихотворной речи