Исследование компонентов интонации в стихотворной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данного исследования являются:
- изучение интонационных особенностей при чтении поэтического произведения(американский вариант);
- выявление наиболее важных компонентов интонации при чтении поэтического текста.
Достижение целей обуславливает необходимость решения ряда более частных задач:
-систематизировать теоретические знания по английской интонации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….…...5
Глава 1.Теория интонации…………………………………………………..……...7
Понятие интонации………………………………………………………..….....7
Эмфатическая интонация…………………………………………………….....8
Функции интонации……………………………………………………………..9
Компоненты интонации……………………………………………..................10
1.4.1. Мелодика………………………………………………………………....11
1.4.2. Интенсивность…………………………………………………………….12
1.4.3.Фразовое ударение………………………………………………………..14
1.4.4. Длительность и темп речи………………………………………………..14
1.4.5. Пауза…………………………………………………………………........17
1.4.6. Тембр………………………………………………………………………19
1.5. Поэтическая интонация………………………………………………………….…20
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование компонентов интонации в стихотворной речи……....24
2.1. Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов…24
2.2. Мелодика………………………………………………………………………..…25
2.2.1. Мелодика стихотворения в мужском исполнении…………..……………..…25
2.2.2. Мелодика стихотворения в женском исполнении…………..…………….….26
2.3. Паузация………………………………………………………………………..….27
2.3.1. Паузация стихотворения в мужском исполнении …………………….……..27
2.3.2. Паузация стихотворения в женском исполнении ……………………………28
2.4. Ритм в стихотворении…………………………………………………………….29
2.4.1. Ритм в стихотворении в мужском исполнении ………………………..29
2.4.2. Ритм в стихотворении в женском исполнении…………………………30
2.5. Тембр стихотворной речи………………………………………………………...31
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении……………………...32
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении………………….….32
Выводы по Главе 2………………………………………………………………......33
Глава 3. Описание экспериментально-фонетического исследования………...34
Выводы по Главе 3…………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

gotovyy.docx

— 85.05 Кб (Скачать файл)

Существует определенная связь  между темпом произнесения и коммуникативным  типом предложения: относительно быстрый  темп характерен для вопроса, относительно медленный — для восклицательно-оценочного предложения. Наряду со средним темпом интонационных единиц, можно говорить и о динамике темпа. Наиболее общей  тенденцией является некоторое замедление темпа к концу единицы, нередко  сочетающееся с расположением ближе  к концу наиболее важных элементов  высказывания. Однако такое сочетание  не является обязательным, возможны иные структуры темпа, с двумя и  более сильными временными точками.[14, с.95].

Учет пауз приобретает особенно большое значение при сравнении  субъективной и объективной оценок темпа.. Аудиторские оценки темпа (как  нормального, медленного или быстрого) лучше соответствовали данным полного  темпа. Однако более легко и единодушно слушающие оценивали темп чтения тех дикторов, у которых ранги  артикуляционного и полного темпа  совпадали. Роль пауз при субъективной оценке темпа подтвердили эксперименты с искусственным укорачиванием  и удлинением пауз в тексте. Например, при увеличении длительности пауз в  тексте, произносимом диктором с быстрым  индивидуальным темпом, повышалось количество оценок его темпа как среднего и даже появлялись отдельные оценки "медленный темп"[10, с.231].

 

1.4.5. Пауза

Пауза занимает среди компонентов  интонации особое место. Будучи функционально  суперсегментным явлением, физически  она представляет собой особый, "пустой" сегмент. Чаще всего пауза определяется как перерыв в звучании или  прекращение фонации на определенное (обычно довольно длительное) время. Пауза как физическое явление не совпадает с тем, что обычно понимается под паузой в фонетических исследованиях. С одной стороны, не всякий перерыв в звучании есть пауза. Полное прекращение фонаций имеет место и на фазе смычки глухих согласных, являясь их составной частью. С другой стороны, воспринимаемая пауза не обязательно представляет собой полный перерыв в звучании: она может быть заполненной (нейтральным гласным, сочетаниями звуков). Как перерыв в речи могут восприниматься и резкие изменения других компонентов интонации (перепады мелодики, контраст по длительности и интенсивности). Все это делает весьма сложной задачу определения паузы как функционального явления по акустическому сигналу и особенно задачу автоматического выделения пауз при членении потока речи на минимальные интонационные единицы[24, с.171].

Абсолютная длительность интонационных  пауз изменяется в широких пределах — от величин, сопоставимых со средней  длительностью звука или слога, до величин, сопоставимых со средней  длительностью разделяемых паузой отрезков (синтагм или фраз). При этом абсолютная длительность паузы зависит также от индивидуального и ситуативно обусловленного темпа речи.

Наиболее вариативна и интересна  с интонационной точки зрения длительность пауз внутри высказывания, поскольку отражает не только факт членения потока речи на смысловые отрезки (синтагмы), но и характер смысловой связи между этими отрезками.

По длительности паузы могут быть разделены на минимальные (сюда входят и нулевая пауза), средние и большие. Это разделение подтверждается соотношением данных типов пауз с другими компонентами интонации, в результате чего становится возможным выделение ограниченного числа неслучайных комбинаций интонационных признаков, передающих смысловую интонацию [16, с.146].

Смысловая нагрузка интонационных  пауз весьма значительна. Они являются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы (фразы и синтагмы). Само наличие перерывов в определенных местах речевого потока и отсутствие их в других свидетельствуют о разной смысловой связи рядом стоящих слов. Пауза между словами разрывает или существенно ослабляет связь между ними. Внутри смыслового единства пауза нежелательна, а если таковая появляется, то она воспринимается не как запланированная интонационная пауза, а как пауза хезитации, отражающая процесс поиска и перестроек в ходе порождения речи. Именно в местах слабой смысловой связи в хорошо организованной речи может производиться вдох (хотя далеко не каждая пауза используется для вдоха). Благодаря существованию разных типов пауз (в зависимости от их длины и сочетания с другими интонационными средствами) появляется возможность выражения различного характера связи между интонационно-смысловыми единицами. При этом интонационные средства используются преимущественно для выражения степени связи (слабая, средняя, тесная) , но в сочетании с лексико-грамматической структурой высказывания конкретизируется и качественный характер связи, так что оказывается возможным говорить о выражении интонационными средствами, а среди них не в последнюю очередь и паузой, значений противопоставления, сопоставления, важного и несущественного появления. Очевидна семантическая нагрузка и так называемых "психологических" пауз, характерных для особо выразительной и эмоциональной речи, например, при особом выделении слова путем постановки паузы перед ним или после него[25, с.138].

 

1.4.6. Тембр

Тембр, иначе тембральная окраска речи - специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи).

Часто тембр голоса определяют как  дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.

По тембру голоса устанавливают  его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у  каждого человека свой тембр, как  и отпечатки пальцев.

Тембр голоса может изменяться, что  зависит от эмоционального состояния  человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску  речи, которая придает ей те или  другие экспрессивно-эмоциональные  свойства. Такое значение приобретает  иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами[8, с.124].

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые  различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное(угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого  человека своя тембровая окраска[6, с.216].

 

1.5.Поэтическая интонация

«Словарь  литературоведческих терминов»  под редакцией Тимофеева и  Венгрова определяет интонацию как  «манеру говорить, характер произнесения слов, тон человеческой речи, который  определяется чередованием повышений  и понижений голоса, силой ударений, темпов речи, паузами и др. В интонации  выражаются чувство, отношение говорящего к тому, что он говорит, или к  тому, к кому он обращается. Интонация  придает слову или фразе законченность, тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которое хочет выразить говорящий... [23, с.15].

В своеобразном синтаксическом построении речи, в  расположении слов в предложении, в  подчеркивании отдельных из них  паузами, перерывами голоса или, наоборот, ускоренным их произношением писатель передает разнообразные интонации речи своих персонажей или (в авторской речи) интонации голоса повествователя».

Все сказанное  – верно, но неполно. Тут трактуется не поэтическая интонация в узком  смысле слова, не интонация стихотворной строки или строфы, а интонация, находящаяся  в художественной прозе [1, с.89].

Что же называется поэтической интонацией, литературным портретом поэта, его особыми  приметами, раскрытыми в стихах?

Интонация – это те особенности, которые  складываются в строке, в строфе, в отдельном стихотворении.

Эти особенности  прежде всего относятся к своеобразной расстановке, расположению слов в строке, к тому, что называется инверсией.

Излюбленный размер – тоже входит в понятие  интонации.

 

Основными особенностями стихотворного почерка  являются:

 

-аллитерация, у каждого поэта особенным образом выраженная. Организация звуковой опоры стиха – одна из главнейших задач поэта.

 

Лет до ста  расти нам без старости.

 

- рифма  - следующая особенность поэтической  интонации.

 

Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.

-Метафора. Хотя метафоры, так же как и тема, относятся к вопросу стиля (более широкому, чем интонация), для поэтической строки привычной своеобразные метафоры служат опознавательным признаком. В понятие стиля входит привычный круг мыслей, разработка привычных тем, трактовка вопросов определенным образом [24, с.54].

-Мелодика стиха — совокупность особенностей стихотворной речи, которые связаны с модуляцией (изменением) речи по высоте основного тона. Это изменение используется в языке в трех основных функциях:

 

а) для характеристики и противопоставления друг другу отдельных слогов —музыкальное слогоударение, или музыкальный тон (в китайском, вьетнамском языках, во многих языках Западной Африки);

 

б) для характеристики и противопоставления друг другу  отдельных слов- музыкальное словоударение (в японский, сербский, норвежский, в ряде языков Центральной и Южной Африки, в индейских языках Центральной Америки);

 

в) для характеристики и противопоставления друг другу  определенных типов предложений и логического выделения отдельных слов и синтагм — в большинстве языков мира, в том числе в русском. В языках с музыкальным слого- и словоударением изменение по высоте основного тона может спорадически использоваться как средство поэтической техники. В русском стихе мелодика  реализуется главным образом в системе интонаций, то есть в системе повышений и понижений голоса в рамках предложений и групп предложений [14, с.67].

 

Наше  литературоведение недостаточно разработало  этот кардинальный вопрос поэтики. Определение  поэтической интонации ведется  критиками чисто эмпирически, на слух, – но эти звуковые сочетания  возможно перевести на язык логики, дать определение поэтической интонации.

 

 

Выводы по Главе 1

Таким образом, теоретическое исследование вопроса  позволило выявить важные аспекты  изучения интонации при чтении поэтического текста. Теоретические данные позволят проследить закономерности интонационного оформления стихотворений, которые характеризуется, прежде всего, эмфатичностью.

Интонационное  оформление стихотворения, проявление всех компонентов является его неотъемлемой частью.

Изучение  особенностей интонирования стихотворений  в американском варианте английского языка будет описано в главе 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ  ИНТОНАЦИИ

В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ

2.1. Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов

Целью чтения поэтического текста является эмоциональное  воздействие на слушателей. Чтобы  добиться этой цели читающий должен использовать определенные приемы, а именно –  акцентирование важных слов, изменение  тона голоса, изменение темпа речи и расстановки пауз.

Экспериментально-фонетическим путем было проведено исследование на материале чтения стихотворений  Уильяма Батлера Йейтса  “The Song of  Wandering Aengus„ и  Кристины Розетти  „The Months“ в мужском и женском исполнении.

Общее время звучания данных стихотворений - 2 минуты 30 секунд.

Прежде  чем приступить к выделению наиболее характерных для художественной речи компонентов интонации, необходимо дать общую характеристику чтения данных стихотворений. При чтении данных стихотворений  используется множество, характерных  для чтения стихотворения, приемов. Говоря о темпе, следует отметить, что он не очень быстрый, а в  отдельных моментах – медленный, что делается специально, для выделения  наиболее значимых слов и словосочетаний. Если рассматривать чтение данных стихотворений  с точки зрения эмфатической интонации, то можно сказать, что в целом  чтение данных стихотворений очень  эмоционально, а именно есть много  подъемов и падений, а также есть значительное изменение по громкости.

Переходя  к наиболее  ярким моментам в  художественной речи, необходимо отметить некоторые особенности. Во-первых, очень  важная роль в интонационной интерпретации художественного текста принадлежит паузе.

Информация о работе Исследование компонентов интонации в стихотворной речи