Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 04:12, курсовая работа
Целями данного исследования являются:
- изучение интонационных особенностей при чтении поэтического произведения(американский вариант);
- выявление наиболее важных компонентов интонации при чтении поэтического текста.
Достижение целей обуславливает необходимость решения ряда более частных задач:
-систематизировать теоретические знания по английской интонации;
Введение……………………………………………………………………..…….…...5
Глава 1.Теория интонации…………………………………………………..……...7
Понятие интонации………………………………………………………..….....7
Эмфатическая интонация…………………………………………………….....8
Функции интонации……………………………………………………………..9
Компоненты интонации……………………………………………..................10
1.4.1. Мелодика………………………………………………………………....11
1.4.2. Интенсивность…………………………………………………………….12
1.4.3.Фразовое ударение………………………………………………………..14
1.4.4. Длительность и темп речи………………………………………………..14
1.4.5. Пауза…………………………………………………………………........17
1.4.6. Тембр………………………………………………………………………19
1.5. Поэтическая интонация………………………………………………………….…20
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование компонентов интонации в стихотворной речи……....24
2.1. Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов…24
2.2. Мелодика………………………………………………………………………..…25
2.2.1. Мелодика стихотворения в мужском исполнении…………..……………..…25
2.2.2. Мелодика стихотворения в женском исполнении…………..…………….….26
2.3. Паузация………………………………………………………………………..….27
2.3.1. Паузация стихотворения в мужском исполнении …………………….……..27
2.3.2. Паузация стихотворения в женском исполнении ……………………………28
2.4. Ритм в стихотворении…………………………………………………………….29
2.4.1. Ритм в стихотворении в мужском исполнении ………………………..29
2.4.2. Ритм в стихотворении в женском исполнении…………………………30
2.5. Тембр стихотворной речи………………………………………………………...31
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении……………………...32
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении………………….….32
Выводы по Главе 2………………………………………………………………......33
Глава 3. Описание экспериментально-фонетического исследования………...34
Выводы по Главе 3…………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………
′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor.
- Функция оформления и противопоставления типов высказывания.
Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.) , [22, с.214].
Brother is leaving. For Moscow.
Brother is leaving. – For Moscow?
- Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста.
If Mary comes │ let me → know at once.
- Функция выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения [4, с.125].
Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)
You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)
Таким образом, интонация является одним из существенных выразительных средств стиха и используется в зависимости от данного литературного стиля, определяющего характер своей стиховой системы и ее интонационного строя.
1.4.Компоненты интонации
Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в психологию речи, в целый ряд дисциплин по технике и выразительности речи [7, с.23].
Основные компоненты речевой интонации следующие:
-сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
-направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
-скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
- тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи) [2, с.45].
1.4.1.Мелодика
Мелодика речи (др.-греч. melōd
Мелодика каждого языка
В российском языкознании основы изучения мелодики
речи заложены В. А. Богородицким, А
Мелодика речи выполняет следующие функции:
В тональных языках,
к которым относятся, в частности, вьетнамский, китайс
Согласно точке зрения немецкого фонетиста Э. Зиверса, высказанной в конце 19 века, всякое стихотворение характеризуется единственной, вложенной в него автором мелодикой, хотя возможно множество его реализаций. Чтобы выявить эту интонацию, Зиверс предложил «метод массовых реакций»: «авторской» считалась интонация, зарегистрированная у большинства испытуемых. Этот метод, построенный на априорном допущении аутентичности преобладающего типа интонирования, был подвергнут критике А. Хёйслером, а в современной науке — С. И. Бернштейном, продемонстрировавшим, что метод Зиверса нередко приводит к отрицанию «авторской интонации» в чтении самих авторов [25, с.49].
1.4.2.Интенсивность
Рассмотрение интенсивности
Различия в интенсивности
Тесная связь между
Важным фактором, определяющим абсолютное значение интенсивности гласного, является его качество. Установлено, что гласные низкого подъема имеют большую интенсивность, чем гласные высокого подъема.
Сравнительно менее
К непросодическим факторам относятся кроме названных индивидуальная средняя интенсивность речи говорящего и общий уровень речи, обусловленный ситуацией общения [30, с.19].
Ударность или безударность гласных,
как правило, существенно влияют
на их интенсивность, хотя последняя
редко бывает единственным компонентом
ударения. Поскольку на абсолютную
интенсивность гласного воздействуют
и иные факторы, и поскольку ударность
может обеспечиваться и другими
фонетическими средствами (длительностью,
высотой, особенностями тембра) , ударный
гласный не обязательно бывает интенсивнее
безударного, однако учет непросодических
факторов позволяет увидеть роль
интенсивности в выражении
Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального напряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются повышением, а отрицательные и пассивные — понижением общего уровня интенсивности. Высокий уровень громкости отличает восклицательные и побудительные предложения (среди последних — особенно приказы, команды) . Для эмфатического выделения используется резкое повышение, а изредка и контрастирующее с фоном резкое понижение интенсивности. [18, с.37].
1.4.3.Фразовое ударение
Внутри смысловой группы (синтагмы) не все слова произносятся одинаково; в ней выделяются фразовым ударением знаменательные слова, имеющие самостоятельное лексическое значение.
Фразовое ударение - это более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными) [19, с.98].
В английском предложении под ударением, как правило, стоят знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения.
Неударными обычно бывают служебные слова (артикли, союзы, предлоги и вспомогательные глаголы), а также личные и притяжательные местоимения.
Можно обратить внимание, что ударные слоги отделены друг от друга в речи равными промежутками времени, а безударные слоги сокращаются так, чтобы соблюдался этот ритм. Это явление называется изохронностью ритма.
В случае необходимости выделения по смыслу какого-либо слова, которое говорящему кажется особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, и, наоборот, знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могут его терять. Такое ударение называется логическим ударением. В английском языке, так же как и в русском, логическое ударение может не совпадать с фразовым. [17, с.45].
1.4.4. Длительность и темп речи
Протяженность речевых единиц (и их составляющих) во времени — необходимое условие их существования. Для того, чтобы та или иная речевая единица могла быть реализована говорящим и воспринята слушающим, требуется определенное время, естественно, различное для разных элементов. Длительность крупных, сложных по структуре единиц (высказывания чаще всего членимы на слова, слоги, звуки) определяется числом составляющих их элементов: фраза, содержащая большее количество звуков, имеет, как правило, большую длительность, чем фраза, имеющая меньшее количество звуков, хотя наблюдается и тенденция к выравниванию длительностей речевых единиц одного ранга (ритмических групп, синтагм, высказываний) . Вместе с тем вариативность длительности составляющих речевой цепи достаточно велика и доступный в данном языке диапазон значений длительности звуков может использоваться для передачи особой — просодической — информации. В языках, не имеющих фонологического противопоставления звуков по долготе, большая или меньшая протяженность звука не нарушает фонемного облика слова, или — как лингвистически недостаточно строго говорят — не изменяет его значения [13, с.209].
В артикуляционном плане можно
говорить о длительности тех или
иных речевых элементов, имея в виду
продолжительность составляющих эти
элементы артикуляционных движений.
Например, длительность смычного согласного
складывается из времени, необходимого
для реализации смычки и взрыва.
Длительность гласного складывается из
протяженности
В русском языке специфическая длительность гласного тем меньше, чем более передней и закрытой является его артикуляция. Контраст между самым долгим и самым кратким гласным, максимальный для ударных, может достигать 33%, хотя обычно укладывается в меньшие пределы. Другой фактор, определяющий длительность гласных, это их позиция в слове и слоге. Из наиболее общих закономерностей следует отметить большую длительность гласного в открытом слоге, особенно в абсолютном исходе слова, и сокращение длительности гласного (по сравнению со средней) перед глухими согласными. Влияние согласных, окружающих гласный, на его длительность неодинаково: влияние последующего сильнее, чем предшествующего. Отмечается также зависимость длительности гласного от длины слова: в русском языке с увеличением количества слогов в слове длительность его ударного гласного имеет тенденцию сокращаться, что можно рассматривать как проявление общей закономерности — сокращения длительности каждого элемента при увеличении их числа в речевой единице. В частности, отмечается меньшая средняя длительность звуков в длинных фразах по сравнению с таковой в коротких[22, с.156].
Можно также сказать, что слово
или синтагма, имеющие в высказывании
больший смысловой вес, характеризуются
большей длительностью, которая
проявляется в большей
Информация о работе Исследование компонентов интонации в стихотворной речи