Исследование компонентов интонации в стихотворной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данного исследования являются:
- изучение интонационных особенностей при чтении поэтического произведения(американский вариант);
- выявление наиболее важных компонентов интонации при чтении поэтического текста.
Достижение целей обуславливает необходимость решения ряда более частных задач:
-систематизировать теоретические знания по английской интонации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….…...5
Глава 1.Теория интонации…………………………………………………..……...7
Понятие интонации………………………………………………………..….....7
Эмфатическая интонация…………………………………………………….....8
Функции интонации……………………………………………………………..9
Компоненты интонации……………………………………………..................10
1.4.1. Мелодика………………………………………………………………....11
1.4.2. Интенсивность…………………………………………………………….12
1.4.3.Фразовое ударение………………………………………………………..14
1.4.4. Длительность и темп речи………………………………………………..14
1.4.5. Пауза…………………………………………………………………........17
1.4.6. Тембр………………………………………………………………………19
1.5. Поэтическая интонация………………………………………………………….…20
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………...23
Глава 2. Исследование компонентов интонации в стихотворной речи……....24
2.1. Общая характеристика интонационного оформления поэтических текстов…24
2.2. Мелодика………………………………………………………………………..…25
2.2.1. Мелодика стихотворения в мужском исполнении…………..……………..…25
2.2.2. Мелодика стихотворения в женском исполнении…………..…………….….26
2.3. Паузация………………………………………………………………………..….27
2.3.1. Паузация стихотворения в мужском исполнении …………………….……..27
2.3.2. Паузация стихотворения в женском исполнении ……………………………28
2.4. Ритм в стихотворении…………………………………………………………….29
2.4.1. Ритм в стихотворении в мужском исполнении ………………………..29
2.4.2. Ритм в стихотворении в женском исполнении…………………………30
2.5. Тембр стихотворной речи………………………………………………………...31
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении……………………...32
2.5.1.Тембр стихотворной речи в женском исполнении………………….….32
Выводы по Главе 2………………………………………………………………......33
Глава 3. Описание экспериментально-фонетического исследования………...34
Выводы по Главе 3…………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

gotovyy.docx

— 85.05 Кб (Скачать файл)

′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor.

        - Функция оформления и противопоставления типов высказывания.

Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально  иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.) , [22, с.214].

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving.  –  For Moscow?

- Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста.

If Mary comes │ let me → know at once.

- Функция выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения [4, с.125].

Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)

                                                        - Now (заинтересовано)

                                                        - Now (поддерживание разговора)

                     You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)

Таким образом, интонация  является одним из существенных выразительных средств стиха  и используется в зависимости  от данного литературного стиля, определяющего характер своей стиховой системы и ее интонационного строя.

 

 

1.4.Компоненты интонации

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под  интонацией понимают совокупность средств  организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в  психологию речи, в целый ряд дисциплин  по технике и выразительности речи [7, с.23].

Основные  компоненты речевой интонации следующие:

 

-сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

-направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

-скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

- тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи) [2, с.45].

 

1.4.1.Мелодика

Мелодика речи (др.-греч. melōdikós — мелодический, песенный) —основной компонент интонации. С акустической точки зрения, мелодика речи  - это изменения во времени частоты основного тона,  измеряемой в герцах или музыкальных интервалах. Различается мелодика слога, слова, фразы.

Мелодика каждого языка представлена рядом застывших структур с их фонетическими вариантами [27, с.89].

В российском языкознании основы изучения мелодики речи заложены В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.

Мелодика речи выполняет следующие  функции:

  • организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы и связывая её части;
  • различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание и другие). Выделяет наиболее важный отрезок высказывания (грамматически значимую часть фразы, к которой обычно относится зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами) или подчёркивает его отдельные элементы;
  • выражает эмоции, оттенки модальности, иронию, подтекст.

В тональных языках, к которым относятся, в частности, вьетнамский, китайский, мелодика различает значения слов за счёт типа мелодического движения внутри слога или его положения (музыкальное ударение). [20, с.156].

Согласно  точке зрения немецкого фонетиста Э. Зиверса, высказанной в конце 19 века, всякое стихотворение характеризуется единственной, вложенной в него автором мелодикой, хотя возможно множество его реализаций. Чтобы выявить эту интонацию, Зиверс предложил «метод массовых реакций»: «авторской» считалась интонация, зарегистрированная у большинства испытуемых. Этот метод, построенный на априорном допущении аутентичности преобладающего типа интонирования, был подвергнут критике А. Хёйслером, а в современной науке — С. И. Бернштейном, продемонстрировавшим, что метод Зиверса нередко приводит к отрицанию «авторской интонации» в чтении самих авторов [25, с.49].

 

1.4.2.Интенсивность

Рассмотрение интенсивности как  отдельного компонента интонации, а  тем более подробное описание этого параметра звучащей речи, встречается  в интонационных исследованиях  сравнительно редко. Между тем, интенсивность  является таким же необходимым условием артикуляции и восприятия звука, как длительность и частота, а  достаточно большой диапазон варьирования этого параметра в речи позволяет  ожидать использования его для  передачи разнообразной информации. Причина малой популярности интенсивности  по сравнению с другими просодическими признаками состоит не только в малой  исследовательности ее, но и в том, что частично динамический компонент  интонации рассматривается при  анализе ударения или акцента. Тесная связь между интенсивностью и  ударением объясняется тем, что  основная функция интенсивности  — выделение отдельных элементов  речевой цепи. Обычно это выделение  осуществляется усилением интенсивности, но, поскольку просодические характеристики всегда относительны, не исключено  и уменьшение силы звучания (так, шепот  на фоне обычной речи может быть столь же ярким и выразительным  средством, как и крик) . Выделение, или подчеркивание, одного из слогов слова принято называть ударением. Этим термином обозначают и выделение элементов в составе фразы[26, с.34].

Различия в интенсивности речевых  звуков воспринимаются человеком как  различия в громкости. Громкость  звука зависит также от его  длительности и высоты, поэтому существуют шкалы, учитывающие эту особенность восприятия (шкала сонов, фонов).

Тесная связь между длительностью  и интенсивностью отражается в понятии  суммарной энергии.

Важным фактором, определяющим абсолютное значение интенсивности гласного, является его качество. Установлено, что гласные  низкого подъема имеют большую  интенсивность, чем гласные высокого подъема.

Сравнительно менее значительно  влияние на интенсивность гласных  качества окружающих их согласных (по крайней мере, на максимальную, или пиковую, интенсивность).

К непросодическим факторам относятся  кроме названных индивидуальная средняя интенсивность речи говорящего и общий уровень речи, обусловленный  ситуацией общения [30, с.19].

Ударность или безударность гласных, как правило, существенно влияют на их интенсивность, хотя последняя  редко бывает единственным компонентом  ударения. Поскольку на абсолютную интенсивность гласного воздействуют и иные факторы, и поскольку ударность  может обеспечиваться и другими  фонетическими средствами (длительностью, высотой, особенностями тембра) , ударный  гласный не обязательно бывает интенсивнее  безударного, однако учет непросодических  факторов позволяет увидеть роль интенсивности в выражении различной  степени выделенности элементов  высказывания. При учете непросодических  факторов оказывается, что интенсивность  данного элемента тем больше, чем  больше он выделяется на фоне других. Существуют данные о значительном увеличении интенсивности  при выделительном, контрастном  и эмфатическом ударении в различных  языках.

Интенсивность возрастает с увеличением  общего эмоционального напряжения. Положительные  и активные эмоции обычно характеризуются  повышением, а отрицательные и  пассивные — понижением общего уровня интенсивности. Высокий уровень  громкости отличает восклицательные  и побудительные предложения (среди  последних — особенно приказы, команды) . Для эмфатического выделения используется резкое повышение, а изредка и контрастирующее с фоном резкое понижение интенсивности. [18, с.37].

 

1.4.3.Фразовое ударение

Внутри  смысловой группы (синтагмы) не все  слова произносятся одинаково; в  ней выделяются фразовым ударением  знаменательные слова, имеющие самостоятельное  лексическое значение.

Фразовое ударение - это более сильное произнесение одних слов в предложении по сравнению с другими словами (неударными) [19, с.98].

В английском предложении под ударением, как правило, стоят знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения.

Неударными обычно бывают служебные  слова (артикли, союзы, предлоги и вспомогательные  глаголы), а также личные и притяжательные местоимения.

Можно обратить внимание, что ударные  слоги отделены друг от друга в  речи равными промежутками времени, а безударные слоги сокращаются  так, чтобы соблюдался этот ритм. Это явление называется изохронностью ритма.

В случае необходимости выделения  по смыслу какого-либо слова, которое  говорящему кажется особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, и, наоборот, знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могут его терять. Такое ударение называется логическим ударением. В английском языке, так же как и в русском, логическое ударение может не совпадать с фразовым. [17, с.45].

 

1.4.4. Длительность и темп речи

Протяженность речевых единиц (и  их составляющих) во времени — необходимое  условие их существования. Для того, чтобы та или иная речевая единица  могла быть реализована говорящим  и воспринята слушающим, требуется  определенное время, естественно, различное  для разных элементов. Длительность крупных, сложных по структуре единиц (высказывания чаще всего членимы  на слова, слоги, звуки) определяется числом составляющих их элементов: фраза, содержащая большее количество звуков, имеет, как правило, большую длительность, чем фраза, имеющая меньшее количество звуков, хотя наблюдается и тенденция к выравниванию длительностей речевых единиц одного ранга (ритмических групп, синтагм, высказываний) . Вместе с тем вариативность длительности составляющих речевой цепи достаточно велика и доступный в данном языке диапазон значений длительности звуков может использоваться для передачи особой — просодической — информации. В языках, не имеющих фонологического противопоставления звуков по долготе, большая или меньшая протяженность звука не нарушает фонемного облика слова, или — как лингвистически недостаточно строго говорят — не изменяет его значения [13, с.209].

В артикуляционном плане можно  говорить о длительности тех или  иных речевых элементов, имея в виду продолжительность составляющих эти  элементы артикуляционных движений. Например, длительность смычного согласного складывается из времени, необходимого для реализации смычки и взрыва. Длительность гласного складывается из протяженности квазистационарного участка гласного и участков перехода между гласным и окружающими  его согласными. Разные звуки требуют  для образования и восприятия различного времени. Так, глухие щелевые  согласные почти вдвое превышают  по длительности сонанты в той  же позиции; гласные высокого подъема  при прочих равных условиях имеют  меньшую длительность, чем гласные  низкого подъема, причем различия эти  находятся выше слухового порога различения [18, с.20].

В русском языке специфическая  длительность гласного тем меньше, чем более передней и закрытой является его артикуляция. Контраст между самым долгим и самым  кратким гласным, максимальный для  ударных, может достигать 33%, хотя обычно укладывается в меньшие пределы. Другой фактор, определяющий длительность гласных, это их позиция в слове и слоге. Из наиболее общих закономерностей следует отметить большую длительность гласного в открытом слоге, особенно в абсолютном исходе слова, и сокращение длительности гласного (по сравнению со средней) перед глухими согласными. Влияние согласных, окружающих гласный, на его длительность неодинаково: влияние последующего сильнее, чем предшествующего. Отмечается также зависимость длительности гласного от длины слова: в русском языке с увеличением количества слогов в слове длительность его ударного гласного имеет тенденцию сокращаться, что можно рассматривать как проявление общей закономерности — сокращения длительности каждого элемента при увеличении их числа в речевой единице. В частности, отмечается меньшая средняя длительность звуков в длинных фразах по сравнению с таковой в коротких[22, с.156].

Можно также сказать, что слово  или синтагма, имеющие в высказывании больший смысловой вес, характеризуются  большей длительностью, которая  проявляется в большей длительности всех или некоторых их элементов, в числе которых, безусловно, —  ударный гласный. Это соответствует  универсальной тенденции затрачивать  больше времени на то, что важно, ново, ценно, и меньше — на то, что  менее важно, менее ценно, уже  известно. Но можно сказать и иначе: слово или синтагма, отличающиеся большей важностью, произносятся в  более медленном темпе. Поскольку  между длительностью и темпом существует обратно пропорциональная зависимость (чем больше длительность элементов речевой единицы, тем  меньшее количество их укладывается в единицу времени), многие авторы ограничиваются одной из этих характеристик и говорят о различном темпе произнесения отдельных слов и даже слогов. Представляется, однако, что есть основания сохранить обе эти характеристики и говорить в одних случаях об интонационно обусловленных изменениях темпа, а в других — об относительной (т.е. независимо от сегментных, позиционных и индивидуальных причин) длительности. Дело в том, что при одном и том же темпе произнесения речевой единицы относительные длительности ее элементов могут быть различным, передавая семантические отношения между элементами этой единицы. Целесообразно сохранить понятие темпа для единиц типа синтагмы и фразы применительно к словам и слогам, говорить об их просодической длительности. В книге "Восприятие речи человеком" предлагается понятие "мгновенного темпа" (величина которого предположительно измеряется и записывается в оперативную память одновременно с фонемной информацией) , в отличие от среднего темпа, определяемого в результате анализа достаточно большого отрезка речевого сигнала[11, с.223].

Информация о работе Исследование компонентов интонации в стихотворной речи