Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка
Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.
Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.
Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».
Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни какой теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, но совершенно не изученным заболеванием. Затруднения Фрейда были естественным отражением общих трудностей науки его времени.
Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история с кокаином (1883 г.), действие которого он изучал на себе и близких. Эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых.
Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом в неврологии физико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейд занимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органической невропатологией, методологические принципы физико-химического подхода вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. "Медики, - вспоминает Фрейд в последствии, - были воспитаны в духе исключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом. К оценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги.
Фрейд искал таинственную причину певрозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете, Фрейд получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику "Сальпетриер", которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.
Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна "Внушение и его применении в качестве терапии", он попытался применить гипноз в целях лечения больных. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждению открыть зонтик, что она и сделала. На вопрос, зачем она открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик.
Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий результат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пережить и тем самым разрядить подавленный психический импульс, вызвавший болезнь. Обобщив накопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что организм располагает постоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смысл предложенного состоял в том, чтобы "разрядить" патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям Фрейда.
1.3. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда
Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное. К первой относятся все психические акты, "присущие в нашем сознании и воспринимаемые нами", ко второй - все, что не дано непосредственно в самосознании. Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, лежащего на границе внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних, так и внутренних импульсов. Сознание, писал Фрейд, локализуется в мозговой коре.
Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы психологической динамики, Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.
Фрейд обратил внимание на частые совпадения болезненных воспоминаний пациентов с их детским сексуальным опытом. Эти факты навели Фрейда на мысль, что источником психических заболеваний является сексуальная травма, что истерия, например, связанна с имевшим место в детстве пассивным совращением ребенка кем-нибудь из взрослых, а невроз навязчивости - с активным соучастием самого пациента в акте совращения.
Сексуальные влечения в то время представляли собой не просто слабоизученную проблему, но и область, окруженную огромным количеством предрассудком и социальным табу, заставивших многих видных ученых сознательно обходит ее стороной.
Систематически наблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальной сфере, Фрейд переоценил ее значение в жизни нормального человека. Вынеся проблемы пола за пределы социальных и исторических рамок, Фрейд неизбежно биологизировал их, что и нашло отражение в отнесении сексуальных влечений к разряду изначальных и чуть ли не единственных детерминант человеческого поведения.
Он многие годы работал в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него начал складываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создается Общество Фрейда.
К Юнг, в отличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным, натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах. И это навело его на предположение, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [11, c. 430]
Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этих областях он и назвал архетипами. [10, c. 401]
Архетип – это система установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мир открывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить его и интерпретировать.
Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, с помощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто.
Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность, иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».
Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. [11, c. 432]
Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Архетипы выявляют корни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологий Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать).